Наверное, надо и цивильные впечатления от второго похода на "Хоббита" подбить. :) Тем более, как ни странно, второй просмотр оказался и содержательнее, и интереснее первого - в том числе и потому, что на сей раз я смотрела фильм в простом 2D, и ничего перед глазами не мельтешило и не сливалось в псевдотрехмерности. А то ж мне в первый раз даже пресловутые орехи под головой Кили показались печеной картошкой - такой мелкой, потому что в Озерном городе тяжелые времена и кушать нечего.
А сейчас я решительно запретила себе думать про аркаду, экшн, забеги на время, нечеловеческие (да и негномские) психологические загибы и "зато какой у нас дракон!" и наслаждалась актерской игрой, которую во многих случаях раскушала впервые. Но, поскольку я вовсе не любительница Толкиена и канон знаю слабо, мои трактовки персонажей могут быть весьма... наверное, и от пиджеевского фанона отличающимися и где-то наивными.
[Галопом по персонажам] Так, например, я наконец-то оценила Торина, его мрачную уверенность в себе и зарождающееся безумие. Все же, честно говоря, в первом фильме он для меня был только гламурной картинкой, на которую предполагается смотреть, поставив себе тазик с нарисованными сердечками на колени - слюной капать: вот отошел, вот боком встал... *и щелк-щелк-щелк невидимых фотоаппаратов, запечатлевающих бесконечную фотосессию короля подземного пафоса*. Книжного Торина я в нем не почувствовала и не распробовала. А сейчас оказалось - могу увидеть в нем немало от того желчного и высокомерного гнома, который мог стать королем - а в итоге нашел только гибель.
И трагедия Торина стала вырисовываться: сам-то он мужик неплохой и благородный, но полагает, что ограниченность, фанатизм и спесь - синонимы убежденности, целеустремленности и верности идеалам; в итоге сам же старается и задушить лучшее в себе. Вот и думай: то ли наследственное безумие берет над ним верх, то ли насилие над собой, когда ради того, чтобы быть идеальным лидером, Торин убивает в себе человека гнома... в общем, живую личность. И вроде он еще в команде - но уже не с ними, и дистанцируется не только от "взломщика" (которого с той же благородной старательностью определяет в расходный материал), но и от собственных же товарищей. Поди пойми, заставила ли его оставить Кили в Озерном городе забота о раненом племяннике - или желание избавиться от помехи. В разные моменты я в нем разные мотивы вижу (или думаю, что вижу).
Даже ториновские гордыня и пафос перестали раздражать - может, потому что при общении со всякими королями и правителями стали, наконец, уместными, тогда как среди равных, в походе, просто смешили. А сейчас виден человек гном, который ни перед кем не склонит головы, и в чем бы ни заключалась его разница с противниками - в росте, в силе, в численном преимуществе - он всегда смотрит на них сверху. Особенно это чувствовалось в Озерном городе, в сцене на площади, когда среди толпы стоял воистину Король. Пусть далеко не правый, пусть уже с червоточинкой - но харизмой и холодной уверенностью забивающий всех, даже Барда, дальновидность и благородные помыслы которого разбиваются об эти царственность и непреклонность.
Смауг Трепливый и по второму разу прошел для меня по части "зато какой у нас дракон!", зато я вроде бы обнаружила сходство между некрасивым профилем виверна и профилем Камбербетча. Зато в полной мере протащилась от Бильбо, который при первом просмотре показался мне оттесненным в сторону толпой новых персонажей и сюжетных линий, так что остались роли "подай-принеси" и "сверкни лучиком последней осенней луны среди кисломордых гномов". А на второй раз заценила и его растущую зависимость от кольца - но, в отличие от маний Торина, зависимость, которую Бильбо начинает осознавать и бояться. (Каким жестом, как будто вот-вот его стошнит, он поднимает ко рту руку, осознав, что едва не сказал: "Моя прелесть!") Из-за этого я простила странные маневры со сниманием/надеванием кольца в логове Смога - решила списать их на то, что Бильбо понимает, что ношение кольца дает весьма иллюзорную безопасность, и порою лучше оказаться видимым перед драконом, чем с прелессстью на пальце и странным шепотом в ушах. Да и само общение с драконом - как хладнокровен и находчив Бильбо, как при всей своей внешней растерянности и нелепом поведении не теряет ни головы, ни выдержки! Хоть "Хоббит" и не оказался у ПиДжея историей именно о хоббите, а все-таки Бильбо продолжает канонично оставаться самым сильным в своей слабости героем. Да, нет в нем ни капли внешней яркости, но яркость того же Торина или там Трандуила, о которых можно исписывать страницы со всякими домыслами, скрывает под собой весьма неприглядную начинку, а Бильбо - именно тот, кем и должен быть: простой, хороший, честный и отважный.
