Из
дискуссии по поводу моей работы
О простом и сложном труде zogin: По моему так. Сама категория абстрактного труда, которую рассматривает тов. Сахонько - она инструментальна и валидна только в рамках мировоззрения, направленного на борьбы с отчуждённым трудом.
Полученная при работе квалификация - это элемент неотчуждённого труда, посему применение для его анализа политэкономических категорий некорректно.
sahonko: Я бы с Вами согласился, поскольку сфера умственного (духовного) производства, это несколько обособленная сфера по отношению к сфере материального производства. И соответственно законы функционирования общественных отношений в ней отличаются. К примеру, обмен в этой сфере достаточно трудно произвести полноценно, так как осуществляемое в процессе обмена взаимоотчуждение не получается из-за того, что обмениваемое знание из головы не выковыришь, и оно не отчуждается, а "удваивается": остается у первого владельца и при этом переходит ко второму. Но поскольку продукты сферы умственного производства необходимы в сфере материального производства и обращения, то общественные отношения из последней сферы навязываются и умственному производству. Ярчайший пример такого навязывания - копирайт и интеллектуальная собственность, лицензирование. Поэтому нет ничего странного, что законы политэкономии материального производства вторгаются в непосредственно обслуживающие его отрасли умственного производства - в подготовку специалистов (работников сложного труда).
Поэтому когда мы говорим приобретении квалификации, которая физически не отчуждаема от работника, но внутри самого работника выделяется, как бы отчуждаясь от остальной рабочей силы, поскольку знания и навыки в рамках этой квалификации приобретаются специально для их материализованного отчуждения (как продукта) в процессе производительного труда. И вот это квазиотчуждение как необходимое общественное отношение в материальном производстве (которое пользуется продуктами умственного производства), и изучается политэкономией капитализма.
Кстати это не единственный пример пограничного взаимодействия общественных отношений характерных для капитализма. Другой пример, на стыке капитализма и других ОЭФ, там где продукт произведенный в рамках другой ОЭФ попадает в капиталистическое обращение. Ведь ему приходится приписывать некоторую квазистоимость, которой у него при производстве не было и т.д.