Портреты Мендельсона

Feb 15, 2020 00:23

В продолжение мендельсонопразднования (напомню, что родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди 3 февраля 1809 года) предлагаю посмотреть такой вот чудесный ролик..

Где под незабвенные его "Песни без слов" (в прекраснейшем, на мой взгляд, исполнении Габи Казадезюс, запись 1947 года) оживают.. ну, во всяком случае, одушевляются, люди из годов и вовсе 1840-х уже.., с первых американских дагеротипов..

Таким был мир детства Скарлетт.., приблизительно..

image Click to view



А ведь и сам Мендельсон был еще жив в эти годы (во всяком случае, до 4 ноября 1847 года).. и мог вполне так же запечатлеться. Как это сделали Шопен, Лист, Шуман..
Но нет.. портретов его достаточно много и разных, а вот дагеротипов - не имеется..

Однако, в апреле 2013 года такой дагеротип неожиданно обнаружился!! Всплыв в Вене на торгах крупнейшего аукционного дома Dorotheum со следующей аннотацией:

"Феликс Мендельсон Бартольди, дагеротип, около 1845 года, с надписью черными чернилами на обороте, 5,3 х 4,5 см, в рамке".



(commons.wikimedia.org)


.. где и был продан.. аж за 688 евро (=750 долларов)!



Как-то недорого, согласитесь, для реального отображения легендарного человека.. Притом единственного, до того неведомого!!..

Да и вглядимся в изображение внимательней.. - очевидно же, что это снимок с портрета.., не так выглядят фото лица..



Но вот с какого именно портрета.. вопрос...

Нашлись только очень похожие эстампы:



Все здесь так же.. и поворот головы, и прическа, и воротничок, торчащий, и галстук.. все идентично!



Гравюра - "Th." и "A." Вегеров (видимо, братьев) из Лейпцига..
Про Августа Вегера (August Weger, 1823-1892) известно, про второго - ничего..

Еще больше зеркальных вариантов (а, вернее, как раз правильных.. ибо пуговички застегнуты на правильную "мужскую" сторону!:) с вариациями:



тут вот даже год указан - 1842!





(Нью-Йоркская публичная библиотека)





литография Эжена Кэппелина (Kaeppelin Eugène, 1805-1865)
(Национальная библиотека Франции)



"Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, отвечает, бывало, - так как-то все..." :))



Впрочем, стоп!.. тот же самый эстамп из коллекции Лейпцигского городского исторического музея атрибутирован, как гравюра на металле Альберта Генри Пейна (Payne Albert Henry, 1812-1902) по рисунку Теодора Хильдебрандта (Hildebrandt Ferdinand Theodor, 1804-1874)!



(Stadtgeschichtliches Museum Leipzig)

и вот эта литография Т.Д. Джонса (Jones T.D.) из Британского музея имеет так же отсылку к портрету Хильдебрандта..



(The British Museum)

А если приглядеться к такому вот ее же варианту...



... отдельно крупно посмотреть на голову..



... и сравнить ее с головой с дагеротипа, только отраженной зеркально..



.. то получим практически точное их совпадение!!.. и даже кисти на "дагеротипе", кажется, в тех же местах проступают..)



Портрет же Мендельсона, выполненный Хильдебрандтом, хорошо известен (о нем подробнее позже):



и очень он похож на вышеприведенные.., только без бакенбардов!:).. ну и, разворот плеч иной..

Т.е. получается, что дагеротип этот аукционный либо современная подделка (что вряд ли, не просто ж так эксперты там хлеб едят), либо это дагеротипная репродукция картины..
Как, например, нижеследующий дагеротип..



полученный с известного портрета Мендельсона работы Э. Магнуса (о нем ниже) и хранящийся в Доме-музее Шумана в Цвиккау

Есть и еще аналогичный - в Международном фонде Мендельсона в Лейпциге:



Или овальный дагеротип младшего брата Феликса - Павла Германа Мендельсона-Бартольди (1812-1874)



(Stadtgeschichtliches Museum Leipzig)

первоначально принимавшийся за изображение самого великого композитора, и также явно сделанный с рисованного портрета..

