Во время раскопок древнегреческой колонии Фанагория на Таманском полуострове был найден самый древний античный храм на территории России.
Фанагория была расположена на берегу Керченского пролива, в 25 км к северо-востоку от другого древнейшего города - Гермонассы. Она была одной из столиц эллинистического Боспорского царства, входила в состав Византийской империи и Хазарского каганата. Населенный пункт был основан около 543 г. до н. э. и покинут в X веке. Исследования античного памятника ведутся Фанагорийской комплексной археологической экспедицией Института археологии РАН при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».
Раскоп, расположенный в центральной части Фанагории, получил название «Верхний город»: в древности здесь находился акрополь. В 2013 году на этом месте был обнаружен и исследован храм, относящийся к концу V века до н.э. До недавнего времени специалисты полагали, что это - древнейший античный храм из найденных на территории России. Однако в середине июня прямо под его фундаментом археологи нашли остатки его еще более древнего предшественника - так называемого «храма в антах». Его изучение только началось, но специалисты не сомневаются, что он был построен не позднее первой половины V в. до н.э.
Термином «храм в антах» со времен римского историка архитектуры Витрувия (I век до н. э.) принято называть одну из разновидностей эллинского храма. Более ранними прототипами таких сооружений считаются фасады малоазийских и египетских скальных гробниц, говорится на сайте экспедиции.
Обнаруженный храм, как и возведенный позднее на его месте, состоял из небольшого пронаоса (полуоткрытой части между входным портиком и наосом) и наоса (центрального помещения храма). Его общая площадь - около 14,5 кв. м. Он был возведен из сырцового кирпича без фундамента, как и многие из фанагорийских построек того времени.
Необычной особенностью древнейшего сооружения является расположение небольшого алтаря-очага внутри наоса, с левой стороны у входа. Обычно древние греки возводили алтари снаружи храмов, недалеко от входа: для того, чтобы божество, отождествленное с его культовым изображением, могло при таком положении алтаря наблюдать за жертвоприношениями.
Примеры, когда алтари находились внутри храмов, известны, но встречаются реже. В частности, по свидетельствам древнегреческого писателя и географа II века Павсания, три алтаря в одном из главных храмов Афин - Эрехтейоне (V век до н.э.) - располагались именно внутри главного помещения. В таких случаях, как полагают специалисты, жертвенник мог использоваться для бескровных жертвоприношений.
Источник