Когда идёшь на фильм Майкла Манна, обычно не ожидаешь подлянки. Это ведь не просто профессионал, а создатель, пожалуй, лучшего фильма на стыке жанров "ограбление банка" и "преступление и наказание". Да, я про Heat. Филигранно выписанные характеры, невероятно тонкая игра на случайностях, которые в ретроспективе превращаются в закономерности - постфактум понимаешь, что эти персонажи иначе действовать не могли. Это как гадание "любит-не любит" на ромашке. Ты просто не знаешь, любит или нет. Но когда знаешь наверняка, то вопросов к мотивации персонажей не возникает.
Blackhat - совсем другая история. Я даже не хочу вдаваться в технические тонкости, которые для фильмов про хакеров уже традиционно являются ахиллесовой пятой. Допустим, что в АНБ работают дебилы, которые не знают, что документы из вложений к имейлам надо хотя бы для порядка прогонять через антивирус перед открытием. Я даже могу согласиться, что американские стражи закона настолько упороты, что влезут в перестрелку против террористов с автоматами, имея только короткоствол и не имея броников. Пускай.
Наибольшим разочарованием для меня стал персонаж Хэмсворта, которого я сильно зауважал как актёра после "Гонки". Конечно, до голливудского Олимпа ему пока далеко, но, чёрт побери, в Blackhat'е ему просто нечего играть!
Скажем, в Con Аir герой Николаса Кэйджа хоть и сохранил наивные идеалы, но вообще-то успел прохавать всю жестокость законов тюремного мира. И выжить в этих джунглях ему явно помогла его армейская подготовка. Или, например, Джон Рэмбо из первой части (и только из неё) - это предельно достоверный персонаж. Пацаном попал в армию, прошёл самую жестокую школу выживания, превратился в машину для убийства, а в мирной жизни оказался никому не нужен. И оставался потерянным никем, пока орава дебилов во главе с уебаном-шерифом не вернула его в те самые условия, в которых он чувствовал себя, как рыба в воде. Или ещё один классический пример - Нео. Задрот и ссыкло, что нам убедительно демонстрирует первая часть "Матрицы" вплоть до того момента, как главгерой понимает, что на самом деле он не рискует своей шкурой, а играет в Calln of Duty. Под конец фильма он и вовсе находит чит-коды, что в корне меняет его отношение к событиям. Все три описанные случая достоверны и правдоподобны.
Но Майкл Манн просит нас поверить в гибрид всех трёх перечисленных типажей, взяв от них преимущества и не оставив ни одного недостатка. А ведь Кэмерон По спасся только благодаря феноменальному везению и находчивости, Джон Рэмбо рыдал от бессилия и непонимания - за что, а мистер Андерсон обладал не то чтобы везением, его просто... (ну, вдруг кто не смотрел вторую часть, я воздержусь от спойлеров). Главный герой Blackhat - это Кэмерон Рэмбо по кличке Нео, а проще говоря - Мэри Сью. И бедняга Хэмсворт просто не в состоянии сыграть эту хуйню хоть сколько-нибудь достоверно. Это не персонаж, это функция.
Я уж не говорю о том, что в сюжете тупо нет твистов. То есть, вообще. Сюжет Blackhat - это подтаявшее масло, размазанное ровным слоем по корке хронометража. Кушайте, не подавитесь. Ну да, будет пара моментов, когда покажется, что вот оно, что вот сейчас героям нужно будет принимать неожиданные решения. Как в "Исчезнувшей" - когда всё стаёт с ног на голову. Но тут не так. Тут даже "эффекта Мартина" не возникает. Потому что похуй.
И ещё один важный момент. Весь сеанс хотелось уебать оператора по рукам, но в то же время я понимал, что кто-то успел это сделать до меня. А ещё кто-то явно спиздил у оператора все широкоугольные объективы, поэтому весь фильм снят на телевик, причём сами угадайте, насколько хорошо оператор справлялся с наведением фокуса, раз уж у него нахер переломаны все пальцы.
Короче говоря, назвать Blackhat величайшим разочарованием я не могу. Майкл Манн всё же не в состоянии снять откровенное говнище, как бы ни старался. Но в этот раз, видимо, приложил все возможные усилия.
Майкл. Не надо так.
P.S. Все фильмы, упомянутые в этом посте (не считая Blackhat), являются одними их лучших образцов своих жанров и заслуживают вашего пристального внимания. Серьёзно, посмотрите их все. Не пожалеете.