Впрочем, вот и портрет!.. работы Вильгельма Хензеля, разумеется - главного "ликописца" семьи Мендельсон..



(smb.museum-digital.de)
...

И вот когда я все эти "шерлокохолмистости", гордый содеянным, подытожил и изложил, то решил из любопытства и по другим аукционным продажам портретов Мендельсона пробежаться.. Благо, нашелся и сайт такой площадко-объединительный - www.invaluable.com

Много чего любопытного обнаружил (покажу, если хватит места!:) .. Но главной неожиданностью была встреча.. все с тем же "нашим" дагеротипом!! только проданным.. на аукционе Сотбис.. в 2010 году!!!

Т.е. кто-то тогда его там купил, а потом на другом аукционе сбагрил.. Но это бы ладно.. Главное же заключалось в описании там этого лота.., где все, что я так скрупулезно исследовал, было уже прямым текстом изложено.. и даже больше:

"Дагеротип в оригинальной рамке. На обороте чернилами неизвестной рукой надпись:
Dr Felix Mendelsshon Bartholdy.
Этот замечательный маленький дагеротип на самом деле является репродукцией портретной литографии Мендельсона, выполненной в 1841 году гравером Уильямом Колли Вранкмором по картине Теодора Хильдебрандта, датируемой 1834 годом. Литография использовалась также в качестве фронтисписа для британского издания оратории Мендельсона «Илия» (London, Ewer, 1847)... Этот частный дагеротип очень необычного размера, вероятно, можно датировать 1841-1847 годами".

Вот и литография исходная:



(The British Museum)

и мелкие надписи на ней гласят:
"Der Kopf nach Hildebrand. / gest. v. A.H. Payne u. W.C. Wrankmore".
т.е., что "Голова после Хильдебрандта / гравировали А.Г. Пэйн и У.К. Вранкмор"...

Такой вот секрет Полишинеля я раскрыл:).. Утешает только, что все это тоже надо было ещё найти!:)
...

Ну и, увы.. - дагеротипа чаемого Мендельсона мы так и не имеем..
Но зато имеем много его портретов!

Так много и таких разных.., что пришлось и тут провести нешуточное расследование, чтобы навести хоть какой-то в них порядок..

Чем и поделюсь..

Но сначала порадую вариантами вторичными, самыми, порой, фантазийными!:).., а потом уже и точно нарисованными с натуры (но не менее при том разноликими:))..



1870 - гравюра Альфонса Ламотта (Lamotte Alphonse, 1844-1914)
(Национальная библиотека Франции)







(Университет Гёте, Франкфурт)



литография Гилье по рисунку А.Л. (Национальная библиотека Франции)





(Нью-Йоркская публичная библиотека)



Этот красивый "Мендельсолеон" пришел к нам... с сигаретной карточки старейшей английской табачной фирмы WD & HO Wills (серия "Знаменитые музыканты", 1912):



(printerest.ru)

и является, на самом деле, "слегка пополневшей" копией гравюры Конрада Кука (Conrad Cook)..



(Университет Гёте, Франкфурт)



(www.sciencephoto.com)

... которая в свою очередь имела прототипом утраченный портрет Мендельсона, выполненный Чарльзом Блэром Лейтоном (Charles Blair Leighton, 1823-1855) (не путать с бароном Фредериком Лейтоном - Frederic Leghton, 1830-1896!!)..

Лейтон был женат на дочери музыкального издателя Томаса Буси-младшего - совладельца фирмы Boosey&Co., и явно рисовал этот портрет для какого-то издания тестя..
И, видимо, делал литографию с рисунка и сам.. Во всяком случае, нижеприведенная имеет следующие объясняющие надписи: «Нарисовано на камне К. Б. Лейтоном» и «Отпечатано Лейтоном»....



(www.lubranomusic.com)

Вполне возможно, что и ксилографический портрет Мендельсона, выполненный Гуго Бюркнером (Hugo Bürkner, 1818-1897) для издания Людвига Бехштейна "Двести немецких мужчин в портретах и ​​биографиях" (Лейпциг, 1854), является вариацией картины Лейтона или гравюры Кука..



