Территориальное поведение человека

Nov 15, 2019 23:13

https://lektsii.org/6-74384.html
(2)

В заключение я хочу подчеркнуть, что анализ сре­ды в психолого-экологическом плане требует во мно­гих случаях учета социального и культурно-историче­ского аспектов. Это не эстетическая, а эколого-психо-логическая интерпретация, в которой физические свойства среды наряду с психологическим и персо­нальным использованием пространства образуют точ­ки пересечения в экологическом поведении. Эти точ­ки пересечения, с одной стороны, определяют пове­дение того, кто использует пространство, а с другой- он сам может своим экологическим решением изме­нять территориальную структуру в положительномили отрицательном отношении. Территориальное по­ведение проявляется как поведение отдельного инди­вида, так и во взаимодействии с другими, а иногда и в массовом поведении людей. И на таком, каза­лось бы, ни к чему не обязывающем и бедном на импульсы общественном пространстве, как автобус­ная остановка, обнаруживается действие невидимых «территориальных» императивов. На остановках лю­ди

1) автоматически размещаются так, чтобы сох­ранить достаточную личную дистанцию от незнако­мых; ,,ЛШ

2) более .склонны ожидать у столбов; -™~--~-.7

3) избегают находиться на линии движения ожи­даемого транспортного средства;

4) отдают предпочтение местам с хорошим обзо­ром.



Это банальный пример, но он свидетельствует о том, что функцией территориального поведения яв­ляется пространственное размещение представителей одного и того же вида. Территориальное поведение в основном направлено на снижение конфликтности в межчеловеческих отношениях. Для него характер­на четкая взаимосвязь людей, а также необратимые последствия их деятельности в среде в положитель­ном или отрицательном отношении. Окружающая сре­да является пространством, где происходят все мыс­лимые территориальные взаимодействия. Сам факт перенасыщения пространства разными представите­лями вида Homo sapiens вызывает территориальные проблемы и проблемы создания и защиты окружаю­щей среды.

Конечно, переносить автоматически примеры тер­риториального поведения животных на человеческое общество было бы неправильно. Взаимные отношения между людьми регулируют не только территориаль­ные требования, но и целый ряд культурно-историче­ских процессов, которые в животном мире отсутству­ют. Проблема может быть представлена следующим образом: по мере продвижения живых существ по сту­пенькам эволюционной лестницы (от простейших форм - к высокоорганизованным) территориальность их становилась более сложной. Использование прин­ципа территориальности весьма важно для принятия экологического решения. Упростив некоторые моменты, можно было бы объяснить человеческое общество и его историю sub species teritorialis (с точки зрения территориальности), но такое объяснение привело бы только к увеличению количества проблем и неясно­стей, а не к удовлетворительному ответу. Ограничен­ность аналогии людей с животными можно предста­вить следующим образом:

1. Люди живуг в сложно структурированной окру­жающей среде, как в селе, так и в городе. Ситуацию, при которой человек мог бы деградировать, т. е. «вернуться» к уровню территориальности животного, когда он или боролся, или убегал, можно представить только в экстремальных случаях и скорее всего в ус­ловиях перенасыщенного пространства, в которых ин­дивид, подвергаемый сильным стрессам, вынужден был бы перейти к очень примитивным формам пове­дения. Это был бы возврат от культурных форм су­ществования к животному уровню.

2. Животные в отличие от человека не имеют столь разнообразного выбора среды. Их поведение, каким бы «разумным» оно ни было, только в мини­мальной степени изменяет структуру окружающей сре­ды. Человек в отличие от животных имеет возмож­ность свободно принимать решения.

3. Какой бы сложной ни была иерархическая структура некоторых сообществ животных, она тем не менее проще, чем в человеческом обществе. У стад­ных видов животных на первый план выступает тер­риториальность не только как требование простран­ства, обеспечивающего оптимальное распределение особей одного и того же вида на соответствующей территории, и как скрытая мудрость природы в опре­делении количества особей с точки зрения обеспече­ния их источниками питания, но и как генетически закодированная сила, которая определяет правила поведения определенного вида, закрепляющие иерар­хическую структуру. Человеческое общество намного сложнее, оно не статично и имеет больше возможно­стей для территориальной адаптации.

