Click to view
С сегодняшнего дня в прокате - "Мастер" Пола Томаса Андерсона.
Для меня ПТА - это, в первую очередь, режиссер "Нефти", а уж потом всего остального. Поэтому "Мастера" я ждал, как мало чего другого. Тем более, что много говорилось о том, как для сценария "Мастера" были использованы тексты, не вошедшие в "Нефть".
Фильм позиционировался как история о том, как вернувшийся с фронта ветеран Фредди (Феникс) попадает в секту, возглавляемую неким персонажем Ланкастером Доддом, якобы списанным с основателя сайентологии Рона Хаббарда (Филипп Сеймур Хоффман). Недавно глава TWC Харви Вайнштайн, объясняя причины недостаточно высоких сборов картины, сказал, что, мол, зря он так подавал картину - все ждали разоблачения Хаббарда, а фильм не про него.
Так и есть - Ланкастер Додд появляется чуть ли не через час от начала фильма. Более того, упоминания о "Нефти" заставляли думать, что и тут мы столкнемся с противостоянием двух харизматичных персонажей, один из которых будет как-то связан с лжеучением. Но тут все совсем не так.
В общем, забудьте про "Нефть", забудьте про сайентологию.
Первое, чего нужно ожидать от "Мастера" - это удивительной красоты изображения. Фильм снимался на 65-миллиметровый негатив и старинную кинокамеру, в результате чего картинка выглядит, как фотографии со средне-или полноформатного Rolleiflex или Hasselblad. На фестивалях фильм даже показывали на 70-мм пленке, но эта глубина остается даже в цифровой проекции, даже на очень небольшом экране (я видел фильм на пресс-показе в синем зале "Дома кино", и получил огромное впечатление).
Второе качество фильма - медитативность. Почему-то кино о конце сороковых - начале пятидесятых, а иногда и о шестидесятых-семидесятых в Америке всегда выглядит так, словно его смотришь под воздействием алкоголя или травы. Это касается и моей любимой "Птахи" Алана Паркера, и "На дороге". Так и тут. Ждать, что кто-то из актеров будет прожигать глазами экран, не следует. Фильм тихий и медлительный.
И, собственно, о чем он? Итак, Фредди возвращается с войны и никак не может найти себе места на гражданке. Работает то там, то сям, пьет, бродяжничает - и вот, наконец, оказывается на корабле, который арендует организация, возглавляемая Ланкастером Доддом и его женой Пегги (Эми Адамс). Что за организация - непонятно. То ли центр психологической помощи, то ли философская школа. Додд написал некую книгу и готовит "Книгу №2". У него есть некое Учение, которое он явно придумывает прямо на ходу, и это Учение явно не несет совершенно никакого смысла. Половина последователей не понимает, чего от них хотят, вторая половина цинично изображает понимание и просто ждет прибылей. А Фредди фанатично включается в игру, искренне верит во все, что ему втирает Додд - и, что самое удивительно, шарлатанское учение Додда почему-то срабатывает. И вот это и есть самое интересное.