Евреи Чехии. Голем, Франкенштейн и Освенцим.

Dec 24, 2014 02:15

Несколько дней меня преследовала весть о еврейской общине Чехии, недовольной визитом Путина на торжества, посвященные 70-той годовщине освобождения Освенцима. Поразило не само событие - весьма странное, а сам факт существования в нынешней Чехии еврейской общины.

В Средние века еврейская Прага славилась каббалистами, мудрыми талмудистами и алхимиками, таинственными кладбищами, Големом и прочим очаровательным фольклором. Сегодняшняя еврейская жизнь Чехии, как мне казалось, ограничивается продажей посторонними магнитиков с семисвечниками возле уцелевших зданий древних синагог. Что касается самих евреев, то немногие уцелевшие к уходу нацистов массово эмигрировали в Израиль, Штаты и прочее.


Появления из мира големов и франкенштейнов еврейской общины Чехии удивила настолько, что я заинтересовался статистикой и реальностью. Среди 14 меньшинств с признанным статусом евреев нет.




Согласно переписи 2011 года иудаизм в Чехии исповедуют 1132 человека. Весьма сомнительно, чтобы значительная часть из них принимала хоть какое-то участие в общинной жизни. По всей видимости, как и любые европейцы всякого вероисповедания, в большинстве они приобщаются к религиозной жизни по случаю похорон престарелых родственников и свадеб (при религиозно не смешанном браке).

«Еврейская община Чехии», таким образом, состоит из нескольких десятков, много сотен, граждан, живущих торговлей национальной идентичностью.
Небесная мечта подобного сообщества - грант на восстановление и реставрацию какой-нибудь заброшенной синагоги - «ценного образец традиционной архитектуры дцатого столетия» или строительство культурного центра, ведущего «обширную информационную и культурную программу», ненужные решительно никому на свете, кроме самого сообщества. Активная жизнь в виртуальном мире новостей лучший способ приблизится к заветным бюджетам, а юбилей Освенцима редкий случай в этот мир попасть, пусть даже и скандалом.

Что до этической стороны подобных пассажей… Какая, между нами, может быть этика у проходимцев, паразитирующих на памяти трагически исчезнувшей этнической группы?

пропаганда, нежить, абсурд

Previous post Next post
Up