Как и ожидалось, это было очередное путешествие в поисках капли чистого смысла по опасным рекам зловонной вансовской морали. Честно говоря, для меня так и осталось загадкой, для чего понадобилось растягивать одну серию на две - в два раза увеличить число бессмысленных аренделльских флэшбеков, чтобы свежеприобретенная аудитория не заскучала без Эльзы с Анной? В два раза растянуть сцены ни о чем? ИМХО, содержательная ценность этой серии если не стремилась к нулю, то без проблем поместилась бы в сорок две минуты - просто выжми воду, и осталось бы вполне динамичное и драматичное зрелище, а так...
[Мне нужен труп - я выбрал Вас!]Угу, "Люди обедают, просто обедают, а в это время рушатся их судьбы" (цэ). Но не полтора же часа чистого сюжетного времени! В финалке прошлого сезона, по крайней мере, были приключения, движуха, здесь же персонажи то и дело норовили присесть и завести неспешный разговор про жизнь, когда, по идее, судьбы их близких висели на волоске. То Чарминги сначала ночь напролет дочку ищут, а потом теряют всякий интерес к ее поискам, то Крюк как сумасшедший бежит утром в ломбард Голда, чтобы оказаться там... вечером? Сдается мне, Страна Чудес просочилась в сериал вместе с Уиллом, и теперь тут надо бежать в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте.
Чарминги... Это что же, получается, дочь им говорит, что все решила и избавится от магии, а они даже не задумаются над тем, а КАК вообще она это может сделать? И что ошибка Эммы может быть вовсе не в намерении, а в способе, которым она собирается совершить магическое самоубийство? Как можно, уже имея зелье для выслеживания, даже не попытаться найти Эмму просто для того, чтобы убедиться: она жива, она не пострадает, она не пойдет от отчаяния на что-то страшное? Я уж не говорю, что вновь заведенная Снежкой шарманка: "А как это Эмма перестанет быть спасителем? А то же тогда спасет наши задницы в следующий раз?" снова выглядела далеко не манифестом материнской любви. Вот и выходит, что единственным человеком, встревожившимся от намерений Эммы, оказался Крюк, и даже подружка Эльза взволновалась только тогда, когда узнала о желании Чармингов сделать дочь "нормальной".
По поводу жаркой сцены Робина и Регины я не скажу ничего нового: как креаторы делали Робина подонком и радовались этому, так и продолжают, еще пуще радуясь, чего и фанатам желают. Так и хочется провести мини-исследование "Символизм секса Баффи и Спайка в разрушающемся доме vs Символизм секса Регины и Робина в жутком склепе", но, боюсь, в случае Ванса все символические совпадения случайны, и прах, тлен, гробы и вырванные сердца на самом деле означают веру, надежду, любовь и романтику.
А как же насчет того, что Регина любит Робина за то, что он такой благородный? Так почему же это ей приходится напоминать Робину, что он женат, что неуместно устраивать романтический завтрак в лагере, где наверняка где-то в одной из палаток остывает тело Мэриан, что вообще как-то нехорошо трахаццо, когда вопросы с женой не решены? Могу только повторить: а ничего креаторов не смущает в морали, что женщина, которая сделала из бандита РобинаГуда, оказывается для него ничем, а со своей судьбой и второй половинкой он становится как раз тем самым бандитом, потакающим только собственным хотелкам? И так ли счастлива была бы юная Регина, если бы встретилась с тем Робином Гудом - разбойником из таверны? Ведь, как ни парадоксально, мужчину, который очаровал Регину, из него сделала только Мэриан!
Но, конечно, Адам и Эдичка не были бы нашими любимыми креаторами, если бы над этим задумались. Поэтому совершенно естественно, что вместо поиска средств расколдовать Мэриан Робин будет искать автора книги... чтобы устроить ему допрос с пристрастием за то, что негодяй посмел обделить Регину щастьем. Что, конечно, тоже очень по робин-гудовски... И Уилл, с таким уважением отзывавшийся о Мэриан, внезапно в полном порядке с тем, что Робину ничего не хочется для жены делать, раз сердце к этому не лежит! Ну, давайте, перепишите теперь историю так, чтобы никакой ненужной Мэриан в каноне не осталось, а Роланда от Гуда Регина родила.
С этой книгой сказок вообще мешанина та еще. Регина теперь жалеет, что не поддерживала Генри в том, что он особенный, а хотела, чтобы он был нормальным? Сдается мне, в первом сезоне была несколько другая история. Например, как предполагалось растить нормального ребенка в городе, погруженном в день сурка? И какая магия предполагалась в этой книге изначально, если это была просто книга сказок, из которой можно было вырывать и сжигать страницы (и ничего в истории не менялось!), она тонула, ее просушивали, заново сшивали, дописывали, в конце концов? Откуда такой нелепый фатализм? Если кто и сделал из Регины монстра, так это семейное воспитание и Румпелевы планы, но... погодите, и это тоже было записано неведомым автором книги, правда? Так что даже претендующий на мировое господство Румпель - всего лишь чья-то марионетка? (Впрочем, если вспомнить все хреновые дары, обрушившиеся на одного злополучного прядильщика, поневоле подумаешь, что мироздание очень сильно хотело ему нагадить :-D ).
