Наводнение на Оби и Новосибирская ГЭС

May 14, 2015 19:24

В то время, как Волга переживает маловодье, на Оби наблюдается сильнейшее с 1969 года наводнение. В обеих случаях гидроэлектростанции играют важную роль в борьбе с экстремальными природными явлениями, и если на Волге построен целый каскад, то на Оби работает единственная Новосибирская ГЭС, о работе которой до и во время наводнения мы сегодня и поговорим.





Новосибирская ГЭС - станция средних размеров, ее мощность составляет 460 МВт. Ее водохранилище имеет полезный объем 4,4 км3, что по сути очень немного (для сравнения, Рыбинская ГЭС при мощности 356 МВт создала водохранилище полезным объемом 16,7 км3), соответственно, возможности по регулированию стока у нее весьма ограничены. Выработка электроэнергии давно не является главной задачей Новосибирского гидроузла, в первую очередь он обеспечивает надежное водоснабжение крупнейшего города Сибири, а электроэнергия вырабатывается попутно. Одновременно, в меру своих возможностей, станция защищает Новосибирск от наводнений. Посмотрим, как это у нее получилось в 2015 году, опираясь на цифры и факты.

Для начала посмотрим вот на этот график, отображающий приток воды в Новосибирское водохранилище и расход воды через ГЭС:




Мы видим, что до начала апреля расходы воды существенно превышали притоки, т.е. водохранилище срабатывалось. С 4 апреля приточность стала постепенно расти, т.е. началось половодье. 11 апреля приточность превысила расходы, началось заполнение водохранилища. Это обычный режим работы ГЭС - в половодье ее водохранилище наполняется, а в зимнюю межень срабатывается. Далее по мере роста приточности постепенно росли и сбросы воды, чтобы не допустить слишком быстрого наполнения водохранилища. Вот как изменялся его уровень:




К началу половодья водохранилище было опорожнено почти полностью, практически до т.н. уровня мертвого объема (УМО), т.е. минимально допустимого уровня заполнения водохранилища. С 11 по 20 апреля водохранилище почти не заполнялось (увеличение уровня составило всего 33 см), но 20 апреля ситуация изменилась, приточность превысила 4000 м3/с, началась активная фаза половодья. Водохранилище начало интенсивно заполняться, срезая пик паводка. Чтобы замедлить этот процесс, увеличивались и расходы воды через ГЭС, но приточность продолжала неуклонно расти. Водохранилище продержалось до 10 мая, т.е. около 3 недель, после чего его полезная емкось была исчерпана - уровень воды достиг отметки нормального подпорного уровня (НПУ), превышать которую можно лишь в особых условиях и ненадолго. Чтобы предотвратить дальнейшее наполнение водохранилища выше допустимых пределов, расходы на ГЭС были увеличены и к 13 мая приблизились к притокам, т.е. ГЭС фактически перешла в транзитный режим, пропуская почти всю поступающую воду. Ее возможности по борьбе с наводнением оказались исчерпанными.

Что в итоге? При всех своих ограниченных возможностях, Новосибирская ГЭС сумела снизить максимальный расход паводка более чем на 1000 м3/с, существенно ограничив масштабы затопления. С начала активной фазы паводка (с 20 апреля) в водохранилище было задержано 3,8 кубокилометра воды.

Тем не менее, в Новосибирске оказалось затоплено большое количество дачных участков. Необходимо отметить, что по закону эта территория не должна застраиваться на постоянной основе, земельные участки изначально выдавались под огороды без права застройки. По постепенно на дачных участках в зоне потенциального затопления появилась вполне себе капитальная застройка - люди всеми правами и неправдами стремятся селиться ближе к воде. Но природу не обманешь, и рано или поздно приходит такой паводок, с которым водохранилище справиться уже не может. Это нужно понимать очень четко.

Ну и наконец, снова отметим один важный момент. Возможности прогнозирования наводнений очень ограничены, еще 29 апреля метеорологи никакого масштабного наводнения на Оби не планировали, ожидая приточность в Новосибирское водохранилище в мае близкой к норме. Соответственно Росводресурсы, устанавливающие режимы работы ГЭС, вынуждены балансировать между необходимостью наполнения водохранилищ (ибо недостаток воды столь же опасен, как и ее избыток), и сохранением резервной емкости на случай наводнения. Все размышления постфактум, основанные на том знании, которого не было у регулирующего органа на момент принятия решений, в стиле «а почему вы не начали активно сбрасывать воду за две недели до наводнения» - не имеют смысла.

Обладая достоверным прогнозом, не превышающим нескольких суток, специалисты Росводресурсов в принципе не могут предсказать наводнение за две недели, и обвинять их в том, что они не могут заглянуть в будущее, нельзя. Снизить риск наводнений можно лишь увеличением резервной емкости водохранилищ - т.е. строительством новых. Такие проекты были - в верховьях Оби в советское время проектировались Каменская и Катунская ГЭС с крупными водохранилищами, но по разным причинам они так и не были реализованы. При существующей на Оби единственной Новосибирской ГЭС с водохранилищем ограниченной емкости защититься от действительно мощного наводнения невозможно. А значит, либо строительство новых водохранилищ, либо вынос построек из зоны затопления. Ну или нужно смириться с тем, что периодически застройка в пойме будет уходить под воду, и быть к этому готовым.

наводнения

Previous post Next post
Up