Недавно вдруг настигло меня копание в себе. Почему ж я такая неуверенная в себе? Не доверяю своему решению, ощущениям, по сто раз обдумываю/передумываю? То же самое с дочерью.
На эти размышления меня натолкнуло наблюдение за тем, как мои родители ведут себя с моими детьми, как я сама веду, а так же статьи Любовь Сгонник.
- "Что ты там придумываешь? Ой, ерунда!"
- "Посмотри, посмотри! Что ты сделала? А как надо? Проверь ещё раз! Нет ты проверь!"
- На вопрос дается подробный логичный ответ.
А так делать не стоит. Да, сейчас разбираясь с большой дочькиной неуверенностью, я уже понимаю, да - так нельзя.
Знания, сила воли, уверенность в себе, как и многие другие личные качества рождаются, из личного же опыта. По-другому не бывает. Се ля ви.
Детей нужно слушать серьёзно, как и взрослого.
Да, мы знаем, что то, что они говорят далеко не всегда вписывается в реальность, в ту реальность, которую мы знаем. Но что такое реальность? Майя говорили, что это иллзия. Всё ли мы о ней знаем? И как её можно познать? Только с помощью собственных наблюдений, умазаключений. Чужой опыт - бесплоден, он не включает наблюдение, мышление у человека (любого - малого или большого).
Да, опыт, практика бесценна. А когда тебе рассказали, предсказали, да ещё наказали за ошибочное умозаключение, - хочется ли начинать думать? Вряд ли.
Если мне скажут что это так, а это так... увижу ли я реальность? Нет я просто помещу в свой мозг очередную догму. И чем раньше это произошло, тем сложнее будет думать самой, понять что это может быть и вовсе не так...
Научиться видеть реальную жизнь можно только наблюдая, рассуждая ВМЕСТЕ с ребёнком, анализируя, думая, поддерживая, радуясь вместе открытиям... не говоря заранее как оно есть с нашей точки зрения, не заставляя по десять раз проверять свою работу в поисках ошибок.
Это очень важно! И учит сразу нескольким вещам:
1. интересу к жизни, такой интерес, когда ашь дух захватывает от малейших открытий... это по сути умение радоваться каждому мгновению
2. умение наблюдать, отслеживать - к сожалению у нас, у большинства этого навыка банально нет, т.к. для этого надо обладать достаточной концентрацией внимания, силой воли, терпением... ау?? где же вы?
3. уважение при выслушивании (без смешков и добродушных улыбок) - ребёнок привыкает, что то, что он говорит - не бред, не лепет, не ерунда, не очередная глупость маленького человека (как у нас обычно - да что ты можешь знать?что ты понимаешь?? ) это имеет вес, это серьезно, ...такое отношение надёжная основа для будущей уверенности ребёнка в самом себе, в своих ощущениях, мнении..
4. таким образом связь с самим собой, с Богом, жизнью остается целой и ребёнок рано или поздно поймет все взаимосвязи, увидит и ошибки (и мы свои вместе с ним), это неизбежно, когда связь сохранена
5. наше доверие ребенку, его выбору, когда мы видим ошибку, обращаем его внимание, но он в упор не видит, но позволяем ему ошибиться - это тоже поддержка его сил, уверенности в себе, связи с собой, своим Я.
6. Позитивному видению себя и жизни, когда учёба в радость. Про отрицательное воздействие критики и так уже много сказано, это понятно.
7. Наше участие, внимание к ребёнку, учит его эмпатии ( а это то, чего многим не хватает).
Весь этот процесс исследования жизни гораздо важнее тех знаний, которые получит или не получит ребёнок, тем более, что эти знания могут оказаться вообще не верными, или не всегда верными, но эти навыки, это ощущение полноты жизни - оно останется с ребёнком навсегда (или не останется? вместо него пустота, которая будет заполняться... чем? эрудицией, компом, тусовкой... вставьте своё)
Про общение у меня ещё есть мысли для другой статьи, напишу чуть позже.