Кто из тех, кому за 25 никогда не смотрел уморительную комедию с Андреем Мироновым «3+2»? Таких людей единицы. И кто бы что ни говорил про советскую кинопропаганду, про фильмы по заказу «Партии», но и «3+2» и «Спортлото-82» прекрасно показывают картину советского внутреннего туризма, с поездками «дикарями» в Крым, с ночевками в палатках и ужинами у костра. Это, не говоря про путевки в санатории, профсоюзные и не очень. А поездки в Таллинн, Ригу или Минск на выходные? Когда можно было полюбоваться красотами европейских столиц, не выезжаю за пределы родного Союза. Прибавим к этому поездки в страны дружественного соцлагеря, и станет понятно, что туризм в СССР был и развивался. Да без индустрии, без обслуги, но он был. Затем было туристическое затишье безденежных 90-х, с вакханалией на дорогах и дыркой в карманах половины россиян.
Вот такое мнение я услышал от
Сон Сергея, председателя городской общественной организации «
Объединение Сочинских корейцев».
Затем начались 2000-ые, у россиян стали появляться деньги, на дорогах стало больше порядка и снова стали появляться «дикари». Именно с уходом с магистральных трасс разбойных шаек, а также наведением порядка в законодательстве связывают возрождение Российского туризма.
Как показала практика, в любом секторе российской экономики, причем туристический сектор отнюдь не исключение, в первую очередь требуется ПОРЯДОК. В законодательстве, налогообложении да даже в умах простых граждан, работающих в этой сфере. Наличие стратегии развития туристической отрасли до 2020 года дает четкий ориентир для всех заинтересованных лиц, в какую сторону нужно двигаться для процветания отрасли.
Если говорить объективно, то туристический потенциал Российской Федерации необычайно велик. Тысячелетняя история, огромные территориальные пространства с четырьмя климатическими поясами, более 200 народностей, с уникальными культурными и языковыми традициями, десятки памятников Юнеско. Все это и многое-многое другое, в перспективе, может поднять отрасль въездного туризма на небывалую высоту. Добавить к этому закрытость страны большую половину ХХ-го века, и мы получим гремучую смесь, которую стоит только поджечь и зажженный огонь будет пылать десятилетиями. Если бы не одно, но, инфраструктура.
Инфраструктура - это бич как советского, так и Российского туризма. Можно сколь угодно долго расписывать красоты Байкала, уникальные памятники Петергофа или Храм Всех Религий Казани, но если людям негде нормально поесть, спокойно поспать или, хотя бы, не быть облаянным дежурной вахтершей, у которой вы просите ключ в 2 часа ночи, то они не только сами не захотят больше ехать, но и всем знаком отсоветуют. Последние годы, для решения данной проблемы, было сделано не мало. Но работы ещё непочатый край. Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, Чемпионат Мира по футболу 2018 года дали толчок к развитию инфраструктуры городов, где проводились или будут проводиться мероприятия. Пример Казани показывает, как за каких-то 10 лет, при огромном желании, не без поддержки главы республики естественно, можно вывести город в 5-ку самых посещаемых городов страны.
В заключение, хочется отметить, что в 2015 году, по версии Всемирной Туристической Ассоциации, Россия впервые вошла в 10-ку самых посещаемых стран мира. Этому способствовал не только низкий курс рубля, по отношению к мировым валютам, но и наведенный ПОРЯДОК в стране, постепенное и планомерное развитие инфраструктуры и доступность. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, с учетом движения скоростных поездов Санкт-Петербург-Москва, позволит пролетать путь за каких-то 10-12 часов, что сделает центральную часть России и Поволжье ещё более доступным для посещения, как для въездного туризма, так и для внутреннего. Стоит заметить, что в перспективе, предусматривается строительство магистрали до Пекина.