Музей бронетанковой техники в Нижнем Тагиле

Sep 27, 2022 17:30


Музей был открыт в 1986 г. в соответствии с приказом генерального директора Уралвагонзавода В. К. Сотникова. Открытие музея было приурочено к полувековому юбилею предприятия. На тот момент времени музей был открыт только для специалистов завода и был недоступен для других граждан. В 1988 г. здание музея оказалось в ведомстве торгового отдела предприятия и было превращено в склад готовой продукции. Экспозиция музея всё же была сохранена.







Генеральный директор ПО "Уралвагонзавод", Герой Социалистического труда Сотников В.К.

Здание было возвращено музею в 1997 году. Здесь впервые начали проводиться организованные экскурсии. В 2006 г. состоялось новое открытие музея, который был выведен из состава предприятия и стал доступен для посещения всеми желающими. Это событие было приурочено к 70-летию со дня основания Уралвагонзавода.



Экспозиция музея насчитывает более тысячи экспонатов. В их число входят узлы и детали боевых машин, приборы наблюдения, станки и инструменты, чертежи и эскизы, в том числе принадлежавшие Харьковскому паровозостроительному заводу, в 1941 г. эвакуированному в Нижний Тагил.



Чертеж танка Т-34

В экспозиции показаны награды Уралвагонзавода от Ордена Ленина 1935 г. до Ордена Октябрьской Революции 1986 г., картины с сюжетами, посвящёнными деятельности Уралвагонзавода во время Великой Отечественной войны (например, «Отправка танкового эшелона на фронт»)



Украшением музея является популярная у посетителей экспозиция образцов серийной и экспериментальной бронетехники, производившейся на Уралвагонзаводе с времён Великой Отечественной войны до настоящего времени, в том числе ОТ-34, Т-54, «Объект 167», БРЭМ-1 и др. Завершает экспозицию танк Т-90С. Ряд танков подготовлен для того, чтобы посетители могли посидеть внутри них. Около каждого танка находится табличка, на русском и английском языках рассказывающая об их тактико-технических характеристиках.

Покажем эту экспозицию.

Средний танк ОТ-34



Огнеметный танк ОТ-34 производства Уральского Танкового завода в Нижнем Тагиле. В январе 1943 года в окрестностях Москвы на марше две ОТ-34 провалились под лед на Черном озере в районе Косино. Одну машину удалось поднять сразу. Поднять вторую пытались и сразу, и в 50-х, но удалось только в 1999 г. Машину передали заводу. При ремонте ее слегка модернизировали поставив поздние крылья и заменив траки.



Танк ОТ-34 на ходу и принимает участие в парадах в Нижнем Тагиле

Экспериментальное изделие «Объект 781»



Опытный образец боевой машины поддержки танков "Объект 871" был разработан в 1986 году в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. На вооружение изделие не принималось.

«Объект 781» - советская опытная боевая машина поддержки танков (БМПТ). БМПТ разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе основного танка Т-72Б. Серийно не производилась.

Работами по БМПТ руководил главный конструктор КБ ЧТЗ В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с распадом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены.



Вооружен двумя 30-мм автоматическими пушками 2А72, двумя 7,62-мм пулеметами ПКТ и двумя ПТУР типа "Фагот" или "Конкурс"

Танк Т-54 (образца 1951 года)



Т-54-2

Т-54 (Индекс ГБТУ - «Объект 137») - советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался с 1947 года, постоянно модернизируясь.

Т-54-2 («Объект 137») серийно выпускался с 1949 по 1951 год. Новая литая полусферическая башня - с узкой амбразурой, «заман» (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранён только в кормовой части. Изменения в агрегатах силовой установки и трансмиссии. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина верхней лобовой детали корпуса уменьшена с 120 мм до 100 мм. Боевая масса 35,5 тонн.

Один курсовой пулемёт СГ-43 в лобовом листе корпуса, в отделении управления, вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Новая турель зенитного пулемёта.

Танк «Объект 140»



Опытный вариант среднего танка. Разрабатывался в 1953-1958 гг. в Нижнем Тагиле в рамках программы по созданию нового среднего танка с целью замены Т-54. Было выпущено два опытных образца. В 1958 г. все работы были прекращены в пользу более совершенного «Объекта 430».

Объект 140 имел классическую компоновочную схему. Для снижения загазованности боевого отделения в танке имелся механизм выбрасывания стреляных гильз. После испытаний этот механизм был признан удачным и использовался впоследствии в конструкции танка «Объект 165» (Т-62А).

Первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить орудием типа Д-10Т, однако к середине 50-х ОКБ-9 предложило использовать более совершенную нарезную пушку Д-54Т (которая в то время проходила испытания на опытном танке «Объект 139»). Эта пушка имела стабилизатор «Молния», который существенно упрощал стрельбу во время движения. Таким образом на «Объект 140» была установлена пушка Д-54ТС с эжектором и стабилизатором. Так же было установлено дополнительное вооружение в виде курсового пулемёта калибра 7,62-мм, спаренного 7,62-мм пулемёта и 14,5-мм зенитного пулемёта.



