Новые работы моего брата - опытные самолеты ОКБ Микояна Е-7ПД и Аналог-144/2

Mar 23, 2014 21:16

Брат собрал пару моделей опытных истребителей ОКБ Микояна, на которых отрабатывались специальные направления: укороченный взлет и крыло для Ту-144.
Е-7ПД. Масштаб 1:72 от Amodel.


Аналог-144/2 (второй летный образец).  Масштаб 1:72 от Modelsvit.



Е-7ПД
В сентябре 1962 года после прекращения работ по Е-8 в ОКБ-155 приступили к проектированию нового самолета, получившего впоследствии широкую известность под обозначением МиГ-23ПД. Официально разработка фронтового истребителя-перехватчика МиГ-23 началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1963 г. Документом предписывалось рассмотреть варианты самолета с подъемными двигателями РД36-35 и маршевыми Р21Ф-300 и Р27Ф-300, а также "экспериментальный вариант самолета с крылом переменной стреловидности".


Разработкой малогабаритных, с предельно высокой удельной мощностью подъемных двигателей РД36-35 занимались в Рыбинске с 1962 года в инициативном порядке. Установка их на самолетах позволяла в 2,4-4 раза сократить взлетно-посадочную дистанцию. Видимо, это обстоятельство и стало решающим при принятии решения о создании самолетов укороченного взлета и посадки, но кому принадлежит эта идея, история пока умалчивает. По такому же пути пошли в ОКБ-51 П.О. Сухого, разрабатывая самолет-штурмовик Т-6.


Для отработки подъемных двигателей РД36-35 и проверки предложенной концепции будущего МиГ-23 (изделие 23-01) модифицировали один из МиГ-21ПФС в вариант Е-7ПД (изделие 23-31). Для этого удлинили на 900 мм фюзеляж, установив за кабиной пилота пару подъемных ТРД тягой по 2350 кгс. Воздух к двигателям подводился через створки, открывавшиеся на взлете и посадке.


Несмотря на удлинение фюзеляжа, на машине пришлось значительно ограничить запас горючего, из-за чего продолжительность полета не превышала 15-17 минут. Шасси вынуждены были сделать неубирающимися, поскольку исследования проводились на малых скоростях, свойственных взлетно-посадочным режимам. На нижней поверхности фюзеляжа в месте размещения дополнительной двигательной установки находились жалюзи, отклоняющие газовые струи на углы от пяти градусов вперед, до десяти - назад.


Первый полет Е-7ПД, пилотируемого П.М. Остапенко состоялся 16 июня 1966 г. Затем к испытаниям подключились Б.Ф. Орлов и А.В. Федотов.


"Взлет и посадка на этой машине, - рассказывал Б.А. Орлов, - были непростыми. Выхлопная струя подъемных двигателей у земли растекалась в стороны, создавая под крылом подсасывающий эффект. С изменением скорости и высоты влияние газовых струй сказывалось по-разному и на подъемной силе самолета, и на его устойчивости и управляемости. Если на взлете проблем было меньше, всего лишь небольшая перебалансировка при неподвижной ручке управления, парирование которой после отрыва не представляло трудностей, то на посадке этот "подсос" дополнительно вызывал энергичное снижение машины и такое же торможение. Поэтому непосредственно перед приземлением приходилось увеличивать тягу основного двигателя до "максимала", а иногда даже включать форсаж".


Звездным часом самолета "23-31" стала его демонстрация на авиационном празднике в Домодедово в 1967 г. Зрительный эффект, безусловно, был велик. Исследованное взлетно-посадочное устройство нашло применение на самолете вертикального взлета и посадки Як-38. "МиГ" после завершения исследований передали на кафедру самолетостроения Московского авиационного института, где он использовался в качестве учебного пособия.





















Аналог-144/2
В 1964 году на базе МиГ-21С началась разработка самолета-аналога А-144, аэродинамическая компоновка крыла которого повторяла форму несущей поверхности сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Самолет предназначался для исследований взлетно-посадочных характеристик "бесхвостки".


Разработка "Аналога" осуществлялась в конструкторском бюро Горьковского авиационного завода No. 21, впоследствии переименованного в "Сокол".


 Замена крыла повлекла за собой практически полную перекомпоновку машины. Управление самолетом в каналах крена и тангажа осуществлялось с помощью двухсекционных элеронов. Поскольку самолет был экспериментальным, то вместо РАС разместили 277-килограммовые центровочные грузы. Общий запас топлива составил 3700 литров, 2271 литров из которых заливали в шесть фюзеляжных баков, 1025 литров - в крыло и 450 литров - в подвесной бак.


В 1968 году на Горьковском авиазаводе построили планер, предназначенный для статических испытаний и первый летный экземпляр - изделие "21-11". В том же году 18 апреля летчик-испытатель ЛИИ О.В.Гудков опробовал машину в воздухе (ведущий инженер И.В.Фрумкин). К концу года самолет облетали пилоты Э.В.Елян и М.В.Козлов, затем - И.П.Волк, В.С.Константинов и Б.А.Орлов. К концу года завершили подготовку к первому полету самолета Ту-144: сняли характеристики устойчивости и управляемости, а также подготовили экипаж.


По предложению А.В.Федотова для краткости записи самолет обозначили как МиГ-21И. Почему он это придумал, так и осталось загадкой.


МиГ-21И с крылом, площадь которого почти в два раза превышала, аналогичный параметр предшественника, отличался высокой маневренностью, но разгонялся медленней. По мнению Б.А.Орлова, "самолет отличался простыми взлетом и посадкой, хорош был и на маневре, но при торможении, когда угол атаки достигал определенной величины самопроизвольно задирал нос - ставился неустойчивым [видимо попадал в область аэродинамической "ложки" - прим. авт.]". Полная отдача ручки от себя не помогала, приходилось дачей педалей сваливать машину и потом уже выходить из этого режима.


Первый экземпляр МиГ-21И/1 потерпел катастрофу. В тот день летчик В. Константинов, выполнив задание, снизился над аэродромом до малой высоты, сделал пару переворотов на горке, затем лег на "спину", видимо, хотел пройти над ВПП или выполнить набор высоты, но резковато дал ручку от себя.


"Бесхвостки" чрезвычайно чутко реагируют на отклонение ручки от себя на малых углах атаки и "Аналог" мгновенно выскочил на громадную отрицательную перегрузку, свалился в штопор и упал в центре аэродрома. Виктор катапультировался, но высоты для нормального срабатывания системы спасения не хватило, и он упал на землю, даже не отделившись от сидения".


На втором экземпляре самолета МиГ-21И/2 исследовали обтекание несущей поверхности с помощью шелковинок, наклеенных на крыло. Регистрация проводилась с помощью кинокамеры, установленной в обтекателе на законцовке киля. Впоследствии МиГ-21И/2 повезло, и он стал экспонатом Монинского музея ВВС.









Источники текстов - сайт "Уголок неба":
http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig21pd.html
http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig21i.html

Аминов Малик, МиГ, МиГ-21, моделизм, авиация, МиГ-21И

Previous post Next post
Up