Успешное детство

Feb 15, 2014 14:31

Весьма важным вопросом в этом процессе является исторический контекст - когда и как ребенок-сирота попал в детдом и дальнейшая история его передвижений по социальным учреждениям. И, в том числе, сколько таких перемещений ребенок запечатлел в своей формирующейся памяти. Часто именно от этого зависит, сможет ли он, получив потом уже семейный социальный опыт, включиться в процесс самореализации и не станут ли пусковым механизмом те обстоятельства, в которые он попал в детстве, и которые влияли на становление его личности? Без этого базового ресурса будущее ребенка будет весьма туманным.

Чем меньше у ребенка исторической памяти о семье и возможностей накопления социального капитала, тем хуже. Отсутствие визуальной и вербальной памяти не позволяет ребенку перенести свой опыт на новые жизненные условия. Ценность «подсмотра» родительских отношений является для ребенка основой для формирования умения выделять приоритеты и другие установки, которые родители предлагают ребенку, всего лишь исполняя свое родительское предназначение. От того, как родители исполнят свою роль, такой и будет у ребенка опыт.

Образец родителя, фиксация роли, поиск ответов, волевые преодоления - все, что объективно создается в семье - формирует в ребенке осознание своего ребяческого состояния: я ребенок, они - родители. В системе детдомов этого никогда не было и не будет, так как в большом сиротском пространстве ребенок не само идентифицируется как личность, он живет скученным сознанием других детей. В казенных системах отсутствует какая бы-то ни была связь между воспитателем и ребенком, привязанность, без которой ребенок будет воспринимать всю информацию иначе, чем ребенок из семьи, пусть даже из самой бедной или пьющей. Выживая в системе, воспитатель при всем желании не может быть объектом привязанности. Он является, скорее, вынужденным сожителем ребенка, и одновременно дает всем и понемногу. Совсем понемногу. Личностное восприятие за счет воспитательской манипуляции меняется на обще групповое. Ребенку сложно отщепить свое сознание от общего, со временем оно мутирует и становится его постоянным становищем, от которого сложно отказаться завтра. Когда что-то формируется неосознанно, это потом сложно изменить. Для этого нужен высокий уровень реабилитации и рефлексии ребенка (супервизии), осознание нанесенного ущерба, принятие себя и переход на другой этап самореализации. Для этого процесса требуется кропотливая работа не только по извлечения всех сиротских заноз, но и верное их осознание и преодоление.

Важен возраст, когда ребенок попал на казенную кровать. Чем позже это произойдет, тем ниже будет уровень депривационного состояния сироты в рамках системного воспитания. Вопрос встраивания ребенка в системную группу проходит безболезненно для самой системы (за счет ограничений). Ребенок же испытывает страх перед новыми обстоятельствами свой жизни и стресс. На неопределенный срок откладывается решение некоторых важных его возрастных запросов, на которые у системы нет ни времени, ни компетентности. Также, дети начинают интуитивно отстаивать свои права, создавая детскую иерархическую систему. Люди, давно работающие в системе детских домов, стараются не вмешиваться в эти процессы. Это позволяет им само сохраниться и путем естественного отбора получить ключи к управлению группой через сильных и дерзких. Понятно, что интеллект редко рассматривается как ресурс для решения детских вопросов. Некогда разбираться и доходить до сути, проще надавить на тех, кто, в свою очередь, тоже надавит, и вопрос будет решен. Они то и есть система управления всем детским домом. Когда такая среда сформирована, у системы наступает прогнозируемое спокойствие, так как до новых иерархических разборок пройдет несколько лет.

А пока конфликты в группе сирот возникают из-за высокого уровня агрессии, от невозможности перестроится перед новыми жизненными обстоятельствами. Здесь используются другие манипуляторные возможности - ресурсы, которые становятся доступны детям в старшем возрасте. Удержание концентрации быть в воспитательной «норме» старших сирот зиждется на сформировавшемся у сирот иждивении, и чем выше градус этого иждивения тем проще управлять как группой детей, так и поодиночке. Системное воспитание приводит к взаимному привыканию и смыканию всех - кто живет в системе, и кто ею руководит. Причем технологии управления детьми-сиротами очень схожи с тюремными. Я говорю это при всем уважении к тем, кто трудится в детдомах. Просто они иначе не могут.

Продолжение следует…

http://gezalov.net/?p=3035#more-3035
Previous post Next post
Up