Архетипом человеческого территориального чувст­ва является стена. Она ограничивает, отделяет, изо­лирует и в то же время соединяет. Люди в большин­стве случаев представляют «свою территорию», свое пространство как ограниченное стенами, заборами и другими территориальными знаками, которые челове-ческая цивилизация довела до совершенства. С фило­софской точки зрения необходимо подчеркнуть един­ство противоречий в понимании территориальности, которое символизирует стена. Это значит, что у де­тей, а также у взрослых необходимо воспитывать чувство ответственности за то, что происходит по обе стороны стены. Ухаживать не только за своим садом, но и за тем, что рядом с ним. Мы уже говорили о том, что человек не только «ухаживает» за своей тер­риторией, но и соблюдает законы другой территории. Иногда кажется, что разрушение и опустошение окру­жающей среды берут свое начало не в недружелюб­ных, разрушительных намерениях, а в обычном от­сутствии интереса к тому, что находится вне нашей территории, в игнорировании чужой территории. Пас­сивность и отсутствие интереса к окружающей сре­де мы должны постепенно изживать из нашего эко­логического сознания (пока оно у нас еще есть), а у детей - развивать сознание взаимосвязи всего со всем в окружающей среде. Нужно довести до их со­знания, что нашим домом и первейшим интересом яв­ляется не ограниченная личная территория, а вся ок­ружающая среда, вся Земля.

3. Проблема «перенаселения»

Толпы, переполненные улицы, потоки спешащих людей - это типичная картина современного крупного города. В XX в. в промышленно развитых странах произошел резкий демографический сдвиг, миграция из села в город. Но теперь каждый выходной день мы являемся свидетелями обратного движения - вы езда за город. В выходной день город выбрасывает десятки тысяч жителей, которые освобождаются от . урбанизованной анонимности, отдыхают от простран- ственных и временных координат перенаселенной ок- ружающей среды и ненадолго, часто символически ; возвращаются на природу. ;

Тема данной книги не позволяет более глубоко анализировать причины концентрации жителей в го- родах и крупных городских агломерациях. Этот про-цесс, набирающий сейчас обороты, обусловлен ря- \ дом исторических, социальных и в первую очередь экономических факторов. Ответ на, казалось бы, про- стой вопрос - что привлекает людей в большие ropoда? - является весьма сложным. Он может быть раз­ным в зависимости от того, каким его параметрам мы придаем первостепенное значение: в городах имеется больше возможностей для удовлетворения вторичных потребностей (культура, спорт и т. д.), другие усло­вия труда, чем на селе.

В условиях социалистического общества, к приме­ру в ЧССР, разница между городом и селом почти ис­чезла, к тому же с экономической и медицинской точек зрения жизнь в селе более благоприятна для челове­ка. Город и городские агломерации не являются есте­ственной средой человека, первоначально составляв­шего единое целое с природой. Но города появлялись закономерно в ходе развития человеческого общества. Это было вызвано разделением труда, развитием культуры, необходимостью объединения, создания ор­ганизованной общности индивидов для общей пользы, поскольку человек не мог все свои потребности обес­печить сам; люди по своему складу не Робинзоны и не ищут одиночества в прямом смысле этого слова. Города в Древней Греции - полисы, поселения, ко­торые на заре истории являли собой прообразы горо­дов в современном смысле слова,- были в структур­ном и социальном отношениях совсем иными, чем го­рода нынешние со всеми их плюсами и минусами. Даже средневековый город не соответствует представ­лению о современном городе. Еще в XIX в., до появ­ления мощной техники, города существенно отлича­лись от современных, в чем мы можем убедиться, про­сматривая старые пожелтевшие открытки или гра­вюры.

Как бы то ни было, в настоящее время одной из конкретных экологических проблем больших городов является то, что жители их страдают не только от за­грязнения окружающей среды отходами физического и химического характера, но и от «перенаселения». Мы имеем в виду экологические последствия, прояв­ляющиеся в отношениях между людьми в специфиче­ской урбанистической структуре больших городов.

