ЗУР 5В11 ЗРК "Даль"

Sep 11, 2015 12:21

Сегодня 11.09.1900 родился советский авиаконструтор и разработчик ракетных комплексов С.А. Лавочкин.
Последней работой С.А. Лавочкина стал зенитный ракетный комплекс "Даль", на испытаниях которого 09.071960 на полигоне Сары-Шаган он скоропостижно скончался. В Санкт-Петербурге в Музее артиллерии находится зенитная управляемая ракета "400" на траспортном полуприцепе из состава транспортно-заряжающей машины. Вот некоторые факты о системе "Даль" и ее ракете. По материалам "Вестника ПВО"

После проведения успешных полигонных испытаний первого отечественного зенитного ракетного комплекса системы С-25 с ракетами В-300, созданными в ОКБ-301, главный конструктор С.А.Лавочкин и министр радиопромышленности В.Д.Калмыков в середине 50-х годов вышли с предложением о создании перспективного дальнобойного многоканального зенитно-ракетного комплекса к Председателю СМ СССР Н.С.Хрущеву.С учетом опыта создания зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), зенитных управляемых ракет (ЗУР) и наметившихся перспектив совершенствования и развития воздушных средств нападения предлагалось создать комплекс, обеспечивавший стрельбу с общей стартовой позиции ракетами по целям, одновременно приближающимся с различных направлений. Комплекс зенитной ракетной системы, позднее получившей обозначение "Даль", согласно предложению, должен был производить одновременный обстрел десяти целей десятью ракетами на фантастической для того времени дальности - до 160-180 км. Это позволяло перейти от кольцевого построения элементов системы к центральному. Соответственно, радиотехнические средства должны были обеспечивать не секторное, а круговое обнаружение и сопровождение целей, наведение на них ЗУР.

1. Двухступенчатая ракета, обозначение ОКБ - "изделие 400", индекс Заказчика - 5В11, нормальной аэродинамической схемы проектировалась ОКБ-301 для поражения высотных целей на дальности до 150-160 км.
При согласовании требований к комплексу в 1955 году С.А.Лавочкин добился разрешения на создание двух модификаций ракеты - для поражения целей на высотах более 15 км и для диапазона высот 5,5...20 км. Сделано это было "про запас", и в металле ракета создавалась в едином варианте. Были учтены также некоторые "послабления", предусмотренные Постановлением от 17 августа 1956 года N 1148-581, в том числе снижение максимальной дальности со 160...180 км до 150...160 км.




2. В некоторых источниках встречается упоминание о первоначальном одноступенчатом варианте ракеты. Эскизный проект выпущен в апреле 1957 года. В более позднем варианте ракета имела маршевую ступень и стартовый ускоритель с ЖРД. Судя по тому, что в Постановлении СМ 1955 года к работам по ракете привлекалось ОКБ-670, должен был рассматриваться и вариант ракеты с разгонным блоком и с ПВРД на маршевой ступени.

Первоначально на двухступенчатом варианте ракеты на первой ступени предполагалось использование трехкамерного ЖРД и хвостовой отсек имел сложную форму с постепенным переходом поперечного сечения от круга к треугольнику со скругленными углами. Еще до начала летных испытаний были признаны достаточно очевидные преимущества твердотопливных, или по терминологии того времени пороховых двигателей при использовании на стартовых ускорителях с большой тягой, малым временем работы и отсутствии необходимости обеспечения управления вектором тяги. Согласно проекту твердотопливный вариант ускорителя оснащался хвостовым отсеком в форме усеченного обратного конуса.

3. В окончательном варианте для увеличения дальности полета наряду с увеличением стартового веса предусматривалась реализация ряда мероприятий по повышению весоэнергетического совершенства ракеты. Принятие концепции наклонного старта ракет снижало гравитационные потери скорости столь значительные для вертикально стартующих ракет ЗРК С-25. Двухступенчатая схема позволила обеспечить более оптимальные характеристики двигательных установок. На стартовой ступени достигалась требуемая при наклонном старте высокая тяговооруженность, а на маршевой ступени - относительно небольшая тяга при значительном времени работы. Опытные ракеты, производившиеся серийно на заводе N 82, оснащались твердотопливным стартовым ускорителем ПРД-70, разработанным в КБ-2 завода N 81. Маршевая ступень имела двухкамерный жидкостный ракетный двигатель Р01-154 с регулируемой в полете тягой, оснащенный турбонасосной системой подачи топлива. Двигатель был спроектирован в ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга (ОКБ получило полную творческую самостоятельность в 1959 году и было освобождено от опеки ОКБ-2 НИИ-88 в работах по ЖРД второй ступени ракеты "400").


