Питонство

Sep 15, 2020 18:05

Сложно сейчас разобраться, почему я придала этому событию такую значимость и внесла в календарь (чтоб не пропустить начало класса?), но внезапно выскочило напоминание, что в этот день шесть лет назад я начала свой первый класс по программированию. Этот класс использовал Питон и был размещен на Курсере профессорами техасского университета Райс. С тех пор классы на Курсере многократно испортились, я перешла на другие образовательные источники, но по сей день считаю, что то был один из лучших классов, которые я проходила в своей жизни. Для человека не знающего о программировании ничего он был совсем не простым. Каждая неделя состояла из нескольких лекций, квизов-тестов и задания-проекта. Лекции и тесты обычно имеют очень-очень низкую эффективность (во всяком случае для меня), и времени они занимали не особо много, но вот эти задания-проекты. Это было нечто, в некоторые недели у меня уходило на них много-много часов. Уже не помню, но кажется, что в инструкции к классу значилось, что задания каждую неделю могут занимать 5-10 часов самостоятельной работы. И наверное недель пять из десяти у меня точно уходило близко к максимуму, а может и больше. Проекты в большинстве своем представляли собой игры. Начиналось все простой игрой "угадай число", но сложность резко возрастала - Pong, Memory, 2048, Крестики-Нолики. Обычно графикой озадачиваться было особо не надо и уже давались заготовки, по началу заготовки давались и для самой структуры игры, но с каждой неделей подсказок становилось все меньше. В то время разобраться с разными функциями и классами для меня было наверное как управлять космическим кораблем, давно так не приходилось напрягать шестеренки в голове! У первого 10-недельного класса было два 10-недельных продолжения, то есть это 3 семестра получается. И я в итоге прошла их все, но попыхтеть пришлось не на шутку.

Сейчас я уже не знаю, что сподвигло меня на все это. За тот год мне предстояло написать диссертацию, защититься, найти работу в биотехе, а значит отправить массу заявок и пройти много интервью. На самом деле классами на Курсере я впервые увлеклась в 2012 году - вскоре после сдачи кандидатского минимума и после выхода первой статьи. Тогда я с огромным энтузиазмом послушала интересные и довольно мало времени занимавшие лекции по Networked Life. Было очень удобно вечером вместо какого-нибудь сериала посмотреть короткую лекцию и узнать нечто новое. Да, видимо, я и в самом деле нерд: меня никто не заставлял эти классы слушать, и тем более никто не заставлял выполнять задания, да и про саму Курсеру я совершенно случайно узнала тогда. После первых двух классов я записалась на еще целую пачку каких-то - там было нечто по химии, эволюции и написанию статей от Стенфорда. Эти классы у меня совсем не пошли - не то первые два были слишком базовыми и по сути повторением, не то третий класс был слишком тошнотворен, не то химия в лабе внезапно стала снова набирать обороты - но классы эти я в итоге бросила и про Курсеру забыла почти на два года. Летом 2014 я съездила на пару недель домой и по возвращении внезапно снова наткнулась на Курсеру. Оказалось, что там появилось огромное множество самых разных классов - я залипла тогда у экрана на многие минуты, все было такое "вкусное". Первым делом я прошла класс Мюнхенского университета по апоптозу. Апоптоз к моей диссертации не относился вообще никак, но когда-то в далеком 2007 я прочитала (с переменным успехом в понимании прочитанного) о нем немало - это пересекалось с темой работы на стажировке в Чикаго. Класс по апоптозу пусть совершенно нерелевантен моей диссертации, но насколько же он был удачным и интересным! И это подогрело мой интерес. В лабе дела к тому моменту шли весьма депрессивно - мы получили массу комментариев и требований к моей основной статье, еще один проект как-то застрял, а браться за что-то новое и перспективное мне уже не давали, потому что скоро защита. На самом деле будь у меня проект как тот, что попался в 2012 или 2013, я бы могла еще успеть довольно много всего сделать, но хорошие проекты у нас были на вес золота, а работать над никому не нужными и неперспективными мне и самой было скучно. Я делала что-то, чтоб было видно, что я что-то делаю, но интереса что к переделыванию статьи, что к домучиванию какого-то унылого недо-проекта у меня по сути не было. Классы очень помогали мне психологически держаться и давали ощущение, что день прошел не зря - я узнала что-то новое. В лабе этого не было, были унылые и до жути однообразные гели и блоты для ревью, которые приходилось повторять 20 раз, потому что нужна красивая картинка, хотя уже всем давно было видно, что там за результат. Нужно было выращивать тонны клеток для повтора масс-спека, готовить реагенты для него, короче сплошная рутина, я могла бы делать это во сне.