Озерный город во второй раз сильнее впечатлил визуально (хотя по-прежнему кажется несколько мультяшным), любовалась его архитектурой и всякими примочками типа статуи бургомистра. :) А уж когда прочитала, что при создании костюмов для его обитателей вдохновлялись одеждой русских крестьян и рабочих начала двадцатого века, поняла, почему многое таким родным и знакомым кажется, включая правителя. Правда, Бард теперь упорно ассоциируется у меня с Лениным - еще с бородкой, но уже в парике. Да и сами политические приключения в городе, слежка, выборы, жадный жестокий правитель и его подлый помощник совершенно из другой сказки, это скорее "Три толстяка" или "Город мастеров", чем "Хоббит"!
Ну и по-прежнему не знаю, как относиться к Барду. Вроде и не могу сказать, что актер плохо играет, но не проникаюсь. Харизмы, может быть, ему не хватает? Или линия революционного подполья (в одном лице) малость сбивает с толку, потому что все бы хорошо, но это просто другая сказка, хоть убейся! Хотя некоторые моменты: яблочко для шпика, чтение пророчества над гобеленом, противостояние с Торином на площади - мне понравились. И снимаю претензию насчет пафосности. Жизнь такая, не Бард такой. :-D
Леголас - по-прежнему моя боль. И бог с ними, с щечками и с десятью лишними годами, не в этом суть! Просто этот Драко Малфой - ни разу не Леголас из ВК. :-( Тот был жизнерадостный светлый мальчик, а здесь - холодные глаза убийцы (спасибо линзам!), высокомерие и пресыщенность. Даже если предположить, что потом жизнь (и Битва пяти воинств) Леголаса потреплют, и шелуха спадет - все равно у меня концы с концами не увязываются. ИМХО, тяжелые испытания, наоборот, сделали бы Леголаса взрослее и мрачнее (хотя и толерантнее), а далеко не открытым миру дружелюбным парнем, у которого главные испытания на прочность еще впереди. А то ж получается, что эльфы не только стареют, но и взрослеют наоборот!
А вот Трандуил, при всех ухватках папы-Малфоя, нравится мне все больше. :) Да, с серьезного лада стараются сбить лосинами, цацками, бровками и прочими внешними приметами дивы-примадонны, но реально это жесткий и ничуть не манерный мужик, который мог бы пробивать мифрил одним взглядом. И его политика невмешательства - не от слабости и желания сунуть голову в песок, а уж, скорее, наоборот, от привычки контролировать все и убежденности, что уж он-то сможет защитить и оградить свое королевство! Непонятно, как, но сможет.
Единственная связанная с ним линия, которая по-прежнему мне остро не нравится, хотя и вписывается со свистом в его деспотический характер - поведение предусмотрительного буржуазного папочки, оберегающего неразумного сыночку от опасных связей. Более-менее логичное объяснение у меня только одно: Трандуил видит, что Тауриэль не любит Леголаса, а поэтому предостерегает ее насчет опасности быть неверно понятой. Но если же любовный треугольник развернется со свистом, и Тауриэль таки неравнодушна к Леголасу тоже, эта мещанская драма выглядит уж слишком мелкой на фоне остальных событий.
Гэндальф же мне по-прежнему никак. Благодаря чтению отзывов, наконец-то поняла, почему он шарился по всяким непонятным гробницам и пытался изгнать тараканов, клопов, блох и великое зло из Дол-Гулдура, но чего он хотел добиться (кроме как обрушить парочку мостов и повиснуть в клетке, привычно ожидая пролета какого-нибудь доброго мотылька или целого орла) - таки не понимаю. Разве что он до последнего надеялся, что Некромант - все-таки человеческий колдун, а не тот самый Саурон, но из-за того, что правду надо было узнать наверняка, решил рискнуть жизнью и попасть в ловушку? Мол, раз не вернусь, это и станет доказательством для Галадриэль?
А око Саурона, нарисованное на основательно заросшей плющом эльфийской статуи - все-таки тот еще рояль в кустах...