Бетховен - академия 5 апреля 1803 года

Apr 07, 2008 17:42

По мудрому совету замечательной _m_u_ ежемесячный календарь музыкальных юбилеев буду теперь вывешивать под датой последнего дня празднуемого месяца.., дабы весь месяц на виду висел..:))

Вот перевесил апрельский, и сразу же запестрили даты, которые не хотелось бы пропускать просто так)..


Взять, хотя бы, 5 апреля - 205 лет со дня премьеры бетховенских 2-й симфонии, 3-го фортепианного и (забыл в календаре написать) его же оратории "Христос на Масличной горе"..

Обожаю и симфонию и концерт этот (вот ораторию слышать не приходилось), да и вообще очень люблю именно этот период в творчестве Бетховена, когда энергия била через край и мелодии яркие лились полноводной рекой:)

Посему, в ознаменование этого события выложу фрагмент из очень хорошей (хоть и столетней) книги Василия Корганова (о представителях этой фамилии отдельный бы пост следовало сделать) - "Бетховен. Биографический этюд"..:

"...Несмотря на ряд репетиций, дирижер все еще был недоволен исполнением и в день концерта устроил генеральную репетицию, продолжавшуюся с 8-ми часов утра до 2 часов пополудни; музыканты и певцы, утомленные и голодные, гневно поглядывали на дирижера-автора, ропот их становился все громче, пока покровитель нашего композитора, князь Лихновскии, не приказал подать всем холодную закуску и вина.
  
В концерте 5-го апреля 1803 года, давшем Бетховену значительный сбор в 1800 фл., исполнены впервые оратория «Христос в Гефсиманском саду», 2-я симфония и фортепианный концерт c-moll.

«Бетховен просил меня, - рассказывает Зейфрид, - перевертывать ему страницы во время исполнения концерта с оркестром, но это было легче сказать, чем сделать: предо мною были почти совершенно чистые листы бумаги, только кое-где было нацарапано несколько иероглифов, которые должны были служить ему указателем. Он играл всю партию наизусть, ибо она была еще не написана, что с ним случалось часто. Он должен был незаметно кивать мне к концу страницы, и мой нескрываемый ужас, при мысли пропустить этот момент, доставлял ему большое удовольствие. После концерта, во время скромного ужина, он вспоминал мою растерянность и много смеялся».

Концерт c-moll, несмотря на многочисленные красоты свои, доныне, более ста лет, услаждающие слух любителей и знатоков, несмотря на величественно мрачные октавы первой темы, несмотря на прелесть побочной темы, принимающей при повторении своем в g-moll и f-moll характер безысходной, безутешной грусти и глубокого вздоха, несмотря на много других замечательных эпизодов в одной только первой части, современниками автора был принят сдержанно и не имел того успеха, какой выпал на долю оратории, хотя последняя не только лишена, в значительной своей части, религиозного настроения, но даже в наиболее интересных местах представляет подражание, не всегда удачное, настроению и стилю итальянских комических опер XVIII века, их игривости и изяществу, обильно легкими мелодиями и колоратурными фокусами, с трудом выполняемыми немецкими певицами...

Третьим выдающимся произведением этого концерта была симфония № 2, D-dur.
Во второй симфонии, - говорит Берлиоз, - все благородно, энергично, гордо... Самые красивые эффекты отчетливо и неожиданно сменяются в ней; певучая мелодия, торжественная и трогательная с первых же тактов, производит внушительное впечатление и подготовляет к волнению...
Вообще же вся эта симфония дышит весельем, и даже воинственные порывы первого allegro лишены признаков борьбы: в них слышен лишь юношеский пыл благородного сердца, еще не потерявшего веры в лучшие иллюзии жизни. Автор еще верит в бессмертную славу, в любовь, в самоотвержение... И какой размах в его веселье! Какая стремительность! Сколько остроумия! Различные инструменты оспаривают друг у друга частицы мелодии, но ни один не исполняет ее целиком; каждый отрывок ее, перекатываясь с одного инструмента на другой и вследствие этого постоянно меняя колорит, как бы переносит нас в волшебные игры грациозных духов Оберона.."

