Вот так ждешь, ждешь какого-нибудь фильма - а он оказывается не очень. Как после этого жить?
Я обожаю тетралогию о "Чужом". И оригинальный клаустрофобный хоррор сэра Ридли, и сиквел Кэмерона, фантастический экшн, превзошедший оригинал по всем параметрам, и тюремную драму Дэвида Финчера, и трагикомедию Жан-Пьера Жене. Две убогие попытки сделать кроссовер с "Хищником" (который я не люблю), конечно, удачными назвать нельзя. Что и говорить - когда стало известно, что сэр Ридли возвращается к фантастике и намерен показать всем, как надо снимать о "Чужом", радости моей не было предела.
И вот года два, кажется, назад, появились какие-то новости о том, что сценарий переписывают и что это будет "совершенно самостоятельная история". Так вот, фига с два. Никакой "совершенно самостоятельной истории" там нет - это уже было ясно из рекламной кампании картины, где фигурировало название "Weyland Industries". Это самый что ни на есть приквел. Только с высококлассной драматургией первых двух частей он не имеет ничего общего. Запутаться в жанровых составляющих, развесить по стенам такое количество нестреляющих ружей, написать такое количество кошмарных в своей примитивности диалогов, но при этом снять такое непостижимо эффектное кино - это надо было постараться очень сильно.
Что касается формы - тут все просто безупречно. Цвета, тридэ, декорации, свет, костюмы, грим, музыка - все достойно подписи Ридли Скотта.
Но что же до сценария - это ужас.
Итак. Парочка ученых-археологов находит в пяти разных пещерах по всему миру одно и то же изображение далекой галактики и убеждает старика Вейланда профинансировать экспедицию в эту самую галактику. На экране титр: космический корабль "Прометей", пункт назначения неизвестен. В следующей сцене - объявление: пункт назначения достигнут. Твою же мать, а! Робот Дэвид выводит участников экспедиции из гиперсна. Лишь теперь у членов экипажа находится время, чтобы познакомиться друг с другом - видимо, на корабль их приносили уже спящими. Корабль немедленно приземляется на загадочную планету возле жутковатого сооружения. Космонавты немедленно облачаются в скафандры и без всякой подготовки несутся к сооружению, проникают глубоко внутрь, а там, обнаружив, что атмосфера соответствует земной, тотчас снимают шлемы - биологи, археологи, геологи, кто там еще - видят явные следы жизни, и сразу снимают шлемы, не думая ни о возможной заразе, ни о какой-либо еще опасности! Дальше - больше: внезапно двоим становится страшно, и они бегут назад на корабль (разумеется, заблудившись в инопланетном лабиринте). Дисциплина и интеллект у участников этой удивительной экспедиции сравнимы с персонажами молодежных слэшеров. Пересказывать весь идиотизм и логические нестыковки того, что происходит дальше, просто невозможно - каждая сцена буквально изобилует оными. Биолог видит инопланетную змею (очень страшную на вид) - и тотчас тянет к ней руку. Мужик выпивает вина с каплей инопланетного ДНК - и тотчас начинает мутировать. И так далее.
Несмотря на все вышеперечисленное, каждый отдельный участник проекта делает все, что может. Актеры играют великолепно. Особенно удалась Викерс (Шарлиз Терон). Ледяная (вернее, железная) леди в начале, уже в середине она обнаруживает в себе немало человеческого - это не сценарий, это ее, Шарлиз, игра. Нуми Рапас тоже играет прекрасно. Вдвоем они отлично заменяют отсутствующую в проекте Сигурни Уивер. Но круче всех, конечно, Майкл Фассбендер - робот Дэвид. Как он двигается и как говорит, описать невозможно - надо смотреть.
Аудиовизуальные компоненты - выше всяких похвал. От музыки до декораций космических кораблей, от операторской работы до тех звуков, которые издают зонды, сканирующие лабиринт, - все так восхитительно, что хочется немедленно пойти и пересмотреть.
Но, черт побери, зачем было на роль Вейланда брать Гая Пирса? Ведь видно же, что на экране не старик, а Гай Пирс в гриме! Чтобы Гай Пирс сыграл молодого Вейланда в одном из рекламных роликов фильма? Ну так и играл бы, фильм не пострадал бы от Вейланда-старика в исполнении, например, Кристофера Ли...
Черт побери, научная фантастика это или все же фэнтези, а то и вообще философская притча? Почему женщина, которой только что разрезали поперек прямые мышцы живота, а потом зашили рану скрепками, вскакивает и бежит, как ни в чем не бывало? Анестезия? ОК, но мышцы-то после такого воздействия все равно не работают! Что за нелепица с мутациями? Каждое последующее поколение чудищ мутирует до полной неузнаваемости, и от легендарного жизненного цикла настоящего Чужого тут нет ни следа. Бессмысленный кальмар, скрестившись с "Космическим Жокеем", порождает Королеву Чужих. И вы, сэр Ридли, хотите сказать, что все, что было потом, все яйца, фэйсхаггеры и прочее - это лишь результат произвольного смешения генов из колбы, найденной Дэвидом, генов двух космонавтов и Космического Жокея? Спасибо, не верю.
Но более всего смешит, что космические жокеи, все как один похожие на Марка Стронга, устроили целую базу, и все ради того, чтобы уничтожить людей. И вот один из них просыпается от двух тысяч лет гиперсна, видит перед собой людей, которые обращаются к нему на его же языке - и что он делает? Он убивает их, затем садится за пульт и летит убивать всех человеков на Земле! Фак мой мозг!!!
По сравнению с "Прометеем", "Аватар" Джеймса Кэмерона (в основе своей являющийся всего лишь сказкой, сложенной из набора архетипов) - просто вершина научной мысли в кинофантастике.
При этом форма, в которую упакован весь вышеперечисленный антинаучный бред "Прометея" - дает понять, что величие рассказываемой истории сравнимо со всем наследием Артура Кларка, Рэя Бредбери и Айзека Азимова вместе взятых. И потому эмоции включаются на полную катушку.
Здесь, как на "Дне независимости", надо отключить мозг и просто восхищаться зрелищем. Пожалуй, из всех фан-фиков на тему вселенной "Чужого" этот - самый красивый, но с оригинальными четырьмя фильмами он имеет не сильно больше общего, чем Aliens vs. Predator, и смотреть его надо обязательно лишь после знакомства с тетралогией, и ни в коем случае не до.