Национализм настолько распространен на пост-советском пространстве, что мы начинаем забывать, что это в масштабах исторического развития - недавний феномен. Национализм в современных формах - это порождение капиталистического развития и, прежде всего, капиталистического преобразования аграрных отношений. Национализм - это борьба за землю, когда она
(
Read more... )
Поэтому этническое деление и нацинальные особенности вне социально-экономического контекста в принципе не ведут к национальной розни ("Ну не учат они мой язык, да и черт с ними, это ж не ведет к социально-экономическому неравенству - у нас и у них всего в достатке"). А деление на классы - это деление, проводимое как раз по признаку социально-экономической розни между эусплуататорами и эксплуатируемыми. Вторым фронтом социально-экономической розни при капитализме является конкуренция между капиталами и капитаилстами, за дележ между собой дохода от эксплуатации пролетариата. Так вот мой пост как раз и посвящен корреляции между национальной дифференциацией и конкурентной рознью, которая превращает национальную дифференциацию в национализм. То есть национализм - это вовсе не культурно-психологическое явление как нам пытаются доказать буржуазные идеологи, а социально-экономическое. И явление это именно капиталистическое, поскольку в докапиталистические эпохи национальное деление было сродни сословному. Люди иной национальности были просто иными со своими законами и жизненными устоями, в некоторых случаях их и за людей-то не считали. Капитализм как бы уравнял людей всех национальностей в их естественно-человеческих правах, оставив лишь национально-исторические и языковые особенности. То есть капитализм как бы снимал этноцентризм добуржуазных общественных систем. Однако ему на смену пришел национализм использующий этно-национальную дифференциацию в качестве основания для образования конкурентных группировок.
>Наблюдая националистические проявления в Латвии, могу констатировать, что они в меньшей мере свойственны мелкому и среднему бизнесу, который заинтересован в привлечении максимального количества покупателей независимо от их национальной принадлежности.
Но выиграл от национализма в Прибалтике именно малый и средний бизнес. Если бы Прибалтика не повела б столь жесткую националистическую политику, то было б как в Москве: вся торговля была б захвачена кавказцами, а сама Прибалтика превратилась бы во всероссийскую "рублевку". Как бы в таких условиях чуствовал бы себя малый и средний бизнес. Крупный он и при русских устоял бы, в крайнем случае свалил бы не разоряясь. И средний класс это понимает желудком, голосуя за националов, хотя на сознательном уровне национальный радикализм им не по нутру.
>Культивируется такой национализм, и «пролатышский» и «прорусский», вполне сознательно политиками, которые ставят на выборах на национальную идею, как на наиболее примитивную и легко понимаемую массами.
Да нет его культивируют не политики, а капиталистические отношения в которых главное получить выгоду в конкурентной борьбе, а это сделать проще всего "замочив" (политически) конкурента иной национальности. А политики как раз выполняют этот заказ буржуазии.
Reply
Leave a comment