Наверное главным хайлайтом кампусной составляющей моего последнего года аспирантуры было преподавание класса по химической биологии. Побыв в нем обычным лабораторным ТА я наконец-то получила должность главного ТА. Это означало, что у меня не было своей секции студентов, я не проверяла лабораторки (хотя помогала с проверкой экзамена), но на мне была подготовка всех лаб. А к лабам в этом классе относились очень серьезно и я каждую неделю носилась по кампусу то в поисках какого-то реагента, то перетаскивая из одного здания в другое очередные порции чашек [Петри] и образцов. По выходным в учебной лабе никого не было и это давало мне возможность проверить все реагенты и эксперименты к будущим лабам. Лабы были 6-часовые с кучей шагов и очень часто что-то могло пойти не так. Я составляла заметки для ТА, проверяла реагенты, заставляла сток-рум убедиться, что все заказано и все нужное у нас будет, отмеряла аликвоты. Проверяла наличие и исправность приборов. К каким-то лабам мне нужно было наливать сотни чашек [Петри], растить компетентные клетки, сеять десятки 96-well чашек с мышиными клетками. С января по конец марта это занимало практически все мое время, я часто приходила на кампус до 8 утра и уходила после 10 вечера. Если в лабе что-то шло не так и сток-рум не знал, как это исправить на ходу, - мне звонили и я прилетала в учебную лабу и разбиралась. На самом деле не так что-то было несколько раз, но я всегда была в состоянии найти быстрый выход. Некоторые вещи я уже знала по своему прежнему опыту - в сами лабы и в финальный экзамен я внесла несколько заметных изменений, которые сильно упрощали всем жизнь. На самом деле я сейчас даже не знаю, как я умудрилась параллельно со всем этим еще и какой-то класс делать, а также подать массу заявок и успешно прошла несколько интервью, и даже получила какой-то приз за презентацию ТЕД-версии своей диссертации на внутриуниверситетском конкурсе, правда от следующего тура вынуждена была отказаться. Я уже чуяла, что аспирантура когда-нибудь закончится и надо только найти куда двигаться дальше и как-то сделать последние месяцы наименее мучительными. На самом деле они не были мучительными. И опыт быть главным ТА хоть и был жутко выматывающим, вся вот эта многогранная логистика и координация мне ужасно нравилась и буквально опьяняла. У меня хорошо получалось, я вовремя сглаживала иногда возникавшие острые углы и решала проблемы, не стесняясь дергала всех кого надо было подергать и что-нибудь напомнить. Профессор была довольна, ТА считали меня лучшим другом, даже студенты умудрялись запомнить и здоровались встречая на кампусе. Достойный финал преподавательскому опыту.

Потом четверть закончилась, я на минуту вздохнула с облегчением и погрузилась в самый сложный период последних недель написания диссертации, защиты и сворачивания дел в лабе. Классы по Питону тоже закончились до осени, и вот эти вот последние недели градшколы ощущались самыми мучительными и бессмысленными в моей жизни за последние 7 лет. В какой-то вечер я даже умудрилась пройти по скалам между двумя несоединенными пляжами и влезть на тропинку по жуткому обрыву. У меня реально сносило крышу от того, что дни были заполнены длинным бессмысленным файлом, который нужно было мучительно дописывать, редактировать и приводить в библиотечные стандарты. Я никогда не любила читать и тем более писать статьи, но вряд ли можно найти в научной работе что-то более удручающее и бессмысленное, чем мануальное редактирование ссылок, которые не смог отформатировать зловредный Эндноут.

***

Я так и не знаю, что меня тогда сподвигло подписаться на тот класс и почему именно на него. Наверное, мне просто повезло в какой-то момент познакомиться с группой очень умных людей, которые занимались чем-то отличным от меня, и это послужило вдохновением. И да, конечно, это было что-то совсем новое и неизведанное, такое "клевое" и у всех на слуху, но я совершенно даже не могла тогда предположить, что через какие-нибудь четыре с небольшим года стану применять эти знания в работе, даже более того - что это будет тот самый навык, за который мне будут платить зарплату. Конечно, тот класс был лишь вступлением. Потребуется не один очень-очень длинный пост, чтобы описать все мои "университеты", попытки, ошибки, неудачи, падения духом и огорчения на данном пути, все моменты, когда я в слезах убегала из-за компьютера и желала забыть все это и вычеркнуть из памяти. Но я рада, что несмотря ни на что продолжала преодолевать активационный барьер. Конечно же базовые знания Питона не сделают из ученого программиста. Даже продвинутые не сделают - на одном Питоне далеко не уедешь. Да и вообще сам по себе язык (если иметь фундамент в нескольких принципиально разных языках) не имеет такого уж огромного значения (за редким исключением), это вообще второстепенная вещь, да, это вам не лингвистика. Но Питон прекрасен и гораздо более интуитивен для новичка, чем другие языки, с которыми я сталкивалась. Он очень функционален и я по-прежнему им регулярно пользуюсь в работе (хотя это не основной мой инструмент сейчас). Если у кого-то есть интерес и желание прикоснуться к миру программирования - Питон это наверное лучший выбор.
Previous post Next post
Up