Эдельмановы страницы. Посвященческое.

May 05, 2020 23:35

Речь о посвящениях творений Жана-Фредерика Эдельмана.. Но поскольку у него сегодня день рождения (родился 5 мая 1749), то пост сей можно расценить и как мое ему посвящение.. (впрочем, не только сегодняшний!:)

О появлении в продаже нового десятого опуса Эдельмана было объявлено в "Парижском журнале" 11 февраля 1781 года:





Из первой сонаты этого опуса я не показывал лишь четвертую заключительную ее часть, что тут и делаю:

image Click to view


Edelmann Jean-Frédéric (1749-1794)
"Quatre Sonates pour le clavecin avec accompagnement de violon, dédiées à Mme de Brunville", op.10
Sonata No1 - IV.Gayement [1781]


Выглядело сие издание следующим образом:



и посвящено было Мадам де Бранвиль:



Что в моем самодеятельном переводе с галантно-старофранцузского:) звучит приблизительно так:

Мадам,
ваше имя во главе моего Труда заранее уверяет меня в его успехе, он не мог увидеть свет с более счастливым предзнаменованием, чем быть украшенным самой прекрасной Гирляндой в момент своего рождения.​ Все те, кто знает вас, Мадам, не смогут прочитать первую страницу, не вспомнив все качества, которые характеризуют вас, эту природную грацию, эту игривость, веселость и эту доброту, которые являются самым прекрасным украшением юности. Среди множества ваших талантов выделяется ваш определенный вкус к Искусству, которое вы узнали за короткое время, и на моих глазах прогрессировали так же быстро, как и блестяще. Продолжайте, Мадам, наслаждаться своей собственной работой, повышая свое особое рвение, вы будете способствовать продвижению прогресса в Искусстве, и ваш успех обязательно послужит разжиганию гения Художников.

С уважением,
Мадам,
ваш нижайший и покорнейший слуга,
Эдельман.

Кто была такая эта Мадам де Бранвиль установить оказалось не так-то просто..
Прикинув и так, и эдак, сделал выбор в пользу Анжелики-Марии де Бранвиль, в девичестве Дево де Сен-Морис (Angélique Marie DESVAUX de SAINT MAURICE), родившейся в 1763 году в семье адвоката Жака Филиппа Дево де Сен-Мориса, впоследствии Генерального управляющего финансами Бургундии.

В 1780 году ее мужем стал Франсуа-Антуан де Фландр де Бранвиль (François Antoine de FLANDRE de BRUNVILLE), 1745 года рождения, кавалер и Королевский прокурор.

Т.е. на начало 1781 года, когда вышел рассматриваемый опус Эдельмана, Анжелика-Мария была и юна (не достигла и восемнадцати лет), и именовалась уже "Мадам де Бранвиль", что вполне соответствует описанию из Посвящения..
Вот только добавочки "де Фландр" в фамилии там не хватает.., но кто этих французов с их аристократическими тонкостями разберет!)..

Портрета ее в сети не выудилось, зато есть портрет ее прославленного младшего брата, наполеоновского бригадного генерала Жан-Жака Дево де Сен-Мориса (1775-1815), участника многих сражений (включая Бородинское), погибшего в битве при Ватерлоо от ядра, разорвавшего его напополам..



С другой стороны, имеется портрет еще одной Мадам де Бранвиль - Марии-Франсуазы..
Точнее, опять же, "де Фландр де Бранвиль" (Marie-Françoise de FLANDRE de BRUNVILLE, 1742-1815).., ибо приходилась она родной сестрой мужу Анжелики-Марии.. (то бишь была ей, по-нашему, золовкой!:)



Правда, в 1779 году, когда знаменитая Элизабет Виже-Лебрен (Виже-Ле Бран - Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, 1755-1842) писала этот портрет, Мария-Франсуаза давно была уже Мадам графиней дю Клюзель, так как еще в 1758 году вышла замуж за Франсуа Пьера дю Клюзеля (обогатившго впоследствии фамилию увесистыми добавками в виде "де ля Шабрири" и "де Монтпио" - François Pierre du CLUZEL de la CHABRERIE de MONTPIPEAU, 1734-1783), и под кандидатуру "нашей" Мадам де Бранвиль никак не подходила..
К тому же воспевание прелестей юности было бы явно неуместным по отношению к сорокалетней уже почти женщине:)..

