Еще за месяц до начала Конкурса газета "Советская культура" начала знакомить своих читателей с его участниками, заведя специальную рубрику: "Вы их услышите на Конкурсе имени П.И. Чайковского".
12 мая представлен был и юный пианист Григорий Соколов (только что, 18 апреля 1966 года ему исполнилось 16 лет):
Разрешение скана газеты, к сожалению, низкое, потому наберу и буквами:
Григорий Соколов (Советский Союз).
Ему шестнадцать лет. В настоящее время он учится в 9-м классе музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской государственной консерватории в классе педагога Л.И. Зелихман.
В октябре 1965 года он завоевал 1-е место на Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей, а в декабре того же года - 2-е место на Всесоюзном конкурсе.
Как известно, в итоге Соколов завоевал Первую премию и Золотую медаль, обойдя очень сильных пианистов - Ересько (III премия), Слободяника и Сироту (поделили IV премию), но главное - любимца публики американца Мишу Дихтера (II премия).
Миша Дихтер, Эмиль Гилельс, Григорий Соколов.
Такое решение жюри конкурса пианистов, возглавляемое Эмилем Гилельсом, вызвало недоумение у многих музыкантов и резкое неприятие у публики. Всем, видимо, подспудно хотелось повторения незабываемого I Конкурса, с его легендарным Ваном Клиберном.. А ведь вот же - снова улыбчивый американец, и вновь ученик все той же Розины Левиной (выпускницы Московской консерватории, между прочим)..
Выдающийся отечественный пианист Владимир Крайнев (победитель следующего IV Конкурса им. П.И. Чайковского) в своей книге "Монолог пианиста: Кого помню и люблю", вспоминал по этому поводу:
Когда в 1958 году у нас публика умирала от Клиберна, это можно понять: то был его звездный час, всё совпало у него тогда. На втором конкурсе сходили с ума от Помье: хороший музыкант, милый, но не более того. А потом начали орать: «Огдону первую премию!». Слава богу, Гилельс принял правильное решение, разделив ее между Огдоном и Ашкенази. Четырьмя годами позже ему на моих глазах устроили обструкцию из-за неприсуждения первой премии Мише Дихтеру. Гилельсу, пока он шел по залу, тыкали зонтами в спину; уже потом люди бросились ему на помощь - никто ведь не ожидал, что поднимется такой крик, свист, топот... Гриша Соколов, победитель III конкурса, тогда еще учился в ленинградской ССМШ, и его преподавательница Лия Ильинична Зелихман с рыданиями выбежала из зала: чем же мальчик виноват?
... На втором туре Дихтер сыграл действительно феерически и стал ожидаемым лидером; наша публика просто бесновалась.., но неудачно сыграл финал. Для него самого было огромной неожиданностью попасть в третий тур: он впервые играл на конкурсе и оказался психологически не готов к выступлению с оркестром..., даже текст стал забывать...
Но всем казалось, что именно Гилельс принял такое волюнтаристское решение... Ярким примером подобного может служить письмо неких "ленинградских любителей музыки", сохранившееся в личном архиве пианиста (опубликовано его внуком Кириллом):
Сохранился и его откровенно раздражительный ответ коллеге по тому же поводу (по всей вероятности, адресат здесь пианистка Берта Соломоновна Маранц, так же как и Гилельс ученица Берты Михайловны Рейнгбальд):
Ну и конечно "объективное" общественное мнение совершенно не желало принимать во внимание факт, что решение жюри принимало коллегиально, тайным податием голосов. Скандал был столь резонансным, что многие члены пианистического жюри посчитали нужным высказаться по этому поводу. например, в вышеприведенном выпуске "Советской культуры" от 30 июня 1966 года:.
Дитер ЦЕХЛИН, член жюри конкурса пианистов (ГДР):
Приятное впечатление оставил дух работы нашего жюри, которое все решения принимало с общего согласия. Я знаю, что присуждение первой премии вызвало большие дискуссии среди московской публики. Но в нашем международном жюри таких дискуссий не возникало: только один член жюри выдвинул кандидатуру Дихтера, а за Соколова проголосовало подавляющее большинство. Лично я по уже высказанным соображениям считаю это решение совершенно правильным.
В. ГЕНДЕЛЬ, член жюри конкурса пианистов (США):
Относительно первой премии я могу сказать только одно, что она была присуждена абсолютно справедливо, исходя из того, что мы слышали! В разговоре со мной кое-кто высказывал недоумение по поводу того, что I премию получил шестнадцатилетний пианист. Но я считаю, что не возраст определяет результат, а исполнение. Если бы десятилетний музыкант играл лучше других, он бы получил первую премию.
Маркиз де ГОНТО-БИРОН, член жюри конкурса пианистов (Франция):
Не могу не выразить своего самого полного удовлетворения результатами конкурса. Распределение премий было тем более трудно осуществить, что участники третьего тура показали такое мастерство, что различия между ними пришлось оценивать буквально с точностью до "миллиграмма". Что касается конкретно самих лауреатов, хочу отметить, что Соколов - огромный талант. То, что он невероятно юн, нисколько не помешало ему исполнить Концерт Сен-Санса так, что, я уверен, сам композитор, с которым мне посчастливилось встречаться, не преминул бы выразить свой восторг.
Но вообще я не собирался писать обо всем этом!:).., а просто хотел собрать в один клип все те немногие записи выступлений юного Георгия Соколова на Конкурсе, что сохранились разрозненно...
И вот что получилось:
Click to view
Отрывки я брал из фильмов, которые сами по себе в целом очень интересны, поэтому приведу их все..
Документальный фильм "Третья встреча", посвященный III Международному конкурсу им. П.И. Чайковского (31 мая - 29 июня 1966 года). Студия Центрнаучфильм (ЦНФ), СССР, 1966:
Click to view
Киножурнал "Новости дня", №23, июнь 1966:
Click to view
Киножурнал "Новости дня", №27, июль 1966:
Click to view
Документальный фильм "Григорий Соколов. Разговор, которого не было", Культура, 2016:
Click to view
А в этом последнем фильме в свою очередь использовались материалы из документального фильма "Имени Чайковского" (1966):
Click to view