Как и обещал - пост про системы ПВО в Техмузее Автоваза написать.
Итак, как обычно, при полном отсутствием Жигулей и Лад, а также Логанов, в Музее очень много техники ПВО, включая
малокалиберную артиллерию, радиолокационные станции и зенитные ракетные комплексы.
1. ЗСУ-23-4 "Шилка"
2.РЛС П-14 "Оборона" из состава ЗРК С-200
3. и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6
4. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5
5. Антенная машина тропосферной станции Р-410М-7,5
6. Радиовысотомер ПРВ-9
7.
8. РЛС П-35
9. РЛС П-14 "Оборона" и наземный радиозапросчик "свой-чужой" 73Е6
10. РЛС П-18
Еще фотографии РЛС есть в моем более
раннем отчете на сайте "Вестник ПВО".
Зенитная ракетная система С-300ПВойска ПВО Страны
ЗРК С-300ПТ, С-300ПС
11. Универсальная передвижная вышка 40В6М (высотой 25 м) с низковысотным обнаружителем 5Н66М (76Н6Е - для экспорта) и кабиной Ф1 радиолокатора подсвета и наведения из состава КП 5Н63.
12. Для расширения “зоны видимости” радиолокатора управления огнем была создана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537.
13. Вообще, если приглядеться, что возможно это кабина Ф1 от буксируемого (первого) варианта ЗРК
С-300ПТ 14.
15.
16.
17.
18. Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов после проведения серии испытаний на вооружение Войск ПВО страны.
19. Модифицированный вариант НВО 5Н66М поставлялся в войска в составе антенного поста (Ф5М), аппаратного контейнера Ф52М, модуля электропитания, включавшего дизель-электрическую станцию (ДЭС) 5И57 и распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А). Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД).
20. Для установки НВО 5Н66М используются универсальные вышки 40В6М (МД). Управление НВО осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).
21. Новый модифицированный вариант станции - 76Н6 (в составе: антенный пост Ф5МУ, аппаратный контейнер Ф52МУ, унифицированная вышка 40В6М или 40В6МД) предназначен для обнаружения приближающихся и удаляющихся воздушных целей, в том числе и крылатых ракет с малой отражающей поверхностью (до 0,02 кв.м), на малых и предельно малых высотах (угол места цели 1-6 градусов) в условиях интенсивных отражений от предметов на местности и сильного радиопротиводействия. НВО производится Лиаиозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ) - головным предприятием НПО "Утес".
22. Специализированный радиолокатор обнаружения выпускается и в экспортном исполнении - 76Н6Е.
23.
24. Пусковая установка 5П85С ЗРК С-300ПС
25. На заднем плане серые вагоны - это второй железнодорожный комплекс с баллистическими ракетами, разрешенный к показу в музеях
26.
Зенитная ракетная система С-125Войска ПВО Страны
27. ЗРК С-125М "Нева": пусковая установка 5П73 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 5В27
28. Постановлением СМ СССР N479-199 от 29 мая 1964 г. ракета 5В27 (В-601П) была принята на вооружение. При этом устанавливалось, что при применении новой ракеты поражались цели со скоростями полета до 1500-2000 км/ч на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. При постановке пассивных помех заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, дальность -до 13,2-13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели уничтожались на дальности до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.
29. Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом N32 (ныне ВМП "Авитек"). Предполагалось организовать производство ракет и на ленинградском заводе N272 (ныне Ленинградский северный завод) но это предприятие было переключено на выпуск ракет для комплекса С-200.
30. Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106 в системе обозначений ЦКБ-34) была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие.
31. Тара для транспортировки ракет типа 5В27 без стартового ускорителя
32.
33.
Зенитный ракетный комплекс 2К11 "Круг"(ПВО сухопутных войск)
34. Самоходная пусковая установка 2П24 с двумя зенитными управляемыми ракетами 3М8 и транспортная тара для маршевых ступеней ракеты.
35. Пуск ракет производился с созданной в ОКБ-8 самоходной пусковой установки (ПУ) КС-41 (2П24), размещенной на гусеничном шасси "объект 123" разработки Свердловского завода транспортного машиностроения. Прототипом для него послужило легкобронированное шасси "объект 105" самоходной артиллерийской установки СУ-100П, разработанной в первые послевоенные годы.
36. Артиллерийская часть пусковой установки включала опорную балку с шарнирно закрепленной в ее хвостовой части стрелой, поднимаемой посредством двух гидроцилиндров. По бокам стрелы крепились кронштейны с опорами - направляющими "нулевой длины" - для размещения двух ракет.
37. Основному разработчику ЗУР (получившей обозначение ЗМ8) - ОКБ-8 было однозначно задано применение на зенитной управляемой ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Выбор такого типа двигателя с использованием неагрессивного жидкого топлива представлялся вполне обоснованным. В качестве окислителя в ПВРД использовался кислород воздуха, так что в баках ракеты размещалось только горючее - керосин. ПВРД превосходил ракетные двигатели по удельной тяге в пять и более раз.
38. Транспортная тара
39.
