Композитор Надежда Симонян - "Зеленый дол".

Mar 04, 2024 22:27

26 февраля следовало бы отметить день рождения (сто второй уже!) Симонян Надежды Семёновны (Шогакат Симоновны) /1922 - 1997/...
Автора музыки к массе известных (и не столь известных) фильмов, число коих приближается к 50...

"Приключения принца Флоризеля", "Старик Хоттабыч", "Дама с собачкой", "Начальник Чукотки", "Снежная королева", "Двенадцать месяцев", "Плохой хороший человек"... - остается в удивлении покачать головой - Надо же, а мы и не думали, что музыку ко всем этим любимым и таким разным фильмам написал один и тот же человек.. Да и вообще, честно говоря, не очень-то и знали эту фамилию.., а вот поди ж ты!..

И тем более не знали, как человек этот выглядит..




Надежда Семеновна окончила Ленинградскую консерваторию (1950, класс О. Чишко) и там же аспирантуру (1953, руководитель В. Пушков) и писала, разумеется, не только музыку к кинофильмам.

Дипломная консерваторская работа Симонян - кантата "Озеро Севан" в семи частях для баритона, сопрано, хора и симфонического оркестра, после чего Ленинградское отделение Союза композиторов СССР приняло ее в свои ряды.

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ) хранится личное дело Симонян, как члена Союза композиторов :





Заказывать его копию из простого интереса несколько накладно (одна страничка - порядка 300 руб.), да и вряд ли вообще выдадут, ибо в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25, пункт 3) на доступ к документам, могущих содержать сведения о частной жизни человека, устанавливается ограничение на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

Но даже из этой архивной заголовочной части можно почерпнуть кое-какую важную информацию.
Во-первых, начальная дата дела - 28 марта 1950 года наверняка соответствует дню приема Симонян в Союз композиторов Ленинграда. А, во-вторых, то, что на момент приема в Союз она официально именовалась Шогакат Симоновной.

Впрочем, немногим ранее в газетной статье об этой ее кантате Симонян была названа инициалом "Н".



Так что не знаю в какой момент она стала Надеждой Семеновной, и было ли это сделано официально или просто для удобства общения в быту и для газетных статей и титров в фильмах.

Кстати, в одном из фильмов - "Ночной гость" (1958), пятом уже по счету в ее фильмографии в титрах вдруг появляется инициал "Ш", хотя и до и после этого неизменным было "Н" или "Надежда"..



Но вернемся к академическим опусам Симонян..
В том же 1950-м она написала Сонату для скрипки и фортепиано. А в 1953 был сочинен Концерт для фортепиано с оpкестром.



На этой афише концерта "Молодых композиторов Ленинграда" фамилии Симонян и Шварца соседствуют. И в жизни их связывали чрезвычайно теплые, дружеские отношения. Она для него была Надей, он для нее - Изей. Симфония была первым крупным сочинением начинающего композитора, но так же как и Надежда Симонян Исаак Шварц стал известен и любим в качестве автора прекрасной, лиричнейшей киномузыки.

Процитирую небольшой фрагмент из последнего интервью Исаака Шварца /1923 - 2009/:

Консерваторию я закончил у Ореста Александровича Евлахова. У него также учился наш замечательный композитор Андрей Петров. Одновременно я писал серьезную музыку. Вообще я, наверное, один из немногих молодых тогда питерских композиторов, которые стали зарабатывать только лишь сочинительством. Таких можно было пересчитать по пальцам - Вениамин Баснер. Возможно, Андрей Петров, Надежда Симонян - очень талантливый композитор, в кино много и хорошо работала. "Снежная королева", "Начальник Чукотки", "Приключения Принца Флоризеля" - это все ее фильмы, она к ним писала музыку. Широко известна Надина музыка к кинофильму "Дама с собачкой", балет прекрасный шел в Кировском театре.

В 1965 году Симонян была написана симфоническая картина "Целина".
В 1968 - Концерт-поэма для фортепиано с оркестром (фактически второй фортепианный концерт).

