На спор ограничителей и окоммуниздивателей

Sep 18, 2008 20:10

Позиции в споре со слов blanqi таковы.

Ограничители говорят, что введение коммунизма зависит от сознательности людей в бОльшей мере, чем от наличия всего и всем.

Отпузанакормители утверждают, что только изобилие всего может быть условием коммунизма (то есть, строго формально - ПОЛНОЙ бесплатности товаров и услуг, ликвидации денег и зарплат).


Мало того, что стороны совершенно недиалектически подходят к вопросу, поскольку противопоставляют две неразрывные стороны единого общественного процесса метафизически выпячивая одну из них, но и не видят центрального звена этого процесса, которое является величайшим открытием марксизма. И любой считающий себя марксистом должен был бы начинать анализ общественных процессов именно с него. Речь идет об общественных (производственных) отношениях. Эта категория является основополагающей в историческом материализме и марксисткой политэкономии. Главное, что происходит в ходе любого качественного преобразования общества, к которым относится и построение коммунизма, является слом старых, отживших общественных отношений и организация новых, соответствующих уровню развития производительных сил. При этом марксизм настаивает, что это является осознанным творчеством масс, то есть субъект истории не ждет пока созреют до полной готовности все предпосылки, и сформируется окончательно новая личность, а при появлении возможности (достижения достаточного уровня развития производительных сил) целенаправленно разрушает старые и конструирует новые прогрессивные отношения. Может возникнуть вопрос как же так, марксизм говорит о производственных отношениях, а главная закавыка, как сегодня выясняется, при переходе к коммунизму образуется в сфере потребления, однако здесь нет ничего странного и максисткая формула прекрасно подходит и в этом случае. Ведь почему-то забывается, что производство человека в конечном итоге является основой любого способа производства. То есть и потребление (и идеология), как производство человека, должно включаться в целостный цикл общественного воспроизводства, и потребление не являться некоторой зависимой функцией, линейно следующей за материальным производством. Потребление - это такая же острасль общественного производства, и потому к ней надо относиться не менее серьезно, чем к непосредственно производственному процессу создания материальных благ. Действительно, при капитализме существует разрыв между производством и потреблением трудящихся, выводящий сферу потребления за рамки производства (разделение труда на производительный и потребленический - основа эксплуататорских обществ), что и зафиксировали классики. Но при социализме, а тем более при переходе к коммунизму, единый процесс воспроизводства человека уже разделять нельзя. Необходимо сознательно формировать целостный способ производства, включающий в себя как потребление так и производство (в классическом понимании), то есть необходимо преодолевать фундаментальное разделение труда на производительный и потребленический.
Именно исследованию отношений в сфере потребления как производственных отношений, возникающих в процессе производства и воспроизводства человека, посвящена моя статья помещенная в предыдущих записях моего журнала. В ней также дается эскизный набросок тех общественных конструкций, которые могли бы способствовать преобразованию общественных отношений на коммунистический лад.

Дискуссии

Previous post Next post
Up