(все издание имеется на сайте Баварской государственной библиотеки)



вариант гравюры (Университет Гёте, Франкфурт)

... а может и наоборот... или вообще не имеют они друг к другу никакого отношения.. (тем более, что имеется еще один подобного же типа профильный портрет Эдуарда Штайнбрюка.., но о нем после)..

Непросто разобраться, что для чего являлось первоисточником, а что плодом подражания..

Вот и про следующее изображение можно было бы подумать, что это зеркальная вариация вышеприведенных портретов..



(Национальная библиотека Франции)

.. но нет - это литография Августа Кнайзеля (August Kneisel, 1782-1855) по рисунку Цецилии Бранд (Cäcilie Brand, 1814-?)

.. а это гравюра Карла Майера (Carl Mayer, 1798-1868) по ее же рисунку:



(Национальный институт истории искусств)

Различных литографических портретов, отсылающих к рисункам Цецилии Бранд, существует достаточно много, о самой же художнице не известно практически ничего.. Только то, что родилась она в Лейпциге 2 декабря 1814, и эстампы по ее работам датируются 1830-ми годами в основном.. Т.е. вполне возможно, что портрет Мендельсона был сделан ею с натуры..

Он считается утраченным..., однако в лейпцигском Доме-музее Мендельсона хранится анонимный рисунок, выполненный пером и чернилами..



(Alamy Stock Photo)

Не искомый ли это оригинал??..

Облагороженный современный вариант на немецкой почтовой марке..



(Alamy Stock Photo)

...





(Университет Гёте, Франкфурт)

- и это все один и тот же человек?..
- да! так мы художники видим!!:)

Однако перейдем к "атрибутированным" прижизненным портретам.., хотя и тут масса есть неясностей, но это уже дела более подробных изысканий..
(Я и так с головой закопался.. хотел у каждого портрета поместить ссылку на источник.., но слишком поздно спохватился, когда большинство картин было уже скачано.., так что ссылки есть далеко не везде!:)

начнем с детских..

И, прежде всего, с миниатюры семилетнего Феликса - Париж, 1816



Этот портрет был впервые опубликован в статье о Мендельсоне в английском журнале "The Musical Times and Singing Class Circular" от 1 ноября 1897 года: "Маленькие портреты Феликса и его сестры Фанни в настоящем номере взяты с фотографий миниатюр, сделанных в Париже в 1816 году, любезно предоставленных сэром Джорджем Гроувом".

В книге "Mendelssohn: A Life in Music" (R. Larry Todd, 2003) уточняется: "Одним из товарищей Беньямина Мендельсона [двоюродный брат Феликса] был мекленбургский художник Август Грал, который создал самые ранние из известных рисунков Феликса и его братьев и сестер... Грал исполнил четыре миниатюрных портрета овальной формы, которые впоследствии были воспроизведены во время семейного парижского пребывания в 1816 году".

Я не очень понимаю, что означает "были воспроизведены" - "reproduced" (сделаны копии, напечатаны?).., но главное, что установлен художник - Август Грал (August Grahl, 1791-1868)..
Ниже мы увидим и еще один портрет его работы.

Вообще же, основным "запечатлевателем" образа Феликса Мендельсона оказался Вильгельм Хензель (Wilhelm Hensel, 1794-1861)..
Будучи мужем любимой старшей сестры Феликса Фанни (на которой он женился в январе 1829 года, а в семью Мендельсонов был вхож и с начала 1820-х), Хензель стал близким свидетелем его жизни, и делал наброски и картины с его изображением с детских лет гениального музыканта до его кончины..

Вот один из таких портретов 10-11-летнего Феликса..



(commons.wikimedia.org)

и вот еще один, гораздо более знаменитый!





... и с любимой сестрой Фанни



... за клавиром..



(Нью-Йоркская публичная библиотека)

Но есть детский портрет маленького Мендельсона и другого художника!

1821 - Карл Йозеф Бе́гас (Carl Joseph Begas, 1794-1854)



Этот набросок маслом 12-летнего Мендельсона был сделан Карлом Бегасом-старшим в качестве эскиза для задуманного большого портрета.
Портрет был написан и подарен доктору Иоганну Людвигу Касперу, знаменитому суд-мед эксперту, автору либретто первых домашних зингшпилей гениального мальчика, и, к сожалению, сгорел во время пожара в начале двадцатого века...