Танк «Объект 167Т»



Разработан в 1963 году. Изготовлен опытный образец, который на вооружение не принимался.

«Объект 167Т» считается первым в мире танком с газотурбинным двигателем. Он был изготовлен на базе опытного среднего «Объекта 167», а в качестве силовой установки получил специальную модификацию авиадвигателя ГТД-3.

В качестве вооружения была применена опробованная на Т-62 115-мм пушка У5-ТС «Молот» с боекомплектом 40 выстрелов, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с запасом в 2500 патронов. Прицел - телескопический ТШ-2, а ночной - ТПН -1, стабилизатор вооружения - «Метеор».

Его испытания проходили до 1965 года, однако решение о запуске в серийное производство принято не было.

В создании этой машины принимал активное участие талантливый конструктор - Эрий Борисович Вавилонский, ушедший из жизни в возрасте 88 лет 21 ноября 2021 года.



Единственный экземпляр уникального танка демонстрируется в Музее бронетанковой техники УВЗ

Танк Т-55А



Т-55 - советский средний танк. Танк создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Танк Т-55 является первым в мире серийным танком, оборудованным автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ) - пионер нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Стал первым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (КАЗ «Дрозд»).

Т-55 и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих государств мира.

Т-55А - советская модификация танка Т-55, танк отличался повышенным уровнем противоатомной защиты за счёт установки противорадиационных материалов снаружи и внутри обитаемых отделений, а также отсутствием курсового пулемёта. Выпускался с 1962 по 1977 год.

Т-55А продолжал совершенствоваться на протяжении всего серийного производства:

  • С 1965 года на танк стали устанавливать гусеницы с резинометаллическими шарнирами, усиленную коробку передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13.
  • С 1969 года вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШКМ, а с начала 1970-х годов - НСВ.
  • С 1974 года танк получил лазерный дальномер КТД-1 «Нева», новый гамма-датчик ГД-1М и радиостанцию Р-123.
  • Так же были введены прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55.




Танк Т-62



Т-62 (Индекс ГБТУ - «Объект 166») - советский средний и основной боевой танк первого поколения.  Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1962 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием, и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.

К созданию Т-62 привели два направления работ советского танкостроения 1950-х годов - по разработке нового вооружения для средних танков и инициативные разработки КБ Уралвагонзавода по созданию перспективного среднего танка для замены Т-54/55. В 1958 году в КБ Уралвагонзавода были прекращены работы по перспективному танку «Объект 140» по инициативе главного конструктора завода Л. Н. Карцева, который счёл новый танк слишком нетехнологичным и сложным в эксплуатации. В предвидении такого исхода, параллельно с этим велась и разработка танка «Объект 165», представлявшего собой гибрид из корпуса и башни «Объекта 140», боевого отделения «Объекта 150» и моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части Т-55. Заводские испытания танка были завершены в 1958 году и по их итогам 31 декабря того же года Министерством обороны было утверждено создание в 1959 году второго варианта «Объекта 165», ещё более приближённого по конструкции к серийному Т-55.

Вооружением «Объекта 165», как и других разрабатывавшихся в 1950-х годах перспективных средних танков, должна была стать новая нарезная 100-мм пушка Д-54 (У-8ТС), разработанная в 1952-1953 годах. По сравнению с Д-10, Д-54 имела увеличенную с 895 до 1015 м/с начальную скорость калиберного бронебойного снаряда и приблизительно на 25 % большую бронепробиваемость.

Разработка танка Т-62 началась в 1957 году конструкторским бюро завода № 183 под руководством Л. Н. Карцева. Опытный образец был изготовлен в 1959 году, в 1960-1961 годах проводились его опытные испытания. Танк Т-62 представлял собой дальнейшее развитие танка Т-55, он имел такую же компоновку, и в нём использовались те же узлы и агрегаты, что и на танке Т-55. 12 августа 1961 года танк был принят на вооружение. Серийное производство Т-62 велось в СССР с 1962 по 1973 год с выпуском около 20000 единиц. Танк поставлялся за рубеж с начала 1970-х годов.



Танк Т-34-85



Этот танк также ходовой и принимает участие в парадах

Т-34-85 - войсковое обозначение последней модификации советского среднего танка Т-34 с орудием калибра 85-мм. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 года.

Спроектирован на базе серийного танка Т-34 образца 1942 года. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85 по сравнению с Т-34-76.

Новая башня увеличенного объёма с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повышена общая защищённость экипажа (5 человек), улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, манёвренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно.