Хотя на портрете она выглядит явно моложе, что странно!..



И на другом ее портрете (замечательном!! мне вот очень даже жаль, что не "нашей" Мадам де Бранвиль она оказалась:)), созданном чуть ли не десятью годами позже художником Анри-Пьером Данлу (Henri-Pierre Danloux, 1753-1809), предстает она, опять же, не по годам юной!..



Подобные возрастные несоответствия, причем сразу в двух независимых случаях, вызывали естественное недоумение..
А откуда, собственно говоря, я взял, что на портретах этих именно Мария-Франсуаза представлена?
Да из сети, откуда же еще!).. - по имени набранному всплыли картинки с пояснениями, что это Madame la Comtesse de Cluzel née (урождённая) Marie Françoise de Flandre de Brunville!

Поискал тогда по местам хранения..
Картина Виже Лебрен находится в собрании шартрского Музея изобразительных искусств и называется просто - "Графиня дю Клюзель" (La comtesse du Cluzel, huile sur toile, ovale, 66,5 x 54 cm).
Работа же Данлу обитается в чьей-то частной коллекции и идентифицируется, насколько я понял, лишь предположительно.. Но, опять же, как портрет просто "Графини дю Клюзель", без уточнений..

Т.е. в обоих случаях указывалась лишь фамилия.., и мелькнула мысль - а не дочь ли Марии-Франсуазы на этих изображениях?

Из всех детей Франсуа-Пьера и Марии-Франсуазы дю Клюзелей по возрасту лучше всего на эту роль подходила старшая из оставшихся к тому времени в живых дочь - Мария-Тереза-Антуанетта (Marie Thérèse Antoinette du CLUZEL, 1763-1830), ровесница, кстати сказать, "нашей" аристократической ученицы Эдельмана..

В 1778 году Мария-Тереза-Антуанетта дю Клюзель вышла замуж за своего двоюродного дядю, кузена своего отца графа Антуана-Марию дю Клюзеля (Antoine-Marie du CLUZEL de la CHABRERIE, 1738-1833), портрет которого написал все тот же Анри-Пьер Данлу.. Что лишний раз говорит в пользу нашей догадки..



Антуан-Мария дю Клюзель сделал блестящую военную карьеру, став лейтенантом гренадеров в полку французской гвардии. В 1791 году ему пришлось эмигрировать. Назначенный близким советником принца Нассау, он жил при дворе Гессен-Нассау до 1800 года, после чего вернулся во Францию.

Несмотря на то, что был старше своей жены на четверть века, пережил ее, прожив 95 лет!

Вот он в старости на портрете Луи-Леопольда Буальи (Louis-Léopold Boilly, 1761-1845):



Кисти Данлу принадлежит портрет и младшего брата Марии-Терезы-Антуанетты - Пьера-Франсуа-Жана дю Клюзеля (Pierre François Jean du CLUZEL, marquis de Montpipeau, 1765-1838)



А есть очень интересный и детский его портрет работы художника Жана-Батиста Перронно (Jean-Baptiste Perronneau, 1715-1783).. с ракеткой и воланом:



из которого видно, что игра в бадминтон с тех пор до наших дней практически не изменилась! вплоть до названия снаряда - волан.., как, собственно, называлась и вся игра - Le Volant..

Что отображено и на гораздо более поздней карикатуре 1801 года:



На картине же Жана-Батиста-Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699-1779) "Девочка с ракеткой" 1737 года волан пока что более громоздок:



Вернемся, однако, к их папе:), ибо его великолепный портрет шведского художника-портретиста Александра Рослина (Alexander Roslin, 1718-1793) также имеется:



Франсуа Пьер дю Клюзель (1734-1783) сумел оставить достаточно яркий след в истории.. Во всяком случае, в истории Турени, интендантом которой он в 1768 году был назначен, поднявшись, таким образом, на одну из самых высоких должностей в королевской администрации.