«Перенаселение» вызывает одинаковые реакции ин­дивидов, которые находятся в таких пространствен­ных структурах длительное время. Однако необходи­мо подчеркнуть, что реакция людей в переполненном пространстве различается в зависимости от типа сре­ды, целей, времени и добровольности пребывания вней. Например, если мы идем на стадион, чтобы по-

смотреть футбольный матч, то знаем, что он будет

длиться два часа. Точно так же мы миримся с тесно-

той в танцевальном зале клуба. Хуже обстоит дело с

поездкой в переполненном городском транспорте или

с движением по многолюдным улицам. Печально из-

вестное явление беснующихся болельщиков нельзя

объяснить только «перенаселением», в условиях кото-

рого возрастает уровень агрессивности, или анонимно- I

стью среды, когда несложно выбрать беззащитную J

жертву, на которую и будут направлены агрессивные

действия. В качестве пускового механизма здесь до-

статочно цветового различия или иных атрибутов

противоположного клуба или группы. Анонимность

гарантирует определенную безнаказанность, которая

может привести к крайне агрессивным выходкам бо-

лелыциков.

«Перенаселение» можно представить и как ситуа- |

цию, в которой невозможно успешно осуществлять

соответствующую активную деятельность, например

плавать в переполненном бассейне. «Перенаселение»

очень отдаленно связано с проблемой поведения тол-

пы, в которой личность как бы поглощается массой

однообразно действующих индивидов, теряет свою

индивидуальность и не может действовать самостоя-

тельно, а только так, как вся толпа, которая в этом

случае за нее решает все.

Важно понимать, что психологические и социаль-

ные свойства среды изменяются в зависимости от сте-

пени «насыщения пространства» индивидами. У лю-

дей, которые «перенаселили» определенное простран-

ство, может появиться чувство анонимности, своей не-

значительности, апатии, может исчезнуть интерес и на-

ступить безразличие ко всему. Аналогии поведения

животных и действий людей весьма относительны, а щ

чаще всего неправомерны, тем не менее некоторые Щ

исследования о переполненности ограниченного про- я

странства особями одного и того же вида представля-

ют интерес. Мы имеем в виду не стихийное нашествие щ

комаров, а ситуацию избыточности простейших мле- ж

копитающих. Поэтому, прежде чем приступить к ана- щ

лизу психологических последствий перенаселенного Я

пространства, мы ознакомимся с интересным экспе- щ

риментом, показывающим воздействие «перенаселен- я

ной среды» на примере крыс. щ

Пример избытка крыс. Американский исследова тель Джон Кэлхоун длительное время работал в На циональном институте психиатрии в Вашингтоне Занимался он также проблемой контроля популя ции крыс и поставил интересный вопрос: что про изойдет, если в ограниченном пространстве создав условия, которые будут напоминать «перенаселен пую» городскую среду? Он провел следующий экс перимент.

Среда обитания крыс представляла собой клет ку, разгороженную на четыре части, соединенны) между собой проходами. Две боковые части - пс краям - имели только один проход, выполнявши! роль входа и выхода. Две центральные части был* соединены двумя проходами. Отгороженные части ( одним проходом были заняты наиболее крупными самцами. Центральные же, с двумя проходами, были выделены для «свободных социальных действий».

В каждой части было достаточно пищи и строи­тельного материала для гнезда. В них могли удобно расположиться двенадцать взрослых крыс, что явля­ется обычным для крысиной популяции. Как только количество крыс увеличилось вследствие кратких циклов размножения, «справедливое» разделение про­странства перестало существовать. Наступила ситуа­ция, которую Кэлхоун назвал «упадком нравов у крыс».

В начале эксперимента можно было наблюдать нормальные сражения за лидерство, в результате ко­торых победили два самых сильных самца, захва­тившие крайние загородки. Поскольку в них был только один проход, то самцу достаточно было устро­ить свое гнездо у входа, чтобы он получил самую выгодную позицию для контроля своей территории. На ней шла спокойная жизнь гаремов самых силь­ных самцов. Остальные самцы на гаремы претендо­вать не могли. Самые сильные, доминирующие сам­цы не слишком жестко контролировали свою терри­торию. Они не изгоняли конкурентов, а просто пре­пятствовали их входу, у которого они проводили все свое время. Если здесь появлялся другой самец, «страж» мгновенно реагировал и допускал на свою территорию только тех самцов, которые демонстри­ровали свою абсолютную подчиненность. Самцы «вто­рого сорта» могли даже спать на территории вожака.1

Они не предпринимали никаких попыток сближения ] с самками и уж ни в коем случае не позволяли себе '-копуляции с ними. В крайних загородках царил по­рядок, в то время как в центральных - был полный беспорядок и даже хаос.

