Зима. Время переосмысления всех произведений Пушкина и Лермонтова

Apr 08, 2022 19:56





Вот не знаю почему, но, когда смотрел в Пятигорске на памятники Пушкина и Лермонтова в памяти сразу всплыли школьные годы. Мы, а может это только я? С такой потугой читали произведения этих великих литературных творцов. Заучивали стихи. Обижались на учителей, которые заставляли это делать. Писали сочинения по их произведениям. Все это было так давно. А тут еще в комментарии мой читатель оставил свое мнение о том, что детей уже не научишь читать. Даже если их заставлять.


- Все! - сказал читатель под ником Жора, - поезд ушел. Наши дети останутся такими какими они уже есть. Сам написал, что обижался на преподавателей за их потуги привить любовь к чтению. А теперь с детьми хочешь провести тот же эксперимент заставления. Да не каждому дано читать книги в свое время. А потом их правильно осмыслить.

Я приезжал на Воды в Кисловодск в теплое время года. Смотрел практически на все эти же памятники Пушкина и Лермонтова. Все в зелени было. Красиво. И только любовался окружающими цветами.Пятигорске. Грустный Александр смотрит вдаль. Снежные заносы в дороге. Холодный ветер пронизывает до костей. Особенно в районе Эоловой Арфы, беседки. И сразу приходит полное понимание отрывка произведения Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой направляется к новому месту службы. Кибитка едет. Страшно. Очень просто заблудиться! Но хозяин решается ехать, не обращая на предупреждения ямщика. Встреча С Пугачевым.

У нас на горе, ударение на букву Е, конечно такого ветра сильного не было, но ведь зима все это передает очень хорошо. Все пропускаешь через свое тело, свой холод и свое ощущения ветра и зимы.



Вот и Емануелевский парк Пятигорска на горе Михайловской. Лермонтов. Дорога. Тропинки в снегу. Пусть они в то время были другие, но снег передает всю унылость дороги в кибитке и гостиниц того времени. В которых не кому было даже сварить щей.

Лермонтов ходит по постоялому двору. Скучно. Всю эту серость спасает Максим Максимович. Жарит фазана. Вынута из запасников бутылка кахетинского. Все вокруг серо и уныло. Как у нас зимой. И приходится ждать оказии.

- Да будем ждать оказии! - говорит инвалид. Оказия - это полурота пехоты, которая сопровождает обоз через Кабарду в Екатериноград.



Максим Максимович одну руку положил на колено правой ноги, а другой держит раскуренную трубку. Вот сейчас он выдохнет с паром дым табака из своих легких и начнет рассказ о девушке Бэлле. О Печорине. И мы все узнаем его внутренний мир.

Мы подходим к малой скульптурной композиции - Бэлла. Девушка. Это летом она сидит на ковре. А зима. Девушка вся в снегу. Видим трагичность ее судьбы и истории.



Грот Лермонтова. Дорога к нему идет тропинкой вдоль горы. Снег сдувается сильнейшим ветром. Нужно натягивать шапку на уши, чтобы голова не замерзла. На другой стороне не видать гор. И город Пятигорск теряется в снежной мгле.

Лермонтовский Герой его времени. Печорин. Бэлла. Все это проходит через мою душу. Максим Максимович, который вторые сутки ждет Печорина. А тот его просто игнорирует. Холеный, знающий себе цену господин. Которому неровня какой-то штабс-капитан Максим Максимович. Это ведь он в бархатном сюртучке. С маленькими ручками.

Перед тем как писать этот рассказ, благодаря поездке, еще раз, вернее первый раз после школьных чтений я прочитал Лермонтовского Максим Максимовича.



Теперь перейдем к месту трагедии, место дуэли Михаила Лермонтова. Разве может летний вид этого места передать все страсти, которые разыгрались на этом месте. Чуть левее или чуть правее. Это не важно. Но это все произошло где-то тут. На этом месте. Шел сильный дождь. Тело Лермонтова лежало на земле. Ни один доктор не захотел приехать к этому месту. Это дуэль.

Зима. Все теперь видится по-другому. Ветер и снег точно передают холодность Печорина к Максим Максимовичу. Задумчивость.

- Да мы были приятелями! - бедный старик так и не понял такого отношения к себе. Холодно. Ветер из глаз вызывает слёзы.

Пятигорье, Россия, Кавказ, путешествия, туризм, путешествие

Previous post Next post
Up