Питерские ледоколы

Nov 08, 2020 19:34

Этим летом накануне Дня ВМФ прошлись на прогулочном корабле по Неве и посмотрели на ледоколы.
1. Как известно в Санкт-Петербурге много ледоколов, но обо всем по-порядку.


2. Начнем с музея  ледокола "Красин"
Кра́син (до 1927 Святого́р) - арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей, построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайне в Великобритании в 1916-1917 году. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина (1870-1926).


3. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» во время операции «Вундерланд», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. По некоторым данным, зенитчики Красина, при отражении налёта вражеской авиации, сбили 1 самолёт противника. После войны ледокол продолжил трудиться в Арктике.
В 1950-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две паровые машины из трёх, и на их место установлены два трёхфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведён в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться как плавучая электростанция для разведки нефти и газа в арктических морях.


4. Сейчас место стоянки ледокола - набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время ледокол является филиалом калининградского Музея Мирового океана. Осенью 2014 года ледокол отремонтирован на Кронштадтском морском заводе.


5. Атомные ледоколы серийно строятся в нашей стране на "Балтийском заводе" (входит в ОСК).

По контракту 2014 года с ФГУП «Росатомфлот» Балтийский завод строит два следующих атомных ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я), находящихся сейчас в стадии достройки на плавку - «Сибирь» (строительный номер 05707, спущен на воду 22 сентября 2017 года, плановый срок сдачи сейчас - конец 2021 года) и «Урал» (строительный номер 05708, спущен на воду 25 мая 2019 года, плановый срок сдачи сейчас - конец 2022 года). В августе 2019 года ФГУП «Росатомфлот» заключил контракт с АО «Балтийский завод» на строительство еще двух серийных атомных ледоколов проекта 22220,  которым присвоены названия «Якутия» (строительный номер 05709, заложен 26 мая 2020 года) и «Чукотка», со сроками сдачи в 2024 и 2026 годах.
Ледоколы проекта 22220 спроектированы АО «Центральное конструкторское бюро «ОСК-Айсберг» и оснащаются двухреакторной атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 мощностью на валах 60 МВт разработки ОАО «ОКБМ Африкантов» и являются самыми большими и мощными ледоколами в мире. Длина ледокола этого проекта составляет 173,3 метра, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра. Водоизмещение составляет 33540 тонн.

6. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 типа ЛК-60Я.
21 октября 2020 года в Мурманске состоялась церемония подписания акта приема-передачи головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я), построенного в Санкт-Петербурге на АО «Балтийский завод» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация»). Ледокол передан эксплуатанту в лице ФГУП «Атомфлот».



7. Строительство головного универсального линейного атомного ледокола «Арктика» (строительный номер 05706) проекта 22220 (ЛК-60Я) осуществлялось АО «Балтийский завод» по контракту стоимостью 36,959 млрд рублей с государственной корпорацией "Росатом" для ФГУП "Атомфлот", заключенному 20 августа 2012 года. Ледокол «Арктика» был заложен 5 ноября 2013 года и спущен на воду 16 июня 2016 года. Контрактным сроком сдачи ледокола изначально было обозначено 30 декабря 2017 года.
Фактически ледокол «Арктика» впервые вышел на заводские ходовые испытания только 12 декабря 2019 года, и в ходе швартовых испытаний получил повреждения правого гребного электродвигателя в результате аварии 4 февраля 2020 года. В результате последующих обследований и разбирательств было принято решение, что ледокол возобновит испытания и будет сдан с аварийным электродвигателем с ограничениями по мощности «под определенные гарантии и обязательства», с подписанием приемного акта в четвертом кваартале. Замену аварийного электродвигателя на ледоколе планируется провести в ходе докования в Кронштадте в августе 2021 года.


8. Ледокол «Арктика» возобновил ходовые испытания в Балтийском море 23 июня 2020 года и завершил их 17 сентября.
22 сентября 2020 года ледокол «Арктика» вышел от достроечной набережной АО «Балтийский завод» Санкт-Петербурга в направлении порта приписки Мурманск. 3 октября в 18:00 по московскому времени в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса. В Мурманск ледокол прибыл 12 октября и теперь официально введен в строй.

9. "Арктика" и "Сибирь"


10. "Урал" является третьим строящимся универсальным атомным ледоколом проекта 22220 (ЛК-60Я) и вторым, заложенным по контракту, заключенному 29 мая 2014 года ООО "Балтийский завод - Судостроение" с государственной корпорацией "Росатом" на строительство для ФГУП "Атомфлот" двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я) общей стоимостью 84,4 млрд рублей. Закладка "ледокола "Урал" (строительный номер 05708) был произведена на Балтийском заводе 25 июля 2016 года.
"Урал" был спущен на воду 25 мая 2019 года с уже установленными реакторными установками РИТМ-200 на борту и практически полностью оснащённый системой электродвижения.