Зенитная ракетная система С-75(Войска ПВО Страны)
40. ЗРК С-75М "Волхов-М": пусковая установка СМ-90 с зенитной управляемой ракетой типа 20Д и станция наведения ракет типа РСН-75М, плюс транспортная тара
41. Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка оснащена синхронно-следящим приводом ЭСП-90. При старте ракеты используется газоотражатель, прижимающийся к грунту газовой струей стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч.
42. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов (допустимый уклон площадки - 1,5 град., меньше, чем для СМ-63) и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Пусковая установка СМ-90 выпускалась заводом "Большевик" до 1965 г., после чего ее производство было передано на Пермский машиностроительный завод им. В.И.Ленина, в ОКБ которого разрабатывалась документация на последующие доработки ПУ.
43. Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д), как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина. Ракеты 1Д имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.
44. Станция наведения ракет СНР-75М в составе: приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой.
45. Никогда не понимал - как это работает)))
46.
47.
48.
49. Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16.
Зенитная ракетная система С-200(Войска ПВО Страны)
50. ЗРК С-200В "Вега": пусковая установка 5П72 с зенитной ракетой 5В21 (5В28), радиолокатор подсвета цели с антенным постом К-1 и тара №1 для второй ступени ЗУР 5В21 (5В28)
51. Пусковая установка 5П72 - наводимая по азимуту вкруговую (с сектором запрета в направлении на РПЦ), с горизонтальным положением стрелы с направляющими при заряжении и постоянным углом старта.
52. Конструктивно пусковая установка состояла из качающейся части, вращающейся части, основания с горизонтирующим устройством, неподвижного основания. Масса установки 5П72 без основания с горизонтирующим устройством составляла 11500 кг, а суммарная масса - около 16000 кг.
53. Зенитная управляемая ракета 5В21 (5В28) скомпонована по двухступенчатой схеме с пакетным расположением четырех стартовых ускорителей. Маршевая ступень выполнена по нормальной аэродинамической схеме. ЗУР спроектирована в МКБ "Факел" под руководством П.Д. Грушина
54. Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) представлял собой доплеровскую РЛС непрерывного излучения, обеспечивающую как подсвет цели для наведения ЗУР с полуактивными головками самонаведения, так и индикацию информации о цели и обстреливающих ее ракетах в течение всего времени боевой работы.
55. Антенный пост К-1 массой 36 тонн устанавливался на крестообразном основании. Обеспечивалось круговое вращение контейнера и закрепленных на нем антенн совместно с механизмом их угломестного поворота. Управление положением лучей антенн в пространстве осуществлялось за счет поворота антенной системы по углу места и разворота всего антенного поста по азимуту.
56.
57.
58. При смене боевой позиции транспортировка демонтированных с РПЦ элементов производилась на придаваемых комплексу четырех двухосных низкорамных прицепах. Нижний контейнер антенного поста транспортировался непосредственно па своем основании после крепления съемных колесных ходов и уборки боковых станин. Буксировка осуществлялась автомобилем повышенной проходимости КрАЗ-214 (КрАЗ-255), у которого кузов загружался для повышения тягового усилия.
59. Серийное производство антенн велось на заводе №23 ("Завод им М.В.Хруничева") и Горьковском механическом заводе, аппаратные контейнеры антенного поста и их основания изготавливали на волгоградском заводе "Баррикады".
60.
61.
62. Тара №1 для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона второй (маршевой) ступени ЗУР 5В21 (5В28). Крылья и рули поставлялись в отдельной таре. Разработкой тары занималось одно из подразделений КБ Ленинградского Северного завода.
63.
64. Тара для транспортировки с завода-изготовителя на позицию технического дивизиона твердотопливного ускорителя 5С28
65. На технологической тележке тара перемещалась со склада на позицию техдивизиона для подготовки ракеты для последующей передачи на огневую позицию. Надо сказать, что процесс сборки ракеты типа 5В21 (5В28) был достаточно длителен и технологически сложен. Маршевая ступень подавалась на сборочную позицию, к ней последовательно попарно пристыковывались стартовые ускорители, потом устанавливались крылья и рули, после ракета перевозилась на снаряжение БЧ с ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм), после на две точки заправки - горючим и окислителем. Они были токсичными и опасными (несимметричный диметилгидразин и азотная кислота) - заправка осуществлялась в полном химкомплекте. Также ракета снаряжалась сжатым воздухом. Если я правильно помню, то шар-баллон был в головной части ракеты и применялся для ускоренной раскрутки гироскопов головки самонаведения. К сожалению, но в армии так не пришлось потренироваться на обслуживании ракет 200-ки - из-за бардака, начавшегося вовремя развала Союза, мы на сборах работали над ракетами ЗРК С-75.)))
PS Вот так я работал в техдивизионе ЗРК С-75 в Туапсе (я с усами :) )
Бронетехника в Музее Автоваза Су-24 в Музее Автоваза Артиллерия в Техническом музее АВТОВАЗа Техмузей Автоваза - вертолеты Техмузей Автоваза - автомобили