Это не я сказал! (хотя мог бы:)).. Так называется (или примерно так - Get off my Bach!) музыкальная композиция легендарного слепого джазового пианиста и композитора - Джорджа Ширинга (George Shearing: 13.08.1919 - 14.02.2011).
Когда-то я писал достаточно подробно о Ширинге
(еще к его 90-летию!) и упоминал пьесу, вынесенную здесь в заголовок.. Но не было возможности тогда ее озвучить.. И вот сегодня, в день рождения великого Баха (сегодня ему стукнуло 336!:), пришла мысль восполнить наконец этот пробел.. и сыграть.., в знак уважения и солидарности в любви к джазу и.. к Баху!:)..
Click to view
George Shearing - "Get off my Bach" (1954)
В названии здесь обыграно английское идиоматическое выражение "Get off my back".., переводимое буквально как "Оставьте в покое мою спину", "Свалите с моих закорок", а, по сути, означающее простое - "Отвяжитесь"!:)
Заменив всего одну последнюю букву ("k" на "h"), Ширинг получил остроумную многозначность, так любимую им, и вообще характерную для джаза..
Это, конечно, всего лишь игра слов, но есть в этом и подтекст.. Он как бы говорит нам:
мой Бах - это только мой Бах!
отстаньте уже и от него, и от меня со своими смыслами!
он свободен и энергетичен, как весь джаз!
он сам - Джаз!!
К Баху у Ширинга было действительно отношение особенное...
В своей автобиографии он писал: "Если бы Бах жил сегодня, он был бы великим джазовым музыкантом".
А в шутку говорил: "Когда люди спрашивают меня, как это я стал музыкантом, я остроумно им отвечаю, что в предыдущей жизни, был собакой-поводырем Иоганна Себастьяна Баха."
(Бах, как известно, в конце жизни практически ослеп)..
И действительно, Бах и джаз оказываются стоящими очень близко..
Сохранилась удивительная запись, кусочек программы ... с плохим звуком, но зато с очень живым музыкантом..
Ширинг в беседе с с доктором Билли Тейлором и Мэриан Макпартленд рассказывает о джазовых гармониях и показывает, как естественно вплетаются в современные любимые мелодии в джазовом изложении барочные структуры и принципы на примере популярнейшей мелодии Косма "Осенние листья":
Click to view
Обработку этой мелодии Ширинг записал и в квинтеном исполнении (добавив зачем-то еще и струнный оркестр, что на мой вкус тут приторно излишне уже, но не о том сейчас..).., где в средней части "оторвался", имитируя баховскую полифонию (я выделил тут этот фрагмент):
Click to view
Ширинг сам говорил о проникновении "бахизмов" в свои импровизации:
"Хорошим примером этого является наша знаменитая запись «Осенних листьев», где я имел в виду нечто похожее на одну из двухголосных инвенций Баха. Если вы отбросите гармонии квинтета и послушаете только басовую партию и мелодию, они довольно близки к тем полифоническим пьесам, которые писал Бах"..
Но вернемся к заголовочной тут пьесе - Get off my Bach..
Я играл ее по сборнику (вернее, по советской из него перепечатке), содержащему музыку Ширинга в транскрипции Фрэнка Метиса:
Покопавшись в каталоге американских копирайтов, нашел точную дату регистрации переложения пьесы - 20 декабря 1959:
Авторское же изложение было зарегистрировано пятилетием раньше - 2 сентября 1954:
Этих авторских нот мне, к сожалению, не приходилось видеть, но миру пьеса стала известна с пластинки, где Ширинг играет ее уже в составе своего квинтета:
И звучит она тут совсем по-другому.., танцевально, я бы сказал:)
Click to view
The George Shearing Quintet: Get off my Bach!
В джазовой дискографии Вальтера Брюнинкса запись эта датируется двадцатыми числами марта 1954.. Получается, что еще до нотного копирайта:
Еженедельник "Cash Box", посвященный индустрии музыки и музыкальных автоматов, в номере за 24 сентября 1955
поместил в рейтинге записей ее в раздел "C+" - хорошо!
сопроводив следующей лаконичной рецензией:
Перевод сленговых выражений требует, конечно, особых знаний, но звучит там текст примерно следующим образом (англоязычники, надеюсь, поправят!)):
"Ребята "отрываются" под бит с милашкой с умным названием. Ритмическая стилизация под Баха"..
Журнал же Биллбоард за 1 октября 1955
разместил ее в рейтинге джазовых записей на первом месте
аннотировав примерно так:
"Наиболее интересная запись Ширинга за несколько месяцев. Она открывается и закрывается фугообразными пассажами, аккуратно исполненными с отличным соло на фортепиано, вибрафоне и гитаре".
Нашлась и еще одна запись этой вещи, не студийная уже.., но, к сожалению, с отсутствующим описанием:
Click to view
И в других композициях Ширинга можно обнаружить барочные его пристрастия.. Так в обработке прекраснейшей мелодии Джонни Мендела "Тень твоей улыбки" (The Shadow of Your Smile) руки Ширинга извлекают все те же "баховские неоклассицизмы"..
Click to view
тут окончание, к сожалению, обрезано.., но есть другая авторская запись этой пьесы, более ранняя.., в ней немного меньше "бахизмов", но заканчивается она зато прямым цитированием
Бах - Jesus bleibet meine Freude, BWV 147
Click to view
Ансамбль "Маркелловы голоса", камерный оркестр Новосибирской филармонии - дирижер: Алим Шахмаметьев
«БЕЛЫЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2017»
Click to view
Michael Fowler Centre, Wellington, New Zealand [1990]
---------------------------------------------------------------
© Станислав Серапинас (
Sagittario)
---------------------------------------------------------------