Его действия в Турени фактически придали решающий экономический импульс области, подняв, в частности, ее шелковую промышленность и развив торговлю за счет разумной налоговой политики. Но особенно значителен его вклад в развитие города Тура, где роль его приравнивается к роли барона Османа в преобразовании облика Парижа. Город из средневекового скопища лабиринта переулков, окруженых валами, широко раскрылся благодаря прокладыванию большой хорды с севера на юг, став современным городом, приводящимся в качестве примера, и крупным перекрестком в направлении испанского маршрута. Дю Клюзель также провел большую работу над дамбами, ограничив риски, связанные с периодическими наводнениями в Луаре.



Близкий к герцогу Шуазёлю и его окружению, завсегдатай интеллектуальных салонов и знающий коллекционер, просвещенный ум, поддерживающий эпистолярные отношения с Вольтером, дю Клюзель был настоящим человеком Просвещения, склонный к реформам энциклопедистов.

Франсуа-Пьер дю Клюзель, рыцарь, маркиз Монпипо, барон Шерай, лорд Бланвиль, Херонвиль и других мест, советник короля во всех его советах, интендант правосудия, полиции и финансов во всей Турени, умер в Туре 9 августа 1783 г., не дожив и до пятидесяти лет..



Ну и, сделав круг, вернемся все же к де Бранвилям! А именно к родителям жены интенданта Турени Марии-Франсуазы дю Клюзель и брата ее Франсуа-Антуана де Бранвиля (ну тот, что муж "посвященки" нашей - Анжелики-Марии де Бранвиль!.. если кто в состоянии еще в этом всем разбираться:))

Замечательные парные портреты все того же Александра Рослина, выполненные им в 1761 году!

Антуан де Фландр де Бранвиль (Antoine de Flandres de Brunville, 1704-1788) - генеральный управляющий ферм:



Жанна-Мария де Фландр де Бранвиль, урожденная Дюмон (Jeanne-Marie de Flandre de Brunville née DUMONT, ?-1776)



В "Справочнике дворянства франции" (1911) об Антуане Дефландре и его потомках (которые нам уже, как родные!:) можно прочесть следующее:



Дефландр (Антуан), Сеньёр де Бранвиль, генеральный контролер ферм, которым стал 2 января 1750 г. вместо Николя-Франсуа Филлиона де Виллемура и заменен с почетными грамотами 22 апреля 1772 г. Ж.-Л. Пероном.
«Родился в Париже 31 января 1704 года, сын Жана Дефландра, офицера герцогини Бургундской и Жанны-Барбе де Бомон». Он женился на Жанне-Марии Дюмон, умершей в Париже 23 января 1776 года, имеет сына, о котором ниже, и дочь Марию-Франсуазу, жену Франсуа-Пьера дю Клюзеля, лорда Монпипо, интенданта общности Тура.
Франсуа-Антуан де Фландр де Бранвиль, барон Трене, и Кульдрэ, прокурор Шато де Пари, женился в Париже 21 мая 1780 года на Анжелике-Марии Дево де Сен-Морис, чей сын:
Филипп-Мария-Ипполит, советник при дворе Меца (1820), родился в Париже 26 января 1783 года, женат на Марии-Антуанетте Годрен, вдове (с двумя дочерьми) господина Мартина.

Нашей же Анжелике-Марии де Бранвиль из Посвящения (если это, конечно, она:) довелось, претерпев все перипетии ее сложного времени, дожить до почтенной старости.. Скончалась она в Париже 15 января 1848 года на 85 году жизни..

Такой вот в нескольких штрихах исторически личностный фон этих сонат обрисовался (точнее, круговорот:)..

Ну и пусть прозвучит вся первая соната Эдельмана из этого опуса теперь целиком, собранная в плей-лист (последующие части подгружаются автоматически.., дождитесь!:)

image Click to view


Edelmann Jean-Frédéric (1749-1794): "Quatre Sonates pour le clavecin avec accompagnement de violon, dédiées à Mme de Brunville", op.10, Sonata No1 [1781]




художники, портреты, играю, Эдельман

Previous post Next post
Up