И Снежка, радостно рассуждающая о том, что спала с женатым мужчиной, а значит, Регине нечего стыдиться, как-то случайно забывает, что мужчина был ее собственным мужем, а чужим его сделала именно магия той самой Регины. Но кто старое помянет, и адюльтеры осудит, тому оба глаза вон, не так ли? Во всем виновата несправедливая книга! Ну, а если не виновата, так Регина идет правильным путем, когда спит с женатиком! Вообще, это реально странно, когда Регина оказывается едва ли не единственной совестливой женщиной среди толпы благороднейших героев. По-моему, когда Регину наконец найдет своего творца книги, то должна на коленях его умолять выписать Робина Гуда нафиг из ее истории, пока он не разрушил ее жизнь точно так же, как и свою.
И как можно, изначально поведя в истории правильный разговор о том, что не магия, не когти и не трусы поверх штанов делают человека особенным, в конце концов сделать вывод, что таки дело в трусах и магии? Ну е-мое, можно ли разобраться наконец, чего хотят Чарминги - видеть дочь счастливой и принять любой ее выбор; видеть дочь "особенной", чтобы всегда иметь под рукой Спасителя или же им на Эмму плевать слюной, поэтому их мнение на счет дочери зависит исключительно от аргументов того, кто будет рисовать им свое видение ситуации?
Румпель большую часть серии занимался аутотренингом: "Я стар. Я стар! Я суперстар! Я Темный! Я лгу! Я обманываю! Я ни о ком не забочусь! Я властелин мира!" (Кстати, меня слегка тревожит, что он так полюбил говорить о себе в третьем лице. Неужели Штильцхен отделился от Румпеля и вконец забил бедолагу?) И при этом первую ошибку, характерную для темных властелинов, он уже совершил - поперся рассказывать Снежной Королеве о своих планах. И как-то совсем не предусмотрел, что она прекрасно может кастовать через зеркало, даже несмотря на магическую преграду. В общем, добро пожаловать в общество знаменитых злодеев!
Нет, в общем-то, я рада верить, что об истинных мотивах Румпельштильцхена нам не рассказывают именно потому, что на самом деле он вовсе не корысти ради норовит затянуть в шляпу всех несчастных, вставших ему поперек дороги или просто доверившихся, а только волею пославшей его... пославшего его автора книги, которого хлебом не корми, дай над злодеями поиздеваться? Но, зная Адама и Эдди, я боюсь, что шансы на это исчезающе малы.
И как бы ни жаждал Румпель обрести свободу от власти кинжала, неужели у него в мозгу не должно было шевельнуться хоть маленькое сомнение, как он может так поступить с женщиной, которую любил его сын, матерью собственного внука? (Кажется, я об этом уже писала, причем в тех же выражениях, но оно действительно меня вымораживает. Неудивительно, что даже Крюк от возмущения вспомнил про этот аргумент). Да, это тот же самый Румпель, который при живом сыне внука грохнуть хотел, поэтому кто ему та Эмма? Магическая батарейка, да еще с Крюком путается, чего ее жалеть!.. Но где же все-таки весь прогресс персонажа, который любовно выстраивали в третьем сезоне, именно с целью доказать, что Румпельштильцхен все-таки своих не бросает и дважды на одни грабли не встает? А теперь... ну да, убедил себя, что Эмма сама этого хотела, сама не захотела искать другой выход... но как же все-таки это противно смотрелось. :-(
Да, конечно, Голд привычно был шикарен и весь like a boss, но в данном контексте это уже не доставляло прежнего удовольствия. В "Ученике" поединок Голда и Крюка был схваткой двух хищников, и можно было испытывать мрачное удовольствие от того, как один из них попался в собственные же сети, а теперь Голд использовал правильные, воодушевляющие, поддерживающие слова, чтобы обратить их против Эммы, заманить ее в ловушку. И от всего этого, от "спасибо" Эммы, которая всегда была одной из немногих, кто относился к Голду с уважением, такой мерзкий привкус остался...
Тем более, креаторы ухитрились изгадить еще и собственную же сцену румбелльского танца, заставляя Голда творить мерзкие дела в том же доме, в тех же комнатах, где он еще недавно изображал для Белль принца, а зрители писались радугой от восторга.