Правда, на сайте www.bildindex.de фотография картины датирована 1932 годом:





(www.deutschefotothek.de)

Разумеется, полно и зеркальных.., как водится..



.. и без "суровых" эстампов, конечно же, не обошлось!..



Литография Августа Вегера (August Weger, 1823-1892)

В фондах Библиотеки конгресса США она датирована 1850 годом.. Но, скорее всего, была выполнена специально для книги "Гете и Феликс Мендельсон-Бартольди" Карла Мендельсона-Бартольди (старшего сына композитора, 1838-1897), вышедшей в 1871 году с этой литографией на фронтисписе (см. в Баварской государственной библиотеке)



Но фамилия Хензеля всплыла и здесь!.. Во всяком случае, в предисловии к английскому изданию этой книги 1872 года (в котором, кстати сказать, был впервые опубликован и вышеприведенный рисунок юного Феликса за клавиром) было сказано, что "гравюра на фронтисписе представляет Феликса Мендельсона на двенадцатом году. Сделана по пастельному рисунку Уильяма Хензеля, с оригинального портрета маслом, написанного Бегасом в 1821 году."

.. а вот эта гравюра братьев(?) Вегеров могла быть сделана и раньше



"gravure de Th. und A.Weger" (Национальная библиотека Франции)

Нашелся в сети и еще один портрет маленького Мендельсона... анонимный и сомнительный:



1828 - неизвестный художник



Bodleian Library - "Портрет мужчины по имени Феликс Мендельсон Бартольди"

И этот портрет из чьей-то частной коллекции анонимен.., к тому же и недатирован..
Но, судя по возрасту, где-то в этом же временном промежутке его можно расположить...



1829 - Джеймс Уоррен Чайлд (James Warren Childe, 1780-1862)



.. во время триумфальных гастролей 20-летнего Мендельсона в Англии и Шотландии..



1830 - Иоганн Йозеф Шмеллер (Johann Joseph Schmeller, 1796-1841)



Этот портрет интересен тем, что был сделан специально по просьбе Гёте!.. когда Мендельсон навестил его в Веймаре проездом в Италию..



Сам Мендельсон так рассказывал об этом в письме:

"24 мая.
... Моя особенная причина задержаться тут на два дня очень приятна, и делает меня почти тщеславным, или лучше сказать гордым, и я не собираюсь держать ее в секрете от тебя, - Гете прислал мне вчера письмо, адресованное художнику, которое я должен доставить сам;​ и Оттилия доверилась мне, что в нем есть просьба нарисовать мой портрет, так как Гете хочет поместить его в недавно начатую коллекцию портретов его друзей.
Это обстоятельство доставило мне огромное удовольствие;​ как бы то ни было, я еще не видел любезного художника, который должен это сделать, как и он не видел меня, вероятно, мне придется остаться здесь до завтрашнего дня.
Я ни в коей мере не сожалею об этом, потому что, как я уже говорил, живу самой приятной жизнью здесь, и полностью наслаждаюсь обществом старого поэта"...
("Felix Mendelssohn Bartholdy, Reisebriefe aus den Jahren 1830 bis 1832", hrsg. von Paul Mendelssohn Bartholdy, Leipzig 1861)

Вот, кстати, имеется и иллюстрация этого посещения..



(Университет Гёте, Франкфурт)

1831 - Орас Верне (Horace Vernet, 1789-1863)



Об обстоятельствах появления этого портрета существует свидетельство младшей сестры Феликса Мендельсона, Ребекки, которая в письме из Берлина 26 января 1832 года писала следующее (пришлось переводить с немецкого готического:):



"... Многие другие неудобства, отчасти настоящие несчастья, сделали эту зиму очень безрадостной, в которой письма Феликса из Рима были единственными счастливыми моментами. Феликс прибыл туда 1 ноября [1831], жил приятной жизнью, был очень доволен общению с многими немецкими и французскими художниками, и с Орасом Верне, который, в благодарность за фантазию на темы из Дона Жуана, нарисовал его и прислал нам картину"..