Кроме того перу Надежды Симонян принадлежат три балета:
"Жемчужина" (1964, по рассказу Д. Стейнбека), "Старик Хоттабыч" (1970, на основе музыки к фильму), "Принц и нищий" (1978, по роману М. Твена).

Последний, четвертый свой балет "Мария Стюарт" (по сюжету Шиллера) Надежда Семеновна писала без определенного заказа (как это обычно происходит с театральными работами), что называется "для себя" или "в стол". Писала до последних дней жизни. После смерти Н.С. Симонян, наступившей 7 июня 1997 года, ее супруг, композитор Юрий Геннадьевич Прокофьев скомпоновал музыку балета в одноименную оркестровую сюиту.

Писала она музыку и для цирковых представлений, и для драматических спектаклей (ей принадлежит около сорока таких работ!).

Но главным в композиторской деятельности Надежды Семеновны оставалась все же работа над фильмами. Более 20 лет проработала Симонян на киностудии "Ленфильм", сотрудничая с такими известными режиссерами, как Иосиф Хейфиц, Геннадий Казанский, Виталий Мельников, Евгений Татарский, Анатолий Граник.

Первой ее киноработой стал фильм Тамары Родионовой "Зеленый дол" (1954, рабочее название - "Лесные поляны").



Сценарий фильма Сергей Антонов писал  по своей же книге с одноименным названием, вышедшей в 1950 году и много раз переиздававшейся







О чем книга?.. Об этом писатель сам рассказал в "Пионерской правде" за 29 марта 1955 года:



Лысенковщина, в общем:).. ну, таково время.., а главным остаются поступки и люди..

Фильм был анонсирован в мартовском выпуске журнала "Искусство кино" за 1955 год:











И вышел впервые на столичные киноэкраны 31 мая 1955 года:







Сам фильм не удалось найти.. Зато нашлась запись музыки к фильму!!!

Правда тут не обошлось без курьеза.. И связано это было... с Армянским радио!).. (но не того, не из анекдотов:)

В процессе поисков набрел на ютубе на страничке "Архивов Армянского радио" на такую вот любопытную запись - Надежда Симонян, музыка из к/ф "Зеленый дом":



Запись была красиво оформлена и прекрасно сыграна, но... в фильмографии Надежды Симонян такого фильма не значилось!
Т.е. фильм "Зеленый дом" нашелся - он был снят на Свердловской киностудии в 1964 году.., но музыка в нем была совсем другая!.. и вообще написал ее... В.П. Соловьев-Седой!!..

Налицо была какая-то ошибка..

Грешным делом сначала подумал, что может быть это и есть кантата "Озеро Севан"?.. Уж очень симфонична была эта киномузыка, да к тому же с хором!.. Но никаких армянских мотивов в музыке не просматривалось (а они, я знал, должны там были быть!).. Тогда заглянул еще раз в список фильмов, к которым Симонян писала музыку, и в самом же начале его в глаза бросилось очень схожее название - "Зеленый дол"!

Написал на страничку Армянского радио, они со мной согласились, в результате чего появилась новая запись - вот такая! (это уже не картинка! слушайте!:)

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=5xV6fsdH6P4

Музыка, конечно, "своего времени", но по объему, качеству материала и его обработки, широте и протяженности звучания - это настоящая большая симфоническая поэма.. Недаром она была объединена в сюиту и записана на радио как отдельное самостоятельное симфоническое произведение.

В ЦГАЛИ работе Надежды Симонян над музыкой к этому фильму посвящено два дела. Одно в 356 листов, другое в 260!
Причем, опять же, в заголовке дел стоит "Н. Симонян", а в самом деле - "Симонян Ш.С.".. Но это надо смотреть уже сами дела, чтобы разобраться..







(продолжение следкет)..

советское, киномузыка, Симонян Надежда, 1950-е, старые фильмы

Previous post Next post
Up