Надо сказать, что помимо названных трех премьерных произведений в концерте прозвучала также и 1-я симфония Бетховена.. Мда..., а потом некоторые еще удивляются, что современники, мол, не распознали сразу гениальности новых вещей).. Да кто ж выдержит за один концерт подряд четыре крупных произведения, три из которых звучат впервые, да еще принадлежат перу художника-новатора, ломающего привычные для публики стереотипы.. Да они ангелы там все были, эти аристократы..!:))

Кстати, с местом проведения этого концерта, или, как тогда говорили - "академией", также связана небезынтересная история.. Предоставлю слово снова Корганову..:

"Жил тогда в Вене Эммануил Шиканедер, поэт и композитор, антрепренер и либреттист, актер и танцор, написавший текст для феерической оперы Моцарта «Волшебная флейта». Опера имела огромный успех, принесла несколько сот рублей композитору и десятки тысяч - либреттисту, ставившему оперу в стареньком театре An der Wien или Auf der Wieden (поляки и чехи называют Вену - Виден); удачная антреприза и казенная субсидия от дирекции королевских и императорских театров, к числу коих принадлежало также это невзрачное здание, позволили Шиканедеру обновить и отделать зрительный зал и фасад его; впоследствии было сделано также немало переделок, и в наши дни театр продолжает красоваться там же...

Шиканедер, со своей стороны, задумался над средством доставления публике интересных новинок и вспомнил о модном композиторе, Людвиге ван Бетховене, еще не написавшем ни одной строчки драматической музыки; переговоры с последним были успешны и в начале 1803 года, согласно договору, Бетховен получил бесплатную квартиру в здании театра, где муза должна была внушить композитору мелодии желанной антрепренером оперы «Александр в Индии».

Но не суждено было сбыться замыслу Шиканедера: вместо работы над оперою, Бетховен занялся хором и оркестром театра An der Wien, прошел с ними свою ораторию «Христос на Масличной горе» и назначил на 5 апреля в том же театре концерт..."

Так что, как видим, комплексами стеснительности Бетховен не страдал..:)

С этой же академией косвенно связана еще одна история, рассказанная Коргановым..:

"В концерте 5-го апреля присутствовал скрипач Георг-Август-Пол грен Бриджтоуер, которому мы обязаны появлением так называемой «Крейцеровой сонаты»; скрипач-мулат Бриджтоуер, сын какого-то африканца, неведомыми велениями судьбы попал в город Белу Царства Польского, женился здесь на польке, а затем появлялся в высших слоях лондонского общества под именем «абиссинского принца». Мулат этот состоял скрипачом при принце Уэльском, впоследствии короле Георге IV. В 1803 году он приехал в Вену словно нарочно для того, чтобы вызвать на свет божий одну из лучших страниц музыкальной литературы.

Игра Бриджтоуера электризовала Бетховена и, несмотря на то, что Бетховен писал медленно, на этот раз первое allegro и тема с вариациями были написаны им за несколько дней до концерта, в котором соната эта должна была исполняться. Финал первоначально предназначался для другой, A-dur-ной скрипичной сонаты, посвященной императору Александру I. Скрипичную партию даже не успели переписать и Бриджтоуер должен был играть тему с вариациями прямо с едва высохшей бетховенской рукописи. Фортепианная же партия вовсе еще не была написана, и Бетховен играл ее по одним наброскам.

Бриджтоуер впоследствии поссорился с Бетховеном из-за какой-то красавицы, а соната, посвященная первоначально в рукописи Бриджтоуеру, впоследствии была посвящена Крейцеру, отчего ее обыкновенно и называют «Крейцеровою». Насколько Крейцер был достоин такого внимания со стороны Бетховена, и насколько справедлива судьба, сохранившая в связи с этой сонатой имя Крейцера, видно из того, что сей самый Крейцер, или как французы его называли Kreze, стоявший во главе известной скрипичной школы в Париже, при первом исполнении 2 бетховенской симфонии убежал вон из зала, затыкая себе уши. Сама соната, сохранившая надолго имя его, была для него, как рассказывает Берлиоз в своем «Voyage musical», письмом за семью печатями и никогда не была им исполняема."

Вот вам и "Крейцерова"...

А симфонии можно послушать, например, вот тут - http://nlib.org.ua/parts/mp3sound.html
  

Бетховен, Корганов

Previous post Next post
Up