11. Ледоколы проекта 22220 оснащаются двухреакторной атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 мощностью на валах 60 МВт разработки ОАО «ОКБМ Африкантов» и станут самыми большими и мощными ледоколами в мире. Длина ледокола этого проекта составляет 173,3 метра, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра. Водоизмещение составит 33,54 тысяч тонн.
Наш репортаж о спуске на воду "Урала" смотрите здесь.


12. "Сибирь" является вторым строящимся универсальным атомным ледоколом проекта 22220 (ЛК-60Я) и первым, заложенным по контракту, заключенному 29 мая 2014 года ООО "Балтийский завод - Судостроение" с государственной корпорацией "Росатом" на строительство для ФГУП "Атомфлот" двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я) общей стоимостью 84,4 млрд рублей. Закладка ледокола "Сибирь" (строительный номер 05707) была осуществлена 26 мая 2015 года. Второй ледокол по данному контракту (и третий в серии проекта 22220) "Урал" (строительный номер 05708) был заложен 25 июля 2016 года. Спущен на воду 22 сентября 2017 года.


13.



14. 3 ноября 2020 года в день памяти бывшего премьер-министра Российской Федерации Виктора Черномырдина состоялась церемония подъема флага на самом мощном в мире дизель-электрическом ледоколе «Виктор Черномырдин» проекта 22600 (ЛК-25).
Сдача ледокола «Виктор Черномырдин» была произведена с опозданием на пять лет по отношению к контрактным срокам. Сообщается, что ледокол до прохождения полноценных ледовых испытаний весной 2021 года будет работать на Балтике.



15. Ледокол «Виктор Черномырдин» был построен для ФГУП "Росморпорт" по государственному контракту № 77-ГК/11, подписанному с ОСК 2 декабря 2011 года . Контрактная стоимость была определена в 7,95 млрд рублей, а контрактный срок сдачи ледокола был обозначен 2 октября 2015 года. Фактическая постройка ледокола (строительный номер 05620) была начата в начале 2012 года, а официальная церемония закладки была произведена на стапеле "В" ООО «Балтийский завод - Судостроение» (БЗС) 10 октября 2012 года, наименование было присвоено позднее. Технический проект 22600 (ЛК-25) был разработан ООО "ПКБ "Петробалт", а проектная документация судна в постройке - изначально ЗАО ЦКБ «ОСК-Айсберг».
Однако в конце 2013 года постройка ледокола была приостановлена БЗС ввиду выявившихся грубейших ошибок при разработке проектной документации судна, вследствие чего проектный перевес по нагрузке масс ледокола составил около 2500 тонн (!!).


16. В сложившейся ситуации БЗС был разорван контракт с ЦКБ «Айсберг» на разработку ПДСП и заключен новый контракт с КБ «Вымпел» (разработчик ПДСП ледокола мощностью около 16 МВт проекта 21900М), а также разработана дорожная карта для обеспечения достижения, в максимально возможной степени, требуемых по Госконтракту основных функциональных и технических характеристик ЛК-25, выработки решений по минимизации возможного перевеса судна и обеспечения достижения максимальной осадки ледокола - 9,65 - 9,7 метра.
Строительство ледокола «Виктор Черномырдин» по переработанному проекту было возобновлено на БСЗ только во второй половине 2016 года, ледокол был спущен на воду 30 декабря 2016 года. При спуске на воду заявлялось, что новым планируемым сроком сдачи ледокола считается четвертый квартал 2018 года.


17. 1 сентября 2017 года строящийся ледокол «Виктор Черномырдин» был переведен для достройки на плаву с Балтийсккого завода на противоположный берег Невы на АО «Адмиралтейские верфи». Это мотивировалось большой загрузкой БЗС, ведущего также строительство трех линейных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я), и недозагруженностью Адмиралтейских верфей по надводному судостроению. При этом новым сроком сдачи ледокола было обозначено 25 июля 2019 года.
В ноябре 2018 года на «Викторе Черномырдине» в достройке на Адмиралтейских верфях произошел взрыв горючих паров, в результате последовавшего пожара выгорела часть электропроводки и пострадала система управления котлами. Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета России оценило ущерб от пожара в 430 млн руб. Пожар, по официальным данным, задержал строительство еще на четыре месяца.


18. Реально ледокол вышел на заводские ходовые испытания только 5 октября 2019 года, однако и после этого сроки сдачи судна неоднократно переносились, в том числе ввиду финансовых разногласий между сторонами участвующими в строительстве и заказчиком в лице ФГУП «Росморпорт». В апреле 2020 года было достигнуто соглашение о выделении Министерством транспорта России и Министерством промышленности и торговли России каждым по 1 млрд рублей на оплату стоимости строительства, и о выделении еще 1,5 млрд рублей со стороны ОСК. Ледокол также получил повреждения гребных винтов вследствие касания грунта во время прохождения заводских ходовых испытаний в Финском заливе. В итоге приемный акт на ледокол был подписан только 30 октября 2020 года.
Дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» является самым большим в мире неатомным ледоколом, его длина - 147 м, ширина - 29 м, автономность плавания - 60 суток, мощность силовой установки - 25 МВт. Он имеет ледовый класс Icebreaker8, что позволяет непрерывно двигаться во льдах толщиной до 2 м и выполнять ледокольные работы во льдах до 3 м.

