Еще раз о стоимости, меновой стоимости и потребительной ценности

Aug 19, 2018 22:49

Потребительная стоимость (ценность) как раз не объективна, поскольку это лишь представление покупателя о том, насколько нужен ему товар. То что это представление формируется у покупателя на основе объективных данных о свойствах товара не делает его более объективным. А вот меновая стоимость - это совершенно объективная "вещь". Это абсолютно достоверный факт, утверждающий в какой пропорции один товар обменен на другой. Дело в том что меновая стоимость появляется только в результате обмена, а то, что мы видим на ценнике - это не более чем субъективная оценка продавцом предполагаемой меновой стоимости, которая, кстати, очень часто в результате торга изменяется. В начале процесса обмена контрагенты (каждый) имеют представления двух видов:
- о том насколько нужен ему товар контрагента (исходя из своих желаний и потребительных свойств данного товара известных ему) - это то, что называется потребительной стоимостью. На основе этого он оценивает как много он готов отдать за потребный ему товар;
- с другой стороны он оценивает свой товар, который готов продать контрагенту, исходя из собственных затрат (как трудовых, так и материальных).
Думаю не надо напоминать, что свой товар для продавца, является чужим для его контрагента и наоборот.
В дальнейшем происходит процесс торга, в результате которого стороны находят взаимоприемлемую пропорцию обмена и производят сам обмен в соответствии с этой пропорцией, именно эта последняя пропорция и называется меновой стоимостью.
Теперь несколько слов о стоимости (трудозатратах). Так вот трудозатраты на производство товаров, вступающих в обмен, единственный объективный показатель, поскольку они уже произведены и являются свершившимся фактом. Однако они практически не поддаются точному измерению. И единственное, что мы о них можем объективно и точно сказать, так это то, что с какими трудозатратами обмениваемые товары вступают в обмен, с такими же и выходят из него (от издержек обращения мы здесь абстрагируемся). То есть суммы стоимостей товаров вступивших в обмен равны до и после акта обмена. При этом пропорция обмена (меновая стоимость) и пропорция соотношения стоимостей товаров в процессе обмена никак практически не связаны (контрагенты вольны совершать обмен по собственному произволу). Так что же заставляет действовать закон стоимости открытый Марксом. Здесь два момента:
Первый. Это то, что оба контрагента, участвующие в акте обмена, заинтересованы как минимум отбить свои затраты, а по возможности и навариться, но навариться значит причинить убыток контрагенту. То есть интересы контрагентов имеют противоположную направленность и в идеале равнодействующая этих противоположных "векторов" ведет к тому, что меновая стоимость совпадает со стоимостью и обмен считается эквивалентным. В реальности конечно такого равенства "векторов" не наблюдается и зачастую в каждом обмене кто-то выигрывает, а его контрагент столько же теряет. Но этот фактор очень сильно ослабляет неэквивалентность обмена.
Второй. Существует закон сохранения: сколько продукта произведено человеческим трудом, столько его и можно уничтожить в потреблении (с пользой или без - значения не имеет). То есть сумма затрат на товары в момент их производства равна сумме затрат на эти товары в момент их уничтожения в потреблении (опять-таки от издержек обращения мы отвлекаемся). А это значит, что в сумма неэквивалентностей всех обменов произошедшие в процессе "доставки" всей массы товаров от производства к потреблению равняется нулю и в макрообъеме закон стоимости работает, хотя и допускает отклонения в частных случаях. Это как волнение на море из-за которого уровень поверхности воды в конкретном месте всегда отличается от расчетного уровня моря.
https://sahonko.livejournal.com/3551.html
https://sahonko.livejournal.com/5411.html

Из дискуссии https://antona1976.livejournal.com/282151.html?thread=4674087#t4674087

Политэк, Дискуссии

Previous post Next post
Up