Опус 14 самый, пожалуй, известный и, наверное, самый лучший в творчестве Иоганна Шоберта..
Впрочем, "известный" - это, конечно, сильно сказано.. Широкому слушателю даже само имя Шоберта мало о чем скажет, что уж говорить о музыке, которую знает довольно узкий круг специалистов и любителей.. Любителей, наверное, даже больше, ибо "в консерваториях" его не изучают..
Хотя, более-менее подробно знакомые с биографией Моцарта припомнят, возможно, что на последнего в пору его раннего композиторского взросления музыка Шоберта оказала значительное влияние (я писал об этом давно
достаточно подробно)...
Барон Фридрих Мельхиор Гримм (благодаря некрологу Шоберту которого мы хоть немного знаем о биографии этого композитора и, прежде всего, об
ужасной смерти его и всей его семьи) отозвался о Шоберте хоть и с похвалой, но, в сущности, достаточно пренебрежительно:
"Этот музыкант обладал большим талантом, блестящим и чарующим исполнением, его игра была легкой и приятной, не имеющей себе равных. У него не было столько же гениальности, сколько у нашего Эккарда, который всегда остается первым парижским мэтром; но у Шоберта было больше почитателей, чем у Эккарда, потому что он умел быть всегда приятным, и потому что не каждому дано распознать походку гения. Композиции Шоберта были прелестны. У него не было ценных идей его конкурента, но он знал в совершенстве эффекты и магию гармонии, и он писал с большой легкостью, в то время как г. Эккард делает только с трудом гениальные вещи. Дело, в том, что этот последний не прощал себе ничего, что Шоберт делал с легкостью своего характера. Он погиб во цвете лет".
("Correspondance littéraire, philosophique et critique", 15 сентября 1767)
Не знаю.., может Эккард (Johann Gottfried Eckard, 1735-1809) и правда гениальнее, трудно мне определить тут с точки зрения "ценных идей", но вот минуло с тех пор почти 300 лет, а отношение к ним остается примерно таким же:).. - Эккарда если кто и знает (хоть он "с трудом" издал всего 8 сонат и одни вариации), то, безусловно, его ценит!.. А вот Шоберта именно любят!.. За теплоту, глубину чувств, сладостную напевность, прорываемую вдруг "видениями бездны"..
А еще (что уж совсем ненаучно и трудно для меня самого объяснимо) стал ловить себя на мысли, что временами перебрасывает невольно во мне музыка его невидимый мостик (страшно молвить!:) к самому Баху.. Не буквально.., но какими то внутренними во мне на то основаниями..
Click to view
Johann Schobert (c.1735-1767) - Sonata IV - II. Andante
Six Sonates pour le clavecin, dédiées à Madame de la Valette, Oeuvre XIV [1766].