4. Предназначенная для комплекса "Даль" ракета "400" в целом смотрелась как увеличенная копия уже испытанной к тому времени ракеты В-750, разработанной ОКБ-2 П.Д. Грушина. Основными наблюдаемыми отличиями были размещение в передней части корпуса радиопрозрачного обтекателя РЛГСН и расположение существенно больших по площади аэродинамических плоскостей второй ступени по „+"- образной, а не „х" -образной схеме. В тоже время ракета имела и ряд внешне незаметных отличий. Так для более полного использования топлива была применена система забора с использованием для вытеснения компонентов гибких мешков из синтетических материалов.
Первый автономный пуск ракеты в рамках заводских испытаний состоялся 30 декабря 1958 года. В 1959 году провели еще дюжину подобных пусков, но запланированный объем автономной отработки не был завершен.


5. По результатам первых пусков были внесены доработки в конструкцию ЗУР. С первой ступени сняли оказавшиеся излишними органы управления и рулевые привода, но для обеспечения управления по крену на, стартовом участке задействовали элероны на крыле второй ступени. Была несколько изменена форма рулей второй ступени, увеличена жесткость крыльев, усовершенствовано уплотнение стыка корпуса и заднего днища твердотопливного двигателя первой ступени.
После старта до разделения ступеней ракета летела с фиксированным положением органов управления. Далее до захвата САЗО СПК она летела по программе, заложенной в автопилот АП-69Б (автопилот разрабатывался в ОКБ-923, бортовая аппаратура системы САЗО-СПК - в НИИ-33 Государственного комитета по радиоэлектронике). Система наведения ракеты радиокомандная на начальном этапе, активная радиолокационная ГСН включалась на конечном. Активная радиолокационная головка самонаведения „Зенит" разработана в НИИ-17 ГКРЭ под руководством Г.М.Кунявского. Для ракеты "400" разрабатывалась и другая ГСН „Радуга" с дальностью действия 12-16 км, проектирование которой велось также в НИИ-17 под руководством А.Б.Слепушкина. Подрыв осколочной боевой части ракеты осуществлялся по команде радиовзрывателя „Гриф" (разработка НИИ-504) при пролете ракеты в непосредственной близости от цели.


6. Ракета, летевшая со скоростью до 3000 км/ч, могла поражать цели на высотах до 30 км. Стартовая масса ракеты - 8757 кг. Длина ракеты - около 13,6 м (с ПВД - около 14,2 м), размах крыла маршевой ступени - около 2,7м, диаметр стартового твердотопливного ускорителя - около 0,8м, диаметр корпуса маршевой ступени - около 0,65 м.


Начиная с ноября 1963 г. в Москве несколько лет ракеты "400" провозились на транспортных машинах на военных парадах. Их представляли общественности как "высокоскоростные беспилотные перехватчики воздушно-космических целей". Демонстрация ракет не осталась незамеченной на Западе. Зенитным ракетам системы "Даль" был присвоен код НАТО SA-5 Griffon. Однако позже код SA-5 был переприсвоен ЗРК С-200. Запад полагал, что ракеты комплекса "Даль" являются противоракетами нового противоракетного комплекса. Вероятно Запад перепутал разведданные данные об истпытаниях противоракет системы "А" и противосамолетных ракет "400". Известный специалист по советскому ракетному вооружению Stiven Zaloga в своей книге "Soviet Air Defense", изданной в 1988 г., также классифицирует ракету "400" как противоракету.

Единственный уцелевший образец ракеты "400" находится в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. По сведениям читателей "Вестника ПВО", еще один уцелевший экземпляр зенитной ракеты "400" находился в г. Приозерске (полигон "А" или Сары-Шаган) на бульваре Советской Армии. Это данные по состоянию на начало 90-х годов, буду признателен, если очевидцы расскажут, осталась ли ракета в городе или ее растащили на металлолом.

музей артиллерии, история, музей, ПВО, ЗУР, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up