8 ноября 1989 г. принят на вооружение боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 "Молодец" с твердотопливной МБР 15Ж61 / РТ-23 УТТХ.
На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4). Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).
Разработка комплекса была задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 9 августа 1983 года в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное" (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).
В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
Состав и возможности БЖРК:
- тепловозы - 2 х ДМ-62;
- пусковые модули - 3 модуля по 3 вагона (агрегат 15П252 - вагон-пусковая установка, вагон-вспомогательный агрегат, вагон-пункт управления пусковым модулем);
- командный модуль - 7 вагонов (вагон-пультовая с приемной аппаратурой, вагон-передающий радиоцентр, вагон-электростанция, вагон автономного запаса, вагон-столовая, вагон офицерского состава, вагон рядового состава и охраны;
- вагон-цистерна с запасами ГСМ.
Вагоны БЖРК имеют стандартный ЖД-габарит.
Длина вагона-ПУ - 23,6 м
Скорость движения - до 80 км/ч
Условия боевого применения - всепогодное, всесуточное, без ограничений по погоде. Пуски ракет выполняются в геодезически подготовленных точках маршрута.
В настоящее время один из двух БРЖК «Молодец» можно увидеть в Санкт-Петербурге в Музее железных дорог России, где и сделаны наши фотографии. Второй комплекс возможно находится в Техническом музее в Тольятти.
Источники:
Очень детальная история создания и боевой службы представлена на
сайте Минобороны России http://militaryrussia.ru/blog/topic-580.html