Фантазии такой не значится среди произведений Мендельсона, что, надо сказать, озадачивало.. Но все разъяснилось в письме самого Мендельсона (отыскал все в том же издании писем, изданных Павлом Мендельсоном в 1861):

"Рим, 17 января 1831
... Теперь я должен сказать вам, дорогая мама, о большом, очень большом удовольствии, которое я недавно получил, потому что вы будете радоваться со мной. Два дня назад я впервые был в небольшом кругу с Орасом Верне и играл там. Ранее он говорил мне, что самой его любимой и уважаемой музыкой был «Дон Жуан»...; и, поскольку я очень одобряю такие чувства с его стороны..., то подумал, что порадую его, взяв оттуда темы, и импровизировал на них в течение некоторого времени. Это вызвало у него определенную степень восторга, далекую от всего того, что я когда-либо встречал в реакции на мою музыку, и мы сразу стали более близкими. Впоследствии он внезапно подошел ко мне и прошептал, что мы должны обменяться, потому что он тоже импровизатор; и когда мне было естественно любопытно узнать, что он имел в виду, сказал, что это его секрет. Однако он похож на маленького ребенка и не мог скрывать этого более четверти часа, когда снова вошел и, отведя меня в соседнюю комнату, спросил, есть ли у меня свободное время, так как он подготовил холст и хочет нарисовать на нем мой портрет, который я должен буду сохранить в память о сегодняшнем дне... Он сказал, что у него будет нелегкая задача со своей импровизацией, но в любом случае он попытается это сделать. Я был только рад дать свое согласие и не могу передать вам, насколько я был очарован восторгом и энтузиазмом, которые он явно испытывал от моей игры."

около 1832 - Август Грал (August Grahl, 1791-1868)



(commons.wikimedia.org)

1833 - Эдуард Петре Новелло (Edward Petre Novello, 1813-1836)

Во время второго визита Феликса Мендельсона в Англию.
Удалось атрибутировать благодаря найденной статье в "The Musical Times and Singing Class Circular" от 1 ноября 1897 года.



(Нью-Йоркская публичная библиотека)

1833 - Эдуард Бендеман (Eduard Bendemann, 1811-1889)



и литография с рисунка..



Фридрих Вильгельм фон Шадов (Friedrich Wilhelm von Schadow, 1789-1862) - сын крупного скульптора немецкого классицизма Иоганна Готфрида Шадова и дочери еврейского венского ювелира Марианны Девидельс, был достаточно именитым художником, основателем Дюссельдорфской школы живописи. Он прекрасно знал Феликса Мендельсона и по Берлину, где окончил Прусскую академию художеств, а затем руководил собственной художественной студией, и по Дюссельдорфу, где примерно с 1830 они с Мендельсоном довольно близко общались, вместе путешествовали..

И вот такие два портрета композитора он нам оставил..

апрель 1834-го года:







и март следующего 1835-го..



(leben.us)

интересно, какого же картина цвета на самом деле...



(leben.us)





1834-35 - Фердинанд Теодор Хильдебрандт (Ferdinand Theodor Hildebrandt, 1804-1874)

А вот и наш старый знакомый, портрет Хильдебрандта!:)..



(Stadtgeschichtliches Museum Leipzig).

Нарисован тогда же, когда и портреты фон Шадова (чьим учеником, между прочим, он был).. Ну, что тут скажешь..



Этот официальный портрет был написан в ноябре 1834 года в Лейпциге при спонсорстве пианистки Генриетты Фойгт. Художник Теодор Хильдебрандт написал несколько его экземпляров, в том числе, для семьи Мендельсона в Берлине. Сестра Мендельсона Ребека писала, что, глядя на портрет, можно почувствовать, что это «нарисовано другом».

Еще одну копию, опять же по заказу Генриетты Фойгт, Хильдебрандт воспроизвел через год и передал ее мужу пианистки (запись в дневнике Генриетты Фойгт от 24 ноября 1835 года).
(по книге M. Gerber: "Zwischen Salon und musikalischer Geselligkeit: Henriette Voigt, Livia Frege und Leipzigs bürgerliches Musikleben")

Какие откуда и каких на самом деле оттенков по сетевым репродукциям сложно разобраться.. потому размещаю всевозможные)



(musikverein-duesseldorf.