На основании соображений высказанных здесь
http://sahonko.livejournal.com/105303.html, перечитывания работ Выготского и сегодняшнего сюжета на Евроньюс (о том что аутизм зарождается в младенчестве) мне пришла одна мысля: а не связан ли наметившийся рост числа аутистов с тем, что в современном
(
Read more... )
1 и главное. Не следует противопоставлять человека животным. Человек тоже животное, причем в гораздо большей мере, чем кажется интуитивно. Это интуитивное "мы не такие, мы сильно лучшие", действующее на всех уровнях, от видового до довольно небольших групп (и в частности, порождающее нацизм) полезно (в среднем) для выживания вида, популяции, группы и поэтому закрепилось эволюционно. Тем не менее, оно сильно искажает реальность.
2. Важнейшим свойством человека, способствующим выживанию и распространению, наряду с трудом, является наибольшая из всех живых существ способность к предсказанию будущего (из имеющейся информации, например "не пили сук, на котором сидишь, свалишься"). Это делает деятельность целенаправленной и более эффективной - делается именно то, что приведет к нужному результату кратчайшим путем - для этого надо уметь предсказывать результаты действий. Особенно это важно при многоступенчатой деятельности - сделать острый каменный скол, чтобы заострить палку, чтобы выкопать ею клубень из земли. Или - построить завод, делающий станки металлорежущие, который будет выпускать станки ткацкие, на которых будет производиться ткань, а из нее одежда. Часто цепочки куда более длинные.
Предсказание, само собой, требует очень развитого мозга.
3. Направленная эволюция, путем передачи приобретенных признаков потомству, очень эффективна. Именно такова социальная эволюция, осуществляемая путем обучения. А вот способность обучать и обучаться - она развивается только путем обычной биологической эволюции, изменения в которой случайные, а направленность придается только отбором по выживаемости.
4. Принудительность широко развита у всех достаточно высоко развитых животных, у которых хотя бы небольшая группа (мать с детенышами) существует. Медведица может так врезать своему медвежонку, что он по земле покатится.
Наряду с этим (и фактически в той или иной мере взамен принудительности) может быть развит механизм воспитания путем "лишения сладкого", ну или "допуска к сладкому" за правильное поведение - это одно и то же. Что является "сладким" - есть разные варианты. Например, детенышам обезьян остро необходимо прижиматься к матери. Ограничение этого вызывает дискомфорт, причем сильный.
5. Через обучение у высокоорганизованных животных передается очень многое. Далеко не только трудовые навыки.
Так, при содержании крупных обезьян (таких как гориллы, в природе они живут небольшими стадами - самец, несколько самок-"гарем", их детеныши, а в зоопарках их часто держат поодиночке (дорого содержать и одну, а нескольких слишком дорого), причем либо пойманных в младенчестве, либо купленных в другом зоопарке очень молодыми, т.к. очень молодые лучше адаптируются к новым условиям и не мрут как мухи в зоопарках средней полосы, как взрослые привезенные из Африки) выяснилось - они без обучения не способны размножаться.
Для начала, они не могут спариваться. Тут важно умение самца - самку он в нужную позу поставит и попадет в нужную дырку, даже если она совсем неопытная. Но не обучавшийся на примере отца (в стаде) просто не способен это сделать, он не ведает, что и как надо. В этой связи в зоопарках даже снимали "обезьянью порнуху" для показа другим обезьянам, что и как надо делать.
Во-вторых, без примера старших самки не могут ухаживать за детенышами, не понимают что с ними делать. Поэтому практически во всех зоопарках детенышей таких обезьян отбирают сразу после рождения и выращивают люди. Если оставить у матери - смертность 100%.
Reply
2. Предсказательная способность - это хорошо, но как привязать ее к теме я не очень понимаю. Единственное, что Вы в последнем предложении упоминаете корреляцию между предсказательной способностью и величиной мозга. И здесь как ни странно можно заметить, что эта корреляция не очень сильна. Грандиозного скачка в предсказательных способностях человек достиг при относительно небольшом росте мозга, за счет качественного именения его функционирования и включения новых не доступных животным социальных отношений.
3. А я разве с этим спорю?
4. Вот это очень сомнительно. Медведица может дать шлепка медвежонку, но это делается вовсе не с целью его обучения, а с целью либо защиты, либо детеныш сильно расшалился и просто создает неприемлемые неудобства для матери. У меня одно время были кошки с котятами (и не единожды) и я ни разу не наблюдал даже элементарных действий кошки специально направленных на обучение. Они котят постоянно таскали по комнате, пряча туда, где теплее, или безопаснее, но ни разу я не видел, чтоб кошка подтащила котенка в миске с едой, а тем более не ткнула котенка в молоко носом. Ведь казалось бы именно этому кошка, домашняя не в первом поколении, должна была перво наперво научить своих детенышей.
5. Так это проблема не только горилл но и обычных элитных собак. Для этого специально вызывают специалиста для вязки. Даже домашних кошек с этим проблемы когда мы первый раз отдали кота на случку, он бегал от кошки три дня по чужой квартире, пока при помощи хозяев кошки и методом проб и ошибок не понял, что от него требуется.
Поймите, я не спорю что некоторый уровень передачи навыка у животных имеется, он осуществляется путем подражания. Но для подражания требуется добрая воля подражающего и потому этот канал передачи очень и очень ограничен - чему хочу тому и подражаю. Для передачи трудового навыка этого хотения явно недостаточно. Здесь необходима другая формула - хочешь не хочешь, а должен научиться, чтоб выжить. То есть необходимы насильственные, целенаправленные действия по передаче навыка. Но проблема в том, что это очень сильно противоречит стратегии поведения по отношению к детенышам у животных. Ведь их задача предоставить максимальную свободу для получения собственного навыка в игровой форме, лишь обеспечивая безопасность и упрощенные условия (когда самка приносит полупридушенную жертву детенышам). Чем больше такая игровая свобода, тем больше вариантов сможет проиграть в детстве детеныш, чтоб больше зафиксировать навыков на будущее, и отсеять отрицательных результатов.
Reply
Leave a comment