О бюрократизме

Mar 19, 2008 21:31


Попытаюсь объяснить, что такое бюрократия.
Одним из фундаментальных разделений труда является выделение из общей массы разновидностей труда, его такой специальной отрасли такой как управленческий труд. Более точно это труд по преобразованию (производству и поддержанию) общественных отношений (в самом широком смысле)*. Необходимость этого выделения с общественной точки зрения обусловлена тем, что сложность отношений между людьми в связи с их трудовой деятельностью стала нарастать гигантскими темпами и без такой специализации, выделения управленческого труда, призванного регулировать эти отношения в общественных интересах, человеческое общество устойчиво существовать уже не могло. Кстати примитивные формы выделения специальных управленцев мы наблюдаем уже на уровне животного мира - вожаки стай у хищников и т. п. Однако элементарным выделением освобожденного от другого труда вожака или вождя дело не ограничилось, поскольку сложность взаимодействия людей в процессе совместного производства и потребления в общественных целостностях, продолжало расти теми же темпами (а возможно и большими). То есть индивидуальным уравленческим трудом дело не ограничилось, появилась коллективная управленческая деятельность, с кооперацией и внутренним разделением управленческого труда. Это привело к тому, что стало налаживаться производство общественных отношений. И совершенно естественно, что там, где появляется какое-то совместное производство сразу же появляются специфические отношения между людьми, присущие именно этому виду производства. То-есть мы имеем дело с производственными отношениями в сфере производства общественных отношений. Конечно эти производственные отношения требуют серьезнейшего и всестороннего исследования, но здесь я коснусь только некоторых фундаментальных особенностей этих отношений. Прежде всего производственные отношения в сфере управления имеют свою независимую специфику, эта специфика сохраняется и проявляется не в зависимости от того, какие отношения в базовых сферах (материального производства и потребления) регулируется в данный исторический момент управленческой сферой. Независимо от того в интересах каких классов регулируются общественные отношения: рабовладельцев, феодалов, капиталистов, рабочих - внутри управленческого аппарата производящего это управление совершенно объективно складываются свои специфические, сходные для всех формаций общественные отношения. К сожалению выделить их из массы других отношений бывает порой очень трудно в особенности тогда, когда доминирующие субъекты (в чьих интересах осуществляется управление) общестенных отношений, которые регулируются, и производящие это регулирование управленцы совпадают в одном лице, как это было в эксплуататорских формациях. Впервые в чистом виде общественные отношения в сфере производства общественных отношений нам довелось наблюдать, когда возникла необходимость управлять обществом в интересах тех, кем надо управлять, - после Октябрьской революции. Поскольку не была осознана объективная специфичность внутриуправленческих отношений, то соответственно и не были произведены необходимые исследования этих отношений с необходимыми рекомендациями по нейтрализации негативных явлений связанных с этими отношениями, а сами эти явления относились (и до сих пор относятся) на счет отношений в иных общественных сферах (классовых отношений в сфере материального производства и потребления). Теперь о том негативном явлении, которое вытекает из этих специфических общественных отношений в сфере управления, я имею в виду бюрократизм. Точнее это бюрократизация управленческого аппарата. Суть этого явления в том, что любой, даже совершеннейшим образом отлаженный управленческий аппарат, выполняющий стопроцентно эффективно свою функцию по организации некоторого производственного (или общественного) процесса начинает постепенно терять эту эффективность терять вплоть до полной непригодности к выполнению этой функции. К сожалению это неприложный закон самоорганизации любого управленческого аппарата. Конечно здесь можно сослаться на то, что этот закон вытекает из общесистемной закономерности, что ни одна целостная система не вечна и в конечном счете подвержена разрушению (превращению в свою противоположность, самоотрицанию) под воздействием своих внутренних противоречий. Но нас конечно интересуют конкретные механизмы приводящие к перерождению управленческого аппарата. К сожалению сейчас подробно разбирать у меня нет возможности. Хочется сказать о другом. Эта потеря эффективности сама по себе не осуществляется в интересах или против интересов каких-то общественных классов и общественных групп чьи отношения регулирует данный управленческий аппарат. Она даже не в интересах самих управленцев и они производят многие действия приводящие к потере такой эффективности с целью совершенно противоположной - с целью повышения эффективности. Ведь эффективная работа управленческого аппарата объективно как раз и является залогом процветания управленца. Но у аппарата управления есть одна ахиллесова пята: каждый элемент этого аппарата стремится занять лучшее положение в системе общественных отношений этого аппарата. При этом каждый из них может быть готов совершенно искренне выполнять свою функцию предписанную его положением в данном аппарате, и он совершенно не покушается на качественное изменение, тех отношений, которые он регулирует, и не осуществляет прямое изменение их в свою пользу, в чем постоянно упрекают советский управленческий аппарат. То есть управленец не изменяя отношений, которые регулирует в свою пользу, а только стремясь изменить отношения, в которые он вступает в рамках аппарата управления, но когда это происходит в массовых масштабах то приводит к деградации управленческого аппарата, его бюрократизации. В конечно итоге такая бюрократизация бьет по самим управленцам, поскольку общественная целостность при потере эффективного управления начинает ослабевать и терять свою устойчивость и может быть уничтожена другими более эффективно управляемыми обществами, или может произойти антибюрократическая встряска, со сломом старого управленческого аппарата, обновлением его состава на свежий, без изменения качества общественных отношений (при Иване Грозном, Петре I и т.д), или бюрократизация аппарата служит одним из факторов ревситуации (верхи не могут управлять), и уничтожается вместе со старой общественной системой, что естественно ведет к полной смене аппарата. Не трудно заметить, что бюрократизация госаппарата происходит регулярно, с частотой раз в 20-100 лет, в зависимости от скорости общественного развития в данном обществе. В СССР такая бюрократизация первый раз произошла в середине 30 годов и ее хирургическими методами пролетарской диктатуры на ранней стадии прекратили, практически полностью обновив управленческий аппарат, вторая волна была несколько отсрочена войной, но к 60-70 годам стала явной, но ее некому было уничтожить как в 37-м, поскольку рабочий класс качественно преобразовался. В результате этого не остановленного процесса бюрократизации управляемость страной была полностью нарушена и мы получили перестройку прочие прелести.

* Общественные отношения (в широком смысле) - это отношения между людьми, имеющие существенный, устойчивый и повторяющийся характер, который обеспечивается системой общественных условий в которых проистекает жизнедеятельность этих людей.

Кое-что на эту тему есть здесь http://sahonko.livejournal.com/79960.html

Теоретичное, Бюрократия

Previous post Next post
Up