Украинский карго-культ

Sep 19, 2020 16:31

Да, были времена, когда мы как вороны кидались на все блестящее иностранное. Этот западный мир казался диковинкой и никого не удивляла даже такая жесть, как дикая очередь в первый "Макдональдс". Да чего там, даже за батончиками "Марс" давились как безумные. Интересно, их кто-то сейчас вообще покупает? Но больные времена давно позади и сейчас едва ли кого в России потрясет иностранный бренд, причем не только в Нерезиновой, но и в провинции. Но есть на постсоветском пространстве страна, которая так и застряла ментально в 90-х, по крайней мере, в данном отношении.




Почитывая на досуге украинскую прессу я пришел к удивительному выводу - отношение украинской общественности к иностранным компаниям действительно страшно напоминает Россию двадцатилетней давности. Причем отношение это ну очень странное. Я бы охотно понял, если бы украинские бизнес-аналитики лелеяли мечты о появлении на Украине заводов GE или Мерседеса. Это и правда могло бы двинуть местную экономику вперед. Но они мечтают не об этом. Посмотрим, какие же бренды с наибольшим нетерпением ждут на Украине. Список поистине удивителен. (https://ukraina.ru/exclusive/20180125/1019819525.html)

Starbucks
IKEA
H&M
Pizza Hut

Нелепость такого выбора реально поражает. Хотя в последний раз я посетил Колыбель Человечества и Родину всех языков мира в 1991 году, я более чем уверен, что на современной Украине есть и кофейни и мебельные магазины и шмоточные лавки, и уж конечно, там точно умеют готовить пиццу. Ну вот реально, что собственно произойдет, если на Украине и впрямь появится обожествляемый Starbucks или еще кто-то из этого странного списка. Рискну предположить - ровным счетом ничего. Ну, кроме разве что идиотских комментов насчет "европейской" сущности Украины. Ага, дикари рвутся в Еуропу...



Но как это не смешно, вопрос ставится на самом высоком уровне. Мэр Киева Кличко неоднократно заявлял, что непременно приведет Starbucks на Украину. И если бы только он один! Отметилась в теме и глава Национального инвестиционного совета Ковалив и другие важные люди. Вот такая вот идея-фикс. Замечу, что суета была замечена мной еще в 2018 году, но в 2020 она продолжалась с неослабевающей силой. Starbucks, приди! IKEA, приди! Еще кто-то там - приди!!! И даже слухи на сей счет подаются как значимые новости. И аргумент тут просто убийственный -  появление этих сетей даст сигнал, что Украина это нормальная страна. Блин,  а чем им тогда Макдональдс не угодил? Работает там давно и даже начал борьбу с русским языком... Не говоря уж о том, что стремление убедить других в собственной нормальности уже есть явный признак ненормальности.

Впрочем, сей пост я решил сочинить не ради насмешек над бывшими братьями. В конце-концов нам самим особо нечем гордиться и смотреть свысока на беднейшую страну Европы было бы несерьезно. Меня поразили объяснения данного факта от украинских оналитегов. Ну вот для примера, что пишет некая Елена Макеева, экс-замминистра финансов Украины, ныне Глава совета директоров аудиторской фирмы - https://nv.ua/opinion/pochemu-starbucks-ne-pridet-v-ukrainu-2457603.html Дабы не утомлять вас прочтением довольно длинного материала, кратко резюмирую - приходу Старбакса и прочих мешают коррупция, бюрократизм и плохое законодательство. Ну типа, избавимся от всего этого и инвесторы повалят. И в самом конце мимоходом упоминает о низкой покупательной способности местных потребителей. Аха-ха! Ну просто пипец, какая оналитега!

Даже самым наивным людям понятно, что  инвесторов интересует лишь одно -  их прибыль. А коррупция и прочее это всего лишь трансакционные издержки.  И если они круто перекрываются прибылью, то плевать всем на коррупцию и прочее, занесут кому надо и вперед!  Примеров сколько угодно. Но приведу лишь один - страна, именуемая бывшими братьями Мордором. Думаю, что даже самый ярый патриот признает, что Россия весьма коррумпированное место, да и с законами и их исполнением у нас проблемы. Но инвесторов с Запада почему-то полно, причем все четыре бренда, обожаемых украинцами, у нас присутствуют в большом объеме. Что не так? Да все просто.
По данным сайта https://www.statista.com/outlook/consumer-markets объемы рынков в России и на Украине составляют:

Продажи одежды: Россия - $49 392 миллиона, Украина - $5 814 миллиона.
Продажи мебели: Россия $29 400 миллионов, Украина - $897 миллионов.

И стоит ли удивляться, что в гадкой России полно икей и H&M, а на прогрессивной Украине ни одной точки? Замечу, что и по рынкам кофеен и фастфуда разница примерно такого же порядка - где-то в 20 раз. Так почему же популярны столь несостоятельные объяснения? Может потому, что изменения законов и борьбу с коррупцией можно хотя бы декларировать, а за повышение доходов населения никто и взяться не рискует? Или они просто идиоты?

Ну а пока местным политиканам остается лишь совершать ритуальные пляски. “Starbucks однозначно придет в Украину, в Киев, у меня нет сомнений. Это только вопрос времени, когда придет. А мы должны сделать все, чтобы они пришли как можно быстрее, и я это делаю”. Виталий Кличко.

starbucks, бизнес, Украина

Previous post Next post
Up