По данным Министерства образования России сегодня в жилье нуждается около шестидесяти пяти тысяч детей-сирот. По мнению некоторых специалистов, на самом деле нуждающихся больше, чем упоминается в официальной статистике.
Связано это с тем, что выходящие из стен детского дома выпускники часто выходят просто на улицу: у многих администраций нет достаточного количества квадратных метров, чтобы обеспечить всех сирот причитающимся жильем. А ведь согласно ФЗ-159, сироты должны имеют на него право. Но на практике, тех, кто квартирами обеспечен, куда меньше, чем тех, кому идти некуда. Виной тому иногда финансовые проблемы региона, а иногда и служебные злоупотребления некоторых должностных лиц, не страшащихся ничего и никого, и жонглирующих жильем как кеглями, как это недавно произошло в Саратовской области. Чиновник «придержал» жилье для сирот, а потом продал его с выгодой для себя и тех, кто это жилье строил. Сейчас на него заведено уголовное дело.
Часто сироты не получают жилья потому что многие регионы дотационные, а кроме сирот в жилье нуждаются многие другие граждане. Значит, жилье необходимо, конечно, строить, но на что - не ясно. Порой губернаторы просто не понимают, что жилье сиротам необходимо, чтобы нормально жить, они нередко считают, что государственной заботы достаточно. К примеру, некоторое время назад в Новосибирской области, прошлый губернатор Толоконский так и сказал, что не понимает, как ему купить на сто миллионов жилья сиротам региона. Мол, вопрос плохо проработан соответствующими структурами, а деньги так и депонировались в банках. Может для того и депонировались, а надо было просто купить жилье. Но, видимо, у первых лиц регионов не всегда есть понимание, что для сироты жилье также важно, как и для других детей, и как фактор, влияющий на адаптацию, так и фактор создания собственной семьи.
На днях в Комиссии по правам человека в РФ прошел круглый стол по проблемам жилья детей-сирот. Информационным поводом послужило внесение в государственную Думу поправок в законопроект, обеспечивающий детей-сирот жильем, которые позволяли бы сиротам получать от государства причитающееся им жилье. Если сказать грубо, то это попытка внести ясность в вопрос получения сиротой не просто некого помещения, а нормальной жилплощади, в которой он мог бы жить. Ведь часто сиротам дают просто койко-место: что власть дала выпускнику - то и жилье. А, учитывая юридическую безграмотность детдомовцев, им можно дать, что угодно. Часто они занимают выжидательную позицию, ждут, когда кто-то пойдет и решит их вопрос. Просто ждут от власти, когда та придет к ним и выдаст новые ключи. Но никто не приходит.
Мы постоянно получаем на наш сайт «Успешные сироты.ру» письма, в которых выпускники детских домов просят даже найти кого-нибудь в их же регионе, чтобы решить жилищный вопрос. И когда получают ответ, что им надо самим пойти в надзорные или иные органы - обижаются и ведут себя довольно агрессивно, мол, чего вы сироту обижаете, он ждет помощи, а не собственного участия. И когда наш юрист Ольга предлагает им пойти в судебные инстанции и там пытаться решить вопрос с жильем, посредством написания искового заявления, они часто просто больше не появляются. Между тем, если суд принял решение, что ребенку необходимо выдать жилье, то именно это решение может стать основным документом в борьбе за жилье и после двадцати трех лет. Имея его на руках, можно обращаться к судебным приставам, требовать через СМИ и общественные организации. Тем самым заставив местные органы власти выполнить необходимые обязательства. А еще бывает, что сироты утрачивают полученное жилье, опять же по собственной безграмотности. Им в этом активно помогают черные риэлторы, знающие эту их особенность. К примеру, в Белоруссии и Москве действует мораторий, в течение которого ребенок не может совершать сделки с жильем, и эта норма оберегает сироту от собственной глупости. Но нередко сироты, в той же Москве, сдают свое жилье, а сами живут в коммунах, так и не научившись жить самостоятельно. Часто в их жилье живут те, кто так и ждет момента, чтобы лишить сироту его квадратных метров. Всему свое время.
В регионах же, часто сиротам дают жилье, в котором невозможно жить, нередко нет даже крыши. На круглом столе в Комиссии по правам человека также обсуждался вопрос возможности отселить от детей-сирот пьющих родителей, раздел этого самого жилья Нынешний жилищный кодекс это позволяет, но на практике часто это невозможно. Выпускники не могут вселиться в свое жилье, так как там уже просто невозможно жить, в связи с тем, что родители привели его в ужасное состояние, продолжая жить антиобщественной жизнью. Нередко накапливаются большие долги по квартплате, что часто приводит к тому, что невозможно обменять жилье. Не говоря уже о том, что однокомнатную квартиру не разменяешь.
В Государственной Думе 28 декабря пройдут слушания по теме адаптации детей-сирот, и одним из ключевых вопросов станет жилищный. Надеемся, что все-таки органы исполнительной власти дойдут до того, что выходящие из стен детского дома гарантированно будут получать жилье. Ну а надзорные органы будут не только следить, что ест сирота и во что одет, пока он в детдоме, но и за тем, что же у него с жильем. Чтобы выход из стен детского дома не был похож на выход в космос.
Шеф-редактор проекта
Успешные сироты РУАлександр ГЕЗАЛОВ