Так что даже жаль было Крюка, который, несмотря на то, что не смог оказаться до конца честным и рассказать Эмме, кто же начал цепь шантажа, все же признался в главном, и предпочел потерять ее для себя, чем потерять вообще. И пусть даже этот же Крюк не так давно стремился убить/разбить сердце Белль, лишь бы навредить Крокодилу, но все же видеть Голда на той же ступени пищевой цепочки развития, радующегося возможности причинить побольше боли, не особенно приятно. Хотя, надо признать, его замечание о том, что даже Милу Крюк смог прекрасно забыть, как только появилась новая перспективная дама, было внезапно метким. Но все равно, мощной и гадкой была сцена, когда Румпель издевался над беспомощным соперником, а затем со вкусом, с толком, с расстановкой вырвал сердце "старинному другу". (Правда, чего это оно такое чистое и непорочное у Крюка, вот прямо без единого пятнышка?)
Про_Белль... Вот даже не знаю, что сказать-то. Кроме того, что реально не понимаю такого отвращения креаторов к ней, что именно в тех сериях, где Белль должна как-то засветиться - неважно, какой дурой они ее считают - ее нет вовсе! Ни с жуткими подозрениями, ни с глупой верой в мужа-совершенство. А тон упоминаний Румпеля о ней и вовсе заставляет думать, что он совершенно позабыл времена "Скин Дип" и свою жену тоже плохо знает. Когда это Белль считала, что он выбрал власть над любовью? По-моему, она как раз сказала, что он трус, которому не хватает духу признать, что кто-то может его любить. А теперь, да, все так просто. И боже мой, какую хорошую, интересную, душераздирающую драму креаторы просто выкидывают псу под хвост. Во имя чего - совершенно непонятно! И меня уже заранее корежит от мысли, что в следующей серии вся такая понимающая и обожающая супруга Белль позволит своему идеальному Румпелю после обнимашек - или их снова вырежут? - обезопасить себя от получения хотя бы минуты лишнего экранного времени.
Еще из любопытного:
Выходит, Белль трудится в библиотеке без выходных, по десять-тринадцать часов в сутки, и только в воскресенье делает себе послабление - всего-то семь рабочих часов! А после работы бежит нянчить Нильчонка, потому что только скудные заработки Белль позволяют семье Голдов держаться на плаву, ведь мистер Голд увлечен магическими тайнами и совсем перестал приносить в дом деньги! Надо думать, розовый особняк давно уже списан за долги, супруги ютятся на кушетке в задней комнате магазина, и как раз поэтому доведенная до отчаяния новобрачная вломилась в чужой дом, чтобы хоть одну ночь провести на нормальной кровати и при ванной комнате! Так что ничего удивительного, что пашущая, как раб на галерах, миссис Голд должна узнать о делишках своего мужа последней.
С другой стороны, библиотека открыта, а Белль в ней что-то не наблюдается. Может, в Сторибруке действует проклятье бэбиситтеров, и каждый, кто начинает нянчить детишек, превращается в невидимку? То Руби сидела с Генри и досиделась до полного исчезновения, теперь Белль тетешкает Нильчонка - и буквально растворяется в воздухе! Причем если библиотека открыта - по идее, библиотекарша должна там быть; если Голда нет в лавке - по идее, ростовщица должна там быть... а ее и след простыл!
Если говорить про Аренделл, то около часа бессмысленных блужданий по замку, где типа королева Эльза прячется от собственных охранников (притом, вроде не подразумевается, что Ингрид узурпировала власть в государстве) - это как-то слишком. Эльза ведь тоже объявляла, что контролирует свою магию, - вот и разобралась бы с тетушкой по-королевски! А все эти типа тайные планы и беготня по дворцу в надежде противостоять такой всемогущей и всевидящей ведьме...
Еще менее я понимаю, зачем Ингрид понадобилось затевать по-настоящему опасную игру с урной, в надежде, что Эльза заморозит Анну - хотя самой Ингрид, между прочим, тоже в голову не пришло заморозить Герду, когда та ей угрожала. Как бы для человека, столь помешанного на сестринской любви, должно быть очевидным, что не так-то просто осознанно причинить боль близкому человеку. Ну и можно я ничего не буду говорить про ученика чародея, который одним мановением руки порталы в иные (немагические!) миры открывает, в то время как Румпельштильцхен триста лет упорно пытался надеть штаны через голову? Уж не говорю о том, что ученик волшебника (точнее, похоже, сам волшебник?) далеко не лялечка, раз позволил совершенно сумасшедшей тетке отправиться по поиски несчастной девочки, выбранной ею в сестры.
И, ах да, коробка пробыла у Ингрид в руках всего-то пару дней, но за это время Снежная Королева успела изучить ее устройство гораздо лучше, чем Румпель - за полжизни поисков? Или коварная снежная тетя дурит доверчивого чОрного властелина?
ЗЫ. Кстати, никому не показалось, что магия, возникшая от соприкосновения рук Эммы и Эльзы, выглядела подозрительно трулавной? Такой характерный золотистый свет, как при снятии проклятия...