Край

Sep 27, 2010 04:03

image Click to view



Помимо многочисленных художественных достоинств (декорации, реквизит, костюмы, изображение, звук), у фильма есть совершенно замечательные содержательные достоинства. Вообще, этот тот редкий случай в отечественном кино, когда сюжет, характер, главный актер и весь фильм - одно целое. Пожалуй, ближайший аналог в мировом кино - это горячо любимая мною "Нефть".

Главный герой - характер, крайне редкий для наших современных фильмов. А именно - пассионарная личность. Сделано это простыми, грубыми средствами, а потому особенно хорошо работает. Суть примерно такая: в глушь, в тыл приезжает ветеран войны Игнат (Машков - идеально точный подбор актера на такую роль). Едет он, видимо, по всей стране, в поисках места, где ему разрешат управлять паровозом (проблема в том, что допуска у него нет - как машинист он списан). И вот, в населенном пункте Край ему, наконец, разрешают - ибо жители поселка все поголовно ссыльные, почти зэки, а он тут единственный "победитель". На правах победителя Инат получает не только паровоз, но и лучшую женщину, чем вызывает лютую зависть всех местных. Местные организуют подставу, Игната разжалуют в кочегары, и тут местный полусумасшедший то ли якут, то ли еще что-то вроде того Вовка (Баширов), сообщает, что в лесу спрятан еще один паровоз! И тут в паровоз окончательно превращается уже сам Игнат. Одержимый идеей, он отдает Вовке орден за информацию, отыскивает заброшенный паровоз, на пару со сбежавшей из-под стражи немкой восстанавливает разрушенный мост через ледяную реку (одна из моих любимых сцен в фильме) - и навлекает на себя еще больше ненависти местного населения, которое, в принципе, представлено не самыми плохими на свете, но все же весьма неприятными типами, которым явно ничего в жизни не надо в их полусвободном-полузэковском бытии - лишь бы пожрать да выпить. Безжалостно сожрали даже местного медведя, которого почитали чуть ли не за талисман, а шкуру распяли на паровозе. Замечательный, считаю, яркий и весьма узнаваемый портрет современной (современной ли? - пожалуй, всегдашней) России от Салтыкова-Щедрина до Пелевина включительно.

Любопытное наблюдение. Практически каждая сцена с участием Игната заканчивается так: собеседник начинает докапываться до него с идиотскими вопросами или претензиями. Игнат отвечает, как отрезает (в подтексте явно ощущается "иди на х**") - и делает свое дело дальше, а собеседник остается ни с чем. Просто восхитительно.

Дальше говорить о драматургии без спойлеров невозможно, поэтому скажу так: кино очень русское, но по части структуры сочинено по вполне голливудским канонам. В том числе поэтому-то его и выдвинули на Оскар (а вовсе не только из-за "экспортных" деталей типа медведя, женской бани и пр.), и все шансы на номинацию, думаю, есть.

Ну а теперь об аудио- и видеовпечатлениях. Вот как я ходил в кинотеатр слушать "Утомленных солнцем 2" (можете сколько угодно ругать Никиту Михалкова, но звук в "Предстоянии" - пожалуй, в десятке моих любимых в кинематографе ever, а в российском - особенно), так вот, так же я сейчас наслаждаюсь звуком в "Крае". Не знаю, кому как, а мне страшно нравятся вовсе не только то, как пыхтят и лязгают паровозы, но и, например, кадр, где Игнат смахивает топором плевок со своего плеча: дзинннь! Это прекрасно.

Музыка. Музыка своеобразная - честно скажу, могла бы быть, наверное, и какой-нибудь другой (получше, поблагозвучнее), но только не в сцене строительства моста. Гулкие электронные удары - тыдыщщь, бдыдыщь :) - подчеркивают всю монументальность сцены и здорово запоминаются.

И, конечно, изображение. Фильм довольно темный и практически без солнца (а я давно заметил, что фильмы, где есть солнце - смотрятся приятнее), но закопченный Машков, закопченные все остальные персонажи, все это с каким-то идеально мягким освещением - ни одной резкой тени в фильме - все на грани проработки, при этом ни одного провала, глаза у персонажей всегда словно горят… сплошное наслаждение, а не картинка. Плюс все такое фактурное, заросшее мхом, ржавчиной, покрытое трещинами и пр. Красота! Одно жалко - флэшбеки: как-то их слишком уж обработали, перемудрили, - видно, что было снято красиво, но все перекрутили, пересветили, жаль.

Вот такое вот кино. Брутальное, снежно-медвежное, сибирское (хотя все снято в Ленобласти), мрачное и в то же время жизнеутверждающее. Оскотиневшееся население получает надежду на освобождение, а пассионарный Игнат несется дальше по стране. Я - обеими руками за.

Ах да, и еще там есть гонки на паровозах - и безо всякой компьютерной графики. Живое, настоящее кино!

-----

Вот еще мне тут что вспомнилось, в связи с Краем и Брестской крепостью. В отрицательный рецензиях на Край встречаю претензии: мол, снято на деньги РЖД, такой-сякой Якунин, да Первый канал, такой-сякой Эрнст. Какая, к черту, разница, на чьи деньги что снято? Кино-то хорошее! Другое дело, что гламурные премьеры и репортажи пора бы прекращать. Народ в целом не голодает, но хождения чиновников, олигархов и представителей шоу-бизнеса по красным ковровым дорожкам явно всех раздражают и резко отрицательно сказываются на мнении зрителей о фильмах. Да, именно эти люди, vipы, делают возможным появление такого кино и заслуженно хотят покрасоваться. Но, увы, парадокс: этих же людей массы лютой ненавистью ненавидят. Ничто не сумеет так испортить прокатные результаты шедевральной "Брестской крепости", как вполне предсказуемая партийно-государственническая пиар-вакханалия, которая начнется ближе к выходу картины в прокат. Так же и сейчас, вот, на той неделе была VIP-премьера восхитительного "Края" в Пушкинском... почему бы не обойтись без СМИ, не понимаю. Рекламу - рекламой, а "для своих" сделать специальный сеанс, и тогда все будут довольны.

P.S. Машков вечером был в программе у Познера и совершенно замечательные ответы давал.

кино

Previous post Next post
Up