Истребитель танков ИТ-1



ИТ-1 «Дракон» («Истребитель Танков», «Объект 150») - советский ракетный танк, принятый на вооружение в 1968 году. Является первым и единственным принятым на вооружение «чистым» ракетным танком, основным вооружением которого являются ракеты, а пушка отсутствует. ИТ-1 построен на базе среднего танка Т-62. ИТ-1 стрелял специально спроектированными противотанковыми ракетами 3М7 Дракон из смонтированной на башне установки. Был принят на вооружение в 1968 году, снят с вооружения в 1972-1974 годах. Главным конструктором ИТ-1 является Л. Н. Карцев.

Ракетный танк «Объект 150» начал проектироваться в КБ УВЗ с 1957 года на базе узлов и агрегатов танка Т-62. ОКБ-16, руководимое А. Э. Нудельманом, вело разработку ракетного вооружения. А. А. Расплетин, руководитель КБ-1 Госкомитета радиоэлектронной промышленности, был приглашен в качестве консультанта по системе управления. В дальнейшем этому коллективу совместно с ЦКБ-14 поручили работу по созданию всего комплекса. Эскизный проект ракетного танка подготовил завод № 183 в 1958 году первоначально на базе танка Т-54, но затем проект скорректировали, приняв в качестве базы танк Т-62. В апреле 1964 года были проведены тесты, в которых испытывали два прототипа ИТ-1.



БРЭМ-1



Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина 1 (БРЭМ-1, «Объект 608») предназначена для эвакуации застрявшей и повреждённой техники (БТР, БМП, БМД, танков и др.), в том числе и из-под огня противника. Обеспечивает необходимый ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях. Создана на базе шасси основного танка Т-72 под руководством А. А. Морова. Принята на вооружение в 1975 году.

Предназначалась для подразделений, на вооружении которых находились танки Т-64, Т-72, Т-80 и их модификации.

Танк Т-72 «Урал»



Т-72 «Урал» - послевоенный советский средний и основной танк. Самый массовый танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины - В. Н. Венедиктов.

Производился в СССР и России в период с 1974 по 1992 годы на Уралвагонзаводе и Челябинском тракторном заводе. В период с 1974 по 1990 годы только на Уралвагонзаводе было выпущено 20 544 танка Т-72 различных модификаций. Всего выпущено около 30 000 танков.

«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые их экспортировали.



Танк Т-72А



Т-72А («Объект 172М-1»; 1979) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: башня с комбинированной бронёй, усилено бронирование ВЛД, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм.

Танк Т-72Б



Т-72Б («Объект 184»; 1985) - модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», динамической защитой «Контакт», двигателем В-84 и СУО 1А40, замена пушки 2А46 на пушку-пусковую установку 2А46М. Значительно усилено бронирование ВЛД(эквивалент против БПС 490-550 мм) и применена новая башня с наполнителем по типу «отражающие листы»



Танк Т-90С



Т-90 - российский основной боевой танк. В период с 2001 по 2010 годы танк Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым основным танком.

Т-90 является глубокой модернизацией Т-72Б, созданного в нижнетагильском «УКБТМ» в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина (заводское название «Объект 188»). В 1989 году танк был передан на ГСИ, которые прошли успешно.

30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «Объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением Совета Министров Российской Федерации танк приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90. Серийное производство танка началось в 1992 году. До конца 1992 года Уралвагонзавод выпустил 13 танков установочной серии. В 1992-1998 годах было выпущено около 120 танков Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией от 18 февраля 2001 года. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 танков Т-90С и в 2002 году 84 танка Т-90С.

Т-90С «Бхишма» («Объект 188С») - экспортная модификации 2001 года для ВС Индии. В 2006 году правительство Индии также подписало контракт стоимостью 2,5 млрд $ на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма» на казённом заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в городе Авади (штат Тамил Наду). В 2009 году в ВС Индии поступили первые 10 из 1000 запланированных Т-90С местного производства.



БМП «Объект 765»



"Объект 765", находящийся в Музее, 1974 г. выпуска

БМП-1 - советская гусеничная боевая машина пехоты. Первая в мире серийная боевая машина пехоты плавающая, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения боевой задачи, повышения его мобильности и защищённости и поддержки огнём и для совместных действий с танками в бою. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро 2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1983 год. Впоследствии чертежи и прочая документация переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и БМП-2.

Выставка вагонной продукции «Уралвагонзавода» рядом с Музеем бронетанковой техники:





Храм



Храм, сооруженный в Нижнем Тагиле в начале 2000-х годов, посвящен Спасителю земли Русской князю Димитрию Донскому.

Немного видов Нижнего Тагила:









Вот такая красота!

Смотрите еще:

"Львёнок" в Верхней Пышме

Уралвагонзавод, Т-54, Т-55, музей, Екатеринбург, БРЭМ, ИТ-1, Т-90С, Музей БТТ, осень, бронетехника, Т-34, БМПТ, танки, история, Тагил, Т-72, БМП-1, Т-62

Previous post Next post
Up