Джон Коннолли "Плохие люди" [Многострадальный штат Мэн]Не стоило мне нарушать свой зарок не читать Коннолли! Нет, пожалуй, "Книга потерянных вещей" была ничего так (если бы он и туда не засунул фирменные мясокровищу и потроха), поэтому я и решилась попробовать с еще одной внесерийной книгой, которая, конечно, уже по аннотации выглядела жутко вторичной, но я же страсть как люблю истории про маленькие нехорошие городки, и не смогла устоять. А в итоге долго и печально размышляла, почему книга получилась настолько стерильной: то ли Коннолли чересчур усердно подражал Кингу, то ли - увы и ах - эта сюжетная жила выработана начисто.
В штате Мэн есть город остров со таинственными тайнами (ТМ) прошлого... Населенный колоритными провинциальными чудаками, умеющими посмаковать эти тайны... Здесь ищет убежища женщина с маленьким сыном, пытающаяся сбежать от мужа-психопата... Муж-психопат во главе отряда безжалостных убийц идет по ее следу... И вот, одной темной и страшной ночью, во время неистового снегопада на суше и бури на море, маленькой общине вообще и и каждому ее члену в частности придется столкнуться с ужасающими силами реального и потустороннего зла... бла-бла-бла, откликается эхо.
И при том, что чисто технически книга написана очень хорошо: в меру колоритные герои, в меру своеобразный остров, живой язык персонажей - от постоянного рефрена "бла-бла-бла" при чтении постоянно зевалось. Автору не то что не удается удивить - он, кажется, даже и не пытался отойти от штампов жанра, так что все сюжетные повороты еще до того, как прочитана хоть пара строчек. Более того, поюзаны такие штампы, из-за которых за автора как-то неловко становится, типа безмозглых проходных жертв, которых завозят в страшную глушь, к заброшенной ферме, где пахнет разлагающимся мясом, а они вместо того, чтобы рвать оттуда когти, пока целы, отправляются исследовать дом, потому как любопытно, что там грызет череп в темном подвале.
По крайней мере, мясокровища не так смакуется, как обычно, но трупов все равно утомительно много, и к финалу бессмысленность этой бойни (которую пытаются оправдать многозначительными намеками на судьбу и предназначение) начинает угнетать. И главной героине из-за этого проблематично сочувствовать: как подумаешь, что столько народу полегло из-за одной клуши, которая так хорошо ушла на дно, что могла бы сразу отправить мужу в тюрьму открыточку с острова, чтобы не утруждал себя поисками, что болеть за нее не хочется. Да и вообще, болеть тут за кого-то - все равно что переживать за одну из сторон в игрушке типа "Растения против зомби". Да еще проблемы с композицией книги, когда 3/4 времени продираешься через описания прошлого и тонкой душевной организации персонажей, которые в сюжете особой роли не сыграют, а потом неожиданно наступает развязка - и никакого вам кульминационного момента.
Дэннис Лехейн "Таинственная река" [Обыкновенное зло] Надо признаться, про автора я до этой книги слыхом не слыхивала, ни одной экранизации его романов не смотрела, поэтому на основании аннотации ожидала стандартное триллерное чтиво: трое мальчишек, чья дружба была разрушена несчастьем, случившимся с одним из них, двадцать пять лет спустя оказываются - в той или иной роли - вовлеченными в историю жестокого убийства. А вместо этого книга оставила в состоянии "сидишь и обтекаешь, и кипишь от несправедливости жизни". Вот, кстати, именно на контрасте с Коннолли очень хорошо было, как, на самом деле, наивны, невинны и развлекательны книги, где кишки свисают с люстры, а автор, весь в поту, кромсает по десятку персонажей на страницу. И даже если он в расход пускает белокурых щеночков и пушистых длинноухих девочек - поооофиг. А потом приходит другой писатель, мимоходом так показывает, что такое обыкновенное зло, и становится по-настоящему страшно и плохо. Уже просто оттого, что уверенность "плохие вещи случаются с плохими людьми" при определенных обстоятельствах может перерасти в позицию "если по моей вине случилась плохая вещь, значит, с жертвой обязательно что-то было не так, потому что см. выше!" Здесь формально положительному и ничем не запятнавшему себя герою периодически хочется вломить, изначально раздражавший, даже неприятный персонаж под конец вызывает глубочайшее сострадание, а про одного, которому долгое время совершенно искренне сострадаешь, под конец думаешь: "И как земля такого отморозка носит!" Совершенно ужасное послевкусие от книги - именно потому, что написано все весьма хорошо.
Кристина Ульсон "Маргаритки" [Шведская грусть] Еще одна типично скандинавская бзсхднст, после которой искренне удивляешься, как это население Швеции, как лемминги, не ринулось в холодные волны мрачного моря, раз все настолько плохо. Хандрит главная героиня, ведущая следствие на последних месяцах беременности, хандрит ее женатый престарелый любовник. Хандрят коллеги героини, один из которых бросил хандрящую жену с двумя младенцами, а у второго жена помирает от неизлечимой болезни. Хандрит священник, у которого и справка о депрессии есть, хандрит его жена, потому что их убьют. Хандрят беженцы из Ирака, которые приехали в Швецию за хорошей жизнью, а вместо этого оказались в стране, где все хандрят и друг друга убивают. Все так хандрят, что в какой-то момент за сюжетной линией перестаешь следить: "Оставь меня, старушка, я в печали!"
Энн Бенсон "Похититель душ" [К нам сегодня приходил...] Еще один представитель книг о жестоких убийствах детей, которые при этом вызывают на удивление мало эмоций. Не сказать, что плохо написано, и читалось легко, но все-таки, мне кажется, можно было бы поинтереснее связать две сюжетные линии, разделенные веками: расследование монахини в четырнадцатом веке преступлений Жиля де Ре и современные поиски детективом - многодетной матерью убийцы-педофила. От первой линии, видимо, я подсознательно ожидала что-то акунинское, изящную стилизацию, а именно этого не было вообще, как и какой-либо интриги для человека, мало-мальски знакомого с историей (тем более, нынче считается, что Жиля де Ре действительно оклеветали), а вторая получилась пресноватой. Слишком много отступлений о домашней жизни героини, почти карикатурный, неверибельный злодей.