- Скажем, родственник чиновника или банкира сбивает людей, скрывается с места преступления и получает условный срок.
- Должна быть нравственная власть, верховная власть, которая имела бы больший ресурс, чем чиновник любого уровня, которая могла бы в таком случае судить не по логике закона, а по нравственности.
Сами законы у нас выстроены так, что они имеют огромный разброс возможных санкций - от многолетнего заключения в тюрьме до, фактически, полного освобождения от наказания. И в этих случаях, конечно, не хватает в системе нравственной воли, которая могла бы проявляться в действиях верховной власти.
- Но разве у нас власть не имеет таких полномочий?
- У верховной власти нет полномочий в таких случаях проявлять строгость или милосердие. Передача ответственности на нижний уровень является попыткой лишить верховную власть тех возможностей, которые у нее всегда были в православном государстве. Полномочий, связанных с абсолютной милостью и абсолютной возможностью карать.
Должно быть лицо в стране - президент, монарх, кто-то еще, - который имел бы право не просто в резонансных случаях, а в любых случаях, которые требуют незамутненного нравственного суждения, на абсолютное помилование или на абсолютно жесткую кару. Это не соответствует западной политической системе, но именно в этом она и неправа.
Любой достойный монарх имел механизмы советования с народом, с Церковью, но иногда, по Божию наитию, верховный правитель или группа правителей, должна иметь возможность действовать так, как не прописано ни в одном законе.
- Если еще сам правитель так свято живет, что хорошо понимает, когда он по Божиему наитию, когда нет… Вот Иоанн Грозный голову св. Корнилию отрубил по Божиему наитию ли…
- Если это не по Божиему наитию, то Господь правителя наказывает, история об этом ясно говорит.
Теперь коррупция. На самом деле есть целые социальные традиции, в которых чиновник не получает зарплату, а получает подношение. Я не считаю, что эти традиции сами по себе плохи.
Я думаю, что выход отсюда только один: обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой государев человек, чиновник, всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению выше просителей. У него не должно быть побуждений брать лишнее, потому что он должен по определению стоять выше любого бизнесмена.
Полицейский должен обязательно обладать собственным домом, обладать возможностью строить будущее собственным детям, то есть жить так, как сегодня живет на самом деле только элита спецслужб.
В России всегда государев человек должен быть неуязвим перед «негосударевым» человеком. Бизнесмен не должен иметь возможности уволить полицейского, пристрелить его, обеспечить блокирование его решений через подкуп или запугивание вышестоящего начальства.
==>
(с) Всеволод Чаплин