19.


20. Вдали виднеется купол Троице-Измайловского собора


21.


22.  "Виктор Черномырдин" на фоне ЗСД



23. Грузопассажирский паром-ледокол ПЛ-2 Балтийского завода. Построили его в 1972 году на собственных стапелях Балтийского завода. По техническим характеристикам его максимальная грузоподъемность 252 т, а это 3 стандартных груженых железнодорожных вагона.


24. Подробнее об этом интересном суде в ЖЖ у Олега Кулешова


25.



26. Головной строящийся для ВМФ России на АО «Адмиралтейские верфи» многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Контракт на строительство серии из двух патрульных кораблей проекта 23550 был подписан Министерством обороны Российской Федерации с АО «Адмиралтейские верфи» 25 апреля 2016 года. Строительство головного корабля «Иван Папанин» с заводским номером 02460 было начато на «Адмиралтейских верфях» в сентябре 2016 года, церемония официальной закладки произведена 19 апреля 2017 года, спущен на воду - 25 октября 2019 года.



27. Корабли ледового класса Arc7 проекта 23550, спроектированные конструкторским бюро «Алмаз», способны выполнять функции буксира, ледокола и патрульного корабля и преодолевать лед толщиной до 1,7 м. Длина ледоколов - около 114 м, ширина - около 20 м, осадка - около 6 м, мощность - 15 МВт. Водоизмещение - около 9 тыс. тонн, скорость - около 18 узлов. Головной ледокол «Иван Папанин» был заложен на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 года, первый серийный «Николай Зубов» - в ноябре 2019 года. Сроки сдачи флоту - 2023 и 2024 годы соответственно.
Корабли предназначены для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения.
Штатное вооружение - артиллерийская установка АК-162МА (76,2 мм), способная поражать и воздушные цели, а также противолодочный вертолет Ка-27 в палубном ангаре. Кроме того, есть возможность установки контейнера с крылатыми ракетами «Калибр» или «Уран».


28. В качестве бонуса строящиеся на Адмиралтейских верфях рыболовецкие суда.
Два достраивающихся на плаву больших морозильных рыболовных траулера «Капитан Вдовиченко» и «Механик Маслак» проекта СТ-192 для ООО «Русская Рыбопромышленная Компания».
Большой морозильный рыболовный траулер «Капитан Вдовиченко» - первый в серии из шести (+ 4 в опционе) судов, строящихся на АО «Адмиралтейские верфи» для ООО «РРПК», заложен 23 января 2019 года и в соответствии с условиями контракта в апреле 2021 года будет передан заказчику. На втором траулере серии «Механик Маслак», заложенном в апреле 2019 года, на сегодняшний день начат процесс установки оборудования и подготовки к спуску. Строительство еще двух траулеров находится на стадии резки металла и сборки секций.


29. Большой морозильный рыболовный траулер - одно из самых современных рыбопромысловых судов в мире, предназначено для промысла минтая и сельди пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях, а также в прилегающих к ним районах Восточного побережья России. Проектом предусмотрено оборудование для переработки и заморозки рыбы; хранения и транспортировки ее в порт; получения рыбьего жира, икры, минтая, фарша и рыбной муки. Мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик позволяют заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно.
На траулере будет установлено современное траловое оборудование и средства механизации орудий лова. Поиск рыбы и контроль траловых операций будет осуществляться с помощью гидроакустических и телевизионных рыбопоисковых приборов. Также судно будет оснащено инновационной электроэнергетической установкой с «плавающей» частотой электросети. Благодаря технологии при тралении валогенератор сможет работать на сниженных оборотах главного двигателя. Это обеспечит значительную экономию топлива.

30. Основные технические и технико-эксплуатационные характеристики траулера проекта СТ-192: дедвейт - 5 700 тонн; вместимость грузовых трюмов - 5500 м3; длина - 108,20 м; ширина - 21,00 м; осадка - 8,35 м; автономность по запасам топлива - 45 суток; экипаж - 139 человек, включая персонал рыбоперерабатывающего комплекса; скорость полного хода - 15,0 узлов.


31. Плавучий док Адмиралтейских верфей


32. Бывая в Питере, вы еще долга сможете видеть атомные ледоколы в постройке. Еще два атомных ледокола заказаны Балтийскому заводу.



Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB,_2016)
https://bmpd.livejournal.com/4180045.html
https://bmpd.livejournal.com/3915641.html
https://bmpd.livejournal.com/3817748.html
https://bmpd.livejournal.com/3655739.html
https://bmpd.livejournal.com/2864208.html
http://admship.ru/press/news/ao-admiralteyskie-verfi-spustilo-na-vodu-pervyy-v-serii-bolshoy-morozilnyy-rybolovnyy-trauler/

флот, Урал, Адмиралтейские верфи, Арктика, корабли, Санкт-Петербург, День ВМФ, Красин, Нева, ледокол, Сибирь, ОСК, Росатом, Балтийский завод

Previous post Next post
Up