Если бы меня спросили, какой из полонезов Огиньского у него лучший, я бы не задумываясь ответил - этот!) Фа-минорный...
Ни в каком другом так мощно не взмахнул крылом его творческий гений..
Тут все "по-настоящему", несмотря на игрушечную, в сущности, форму и достаточно простые технические средства.. И от, собственно, полонеза, как танца, не остается практически ничего уже.. - все сконцентрировано в едином выплеске отчаяния.. - для светской меланхолии и девических сантиментов нет ни места, ни сил..
Напряженность духа зримо вибрирует в высшей точке парения, не ослабевая с первых звуков до самого конца.. Жесткая поступательная мужественность сквозь хлещущие всполохи и бичом свистящие удары....
Не полонез - а сгусток боли и преодолеваемого отчаяния..
Так бы я его и назвал - "Полонез отчаяния", а не как в некоторых изданиях его вяло именуют "Похоронным полонезом".. не то, совсем не то.. А лучше и вообще без названий..
Click to view
В "Тематическом каталоге полонезов" Стефана Бурхардта этот полонез (получивший там 8-й порядковый номер) датируется приблизительно 1795 годом.. Очень может быть, что и так, хотя никаких точных данных, подтверждающих это, нет.
Тут можно опираться лишь на слова самого Огиньского, который в
уже цитированном мной отрывке из его "Писем о музыке" писал, что, вынужденный покинуть Польшу в конце 1794 года после подавления польского восстания "погруженный в самые мрачные размышления.., не имел ни времени, ни вкуса, ни желания заниматься музыкой".., и лишь иногда импровизировал на фортепиано "словно в бреду" темы, не записывая их.. "Об этом можно судить лишь по нескольким полонезам мрачного оттенка, написанным с большей свободой в Неаполе, Константинополе, а затем в Париже и Берлине".
В других мемуарах, политического характера - "О Польше и поляках. С 1788 до конца 1815", Михал Огиньский достаточно подробно датировал свои перемещения, из чего следует, что в упомянутых выше городах он был в следующие промежутки времени:
Неаполь - ноябрь-декабрь 1795
Константинополь - март-октябрь 1796
Париж - февраль 1796 - апрель 1798 (с перерывом на Брюссель)
Берлин - ноябрь 1798 - март 1799
Т.е. этот фа-минорный полонез мог быть написан Огиньским в любой момент с конца 1795 по начало 1799. В печати же он появился впервые, судя по всему, в сборнике из двенадцати его полонезов, изданных в Санкт-Петербурге его старшим товарищем и учителем композитором Осипом Козловским (1757-1831).
С этим изданием, правда, тоже не все понятно.. Вроде бы вышло оно в 1802 году, но об этом известно, опять же, лишь со слов самого Огиньского - сам сборник, судя по всему, не сохранился. В каталоге Бурхардта даже не указано, какие именно полонезы он содержал.
Известно зато другое издание Двенадцати полонезов Огинского, подготовленных Осипом Козловским - Берлинское, более позднее. Вполне логично предположить, что являлось оно перепечаткой утраченного Санкт-Петербургского, и в нем "наш" полонез №8 фигурирует вторым в списке:
Подробнее об этом сборнике поговорим в другой раз, при случае.. Пока же покажу одно из первых точно сохранившихся изданий этого полонеза в ежемесячном Варшавском музыкальном альманахе «Собрание прекрасных музыкальных сочинений и польских песен», выпускаемых Юзефом Эльснером (композитором, учителем Фридерика Шопена, еще к тому времени, впрочем, не родившегося:), за август 1804 года:
Кто разбирается в нотах, легко увидит, что Трио тут кардинально отличается от сыгранного мной..
Но я ничего не выдумывал!:).. А все дело в том, что позже этот полонез стал издаваться в другой редакции - с другим совсем Трио (в тональности самого полонеза - фа-минор, в отличие от первого - фа-мажорного).
По моим изысканиям, впервые в измененном виде полонез появился в 1820 году в Варшавском издании Летрона - "Сборник всех полонезов графа Огинского для фортепиано":
До "всех" полонезов Огинского этому собранию было, конечно, далеко:).., но он достаточно кардинально отличался по составу от того первого, изданного Козловским. И "наш" фа-минорный полонез предстал уже вот в таком виде:
В моем исполнении прозвучал некий гибрид этих двух редакций:).. Начальные такты я взял из первой редакции, а трио - из второй:)
Трио же из первой редакции перешло по наследству к другому фа-минорному полонезу, впервые в этом сборнике и появившемуся..
Я его
уже показывал, но здесь повторю для наглядности..
Click to view
И ноты его первые, 1820 года..