Популяция крыс увеличивалась, и концентрация их в центральных загородках росла. Здесь тоже обра-< зовалась группа доминирующих самцов, но посколь-с ку они не могли контролировать территорию, то срач жения за нее и за доминирование происходили еже* дневно, а система подчинения слишком часто меня­лась в зависимости от поражений и побед. Самцы были сексуально активны, но казалось, что они не различают самок по возможности оплодотворения, не отличают взрослых от молодых. Наряду с упомя­нутыми, доминирующими самцами существовала также группа «аутсайдеров», полностью подчинен­ных, которые передвигались в пространстве от од­ного сообщества к другому, как лунатики, игнорируя остальных членов, их также все игнорировали. Это были самые упитанные, наименее подвижные самцы, не принимавшие участия в боях.

С дальнейшим увеличением популяции образова­лась совершенно неожиданная группа крыс. Это бы­ли подчиненные особи, но очень активные. Кэлхоун назвал их «уголовниками». Они передвигались орга­низованными стаями, шайками. Сталкиваясь с доми­нировавшим самцом, они никогда не сражались, но и не показывали страха. Можно сказать, что это бы­ли наиболее активные члены всей колонии. Они были гиперсексуальными, занимались «гомосексуализ­мом», часто были и каннибалами. Удивление вызва­ла их склонность к «изнасилованию» самок. Как и у любого вида животных, у крыс есть свой ритуал сва­товства, состоящий из целого ряда сигналов, пред­шествующих копуляции. Самец преследует самку до норы и ждет, когда она появится и примет его пред­ложение. Он никогда не проникнет самовольно в нору самки. А «уголовники» вообще не обременяли себя сватовством, они преследовали самку, броса­лись за ней в нору, во время копуляции топтали и убивали находившихся здесь детенышей. После вы­полнения акта они спокойно взирали на мертвый вы­водок, а то и поедали его.

Хаос в центральных загородках вызвал разложе*

ние среди самок. Разрушались норы, а к концу экс­перимента их уже ни одна самка не строила. Вывод­ки были заброшены или попросту съедены. В то время как смертность детенышей в охраняемой террито­рии составляла около 50%, в центральных загородках она достигла 96%. Половина самок погибла вследст­вие сексуальных нападений самцов.

Описанный эксперимент вызвал широкую дис­куссию. В нем наблюдалось еще одно интересное яв­ление. Казалось, что крысам «нравятся» условия «пе­ренаселения», «упадок морали» и т. д. Ведь и самок, которые были под охраной доминантных самцов, не­редко «привлекали» центральные загородки. В мо­мент сексуального возбуждения они стремились ис­кать приключения в центральных загородках, где они передвигались свободно, без присмотра хозяина своего гарема. Как только самки покидали границы охраняемой территории и оказывались в централь­ных загородках, они начинали вести себя так же, как и их обитатели, привыкшие к хаотическим отноше­ниям. Доминантные самцы никогда не покидали своих «сторожевых» постов, поэтому самки-беглецы могли свободно передвигаться в центральных заго­родках. Только 3% самок гаремов не покинули охра­няемых территорий.

Человек как существо творческое относится ак­тивно к окружающему пространству, при этом он может довольно легко приспособиться и к весьма стесненным условиям. Его способность приспособ­ляться к перенасыщенной среде намного превышает аналогичные возможности животных. Бывает даже, что человек воспринимает «перенаселенность» спо­койно, а у того, кто не переносит «перенаселенного» пространства, есть целый ряд «маневров», которые позволяют ему даже в неблагоприятных условиях сохранять свою индивидуальность: он может отвести глаза, прикрыть их, глубоко дышать, фантазировать, думать о чем-то своем.

Следует отметить, что негативная реакция людей на перенасыщенность пространства возникает не столько из-за тесных контактов индивидов, сколько из-за чувства психологической стесненности, в част­ности во время трудовой деятельности, Ввиду этого важно наличие потенциальной возможности, хотя бы минимальной, для выполнения трудовой деятель­ности в «перенаселенном» пространстве.

Понятие «перенаселенность» является относи­тельным. Бывает, что даже присутствие второго че-> ловека воспринимается как нежелательное, особен­но если речь идет о работе, требующей абсолютной тишины и полной концентрации внимания. «Перена­селенность», с одной стороны, является психологи­ческим состоянием, а с другой -объективным со­циальным явлением. Она возникла как результат современного стиля жизни, когда количество индиви­дов, находящихся в данном пространстве, превыша­ет его оптимальные размеры. Поэтому очень важно поставить вопрос о том, как пространство организо­вано, для каких целей, какие действия в нем могут быть осуществлены, а какие нет.

Многое зависит также от индивидуальной оценки переполненного пространства. Некоторые люди с удо­вольствием наблюдают перенасыщенное простран­ство крупного города, воспринимая его как нечто возбуждающее, заполняя часто таким образом свою собственную духовную пустоту, а также используя его как защиту от одиночества. Наблюдение за дви­жением человеческого «муравейника» может быть иногда и интересным, особенно если для этого найти спокойный наблюдательный пункт, например лавоч­ку на бульваре, столик в кафе на главной улице.

Весьма любопытна ситуация «перенаселенного пространства». Например, появление в переполнен­ной комнате, где к тому же очень жарко, нового го­стя встречают без особой радости. Когда же в ком­нате или зале температура нормальная, этого могут не заметить. Мужчины в переполненном пространст­ве проявляли признаки агрессивности (от мимики до словесных выражений), в то время как женщины вели себя вполне спокойно. Иногда казалось что женщин такие условия даже устраивают, во всяком случае они им не мешают.

В условиях «перенаселенности» нельзя забывать и о физических неудобствах, которые могут перейти приемлемые границы. Классическим примером мо­жет быть транспорт в часы пик и переполненные ма­газины^ при продаже дефицитного товара. И хотя каждый понимает неизбежность такой «перенаселен-

ности» в эти моменты, тем не менее он не может из­бавиться от чувства дискомфорта. Способность к адаптации в какой-то мере нейтрализует отрицатель­ное действие такого пространства, однако полностью чувство дискомфортности не исчезает. Известно, что человек во многих случаях проявляет себя как суще­ство упрямое. Наглядно это можно наблюдать в мет­ро: пассажиры упорно заполняют те вагоны, выход из которых сокращает им путь к эскалатору. Ско­рее всего это объясняется желанием как можно бы­стрее выйти на поверхность. Единственное, что мож­но с уверенностью сказать, так это то, что люди при необходимости мирятся с присутствием рядом с со­бой достаточно большого числа других индивидов.

Из указанного примера следует, что «перенасе­ленность» как психологическое явление имеет кос­венное отношение к количеству индивидов в данном пространстве или к большой плотности людей в ог­раниченном пространстве. Важным является тот факт, что иногда наличие массы индивидов воспри­нимается отдельным человеком негативно и в неко­торых случаях может привести к потере чувства идентичности, к полному обезличению. И тут чело­века как будто подменяют, в один момент люди превращаются для него в неудобные объекты, на ко­торые можно направить агрессивные действия, даже если это связано с нарушением общественных норм.

Но может возникнуть и прямо противоположная ситуация, когда перенасыщенность пространства вос­принимается как естественное состояние. На пере­полненном стадионе человек может расстроиться из-за плохой игры футболистов, а не из-за «перенасе­ленности». Здесь плотная толпа оказывает совершен­но иное воздействие на человека; у него растет чув­ство взволнованности, имеющей всеобщий характер, и шум трибун воспринимается как часть игры.

Характер человеческой реакции на переполнен­ное пространство обусловлен психологическим ти­пом индивида, а также его потребностями в данный момент. К примеру, ребенок под воздействием чрез­мерного количества импульсов ищет защиту на руках матери. Но есть и такие индивиды, которые бук­вально ищут «переполненные» пространства для удовлетворения своих эмоциональных и социальных потребностей. В этих случаях можно говорить о «про-дуктивной плотности», которая позволяет индивиду выбрать необходимую форму деятельности. Реша-ющим моментом в определении степени «перенасе­ленности» является осознание человеком целей сво­ей деятельности в данный момент. В следующее мгно­вение «продуктивная плотность» может вызвать чувст» во труднопереносимой толпы анонимных существ.

Итак, психологию «перенаселенного пространен ва» можно понимать как состояние человека, возник-< шее вследствие большой плотности индивидов на or* раниченном пространстве (что является точкой зре< ния демографо-статистической), или как состояние, при котором можно успешно осуществлять все мень­ше и меньше действий (это точка зрения чисто пси­хологическая). Поведение человека в данной ситуа­ции зависит не только от количества, но и от качест­ва информации, которую ему дает среда. Большая плотность среды заставляет человека принимать кон« кретное решение, на основе которого он затем дей­ствует. Тот факт, что пространства, переполненные людьми, ослабляют до предела возможность получе­ния информации, доказан не только психологически­ми опытами. Если количество людей в данном про­странстве превысит оптимальный уровень, а в кри­тические моменты - вообще допустимый, мы почти перестаем воспринимать саму среду: наше восприя­тие будет сосредоточено только на большом количе­стве людей, а не на среде. Поэтому мы чаще всего и стремимся уйти из такой среды.

С ситуациями временной перенаселенности жи­тель большого города сталкивается почти ежедневно и многократно. Там, где мы не можем в полной мере использовать пространство для получения информа­ции и действия, мы предпринимаем компенсацион­ные действия, которые сводят до минимума возник­шие нежелательные близкие контакты: блокируем свое пространство локтями, поворачиваемся спиной и т. д., в результате чего создаем хотя бы условный барьер между собой и остальными людьми. Однако такие действия ведут к снижению уровня культуры общения. Упоминавшийся нами психолог Стэнли Мильгрем считает, что они являются составной ча* стью общеизвестного синдрома поведения в пере­полненных вагонах метро, автобусах, трамваях в больших городах. Проблемазаключается не в том,

что индивид не мог бы адаптироваться в таком стес­ненном пространстве, а в том, что такая адаптация осуществляется слишком дорогой ценой.

Апатия наблюдающих. В связи с проблемой перенасыщенности пространства людьми наблюда­лось интересное явление, которое может быть только в больших городах, притом в их густонаселенных ча­стях, и то не всегда. Это явление - «апатия наблю­дающих». Я хотел бы подчеркнуть, что «апатия на­блюдающих» не является обязательной чертой чело­веческого поведения, ибо есть и такие индивиды, ко­торые окажут вам помощь даже в условиях «пере­населенного» пространства. Но в то же время можно наблюдать ситуацию, когда люди спокойно смотрят на человека, попавшего в какое-либо трудное поло­жение, не проявляют никакого желания помочь ему. При этом такую картину можно наблюдать не толь­ко на остановке автобуса, где, к примеру, у старуш­ки высыпались из сумки яблоки, но и в случае транс­портных аварий в городе.

Американские психологи Р. Лейтане и Д. Даркли провели групповой эксперимент, участники которого имитировали различные ситуации, в том числе и та­кую жестокую, как приступ эпилепсии. В группе был один «мягкосердечный», а остальные должны были играть роль апатичных. Оказалось, что если члены группы не проявляют интереса к случившемуся с од­ним из их числа, то и случайные зрители ведут себя так же. У человека чувство альтруизма довольно развито, и он всегда окажет нуждающемуся помощь, если это происходит рядом с ним и свидетель он один. Но при определенном количестве безразлично взирающих на происходящее свидетелей общая апа­тия и безучастность растут.

С одной стороны, это вызвано социальными при­чинами, а с другой - ослаблением чувства ответ­ственности. Когда значительное количество индиви­дов видит нерешительность или явную безучастность остальных, возникает особое групповое явление - групповое игнорирование. В ситуациях, когда нужно помочь человеку, присутствие других людей прямо не обязывает каждого из них совершить самый про­стой гуманный поступок - помочь человеку; ответ-ственность как бы распылена среди всех наблюдаю­щих.

Большой город дает массу примеров «апатии на­блюдающих», притом чаще всего в условиях пере­полненного пространства. В селе такое явление прак­тически не встречается, там помогут, притом с боль­шим желанием, совершенно незнакомые люди. Ко­нечно, нельзя распространять явление «апатии на­блюдающих» на всех жителей крупных городов, ведь часто и там помогут человеку, особенно если он об­ратится с просьбой о помощи к конкретному лицу.

общество, трудности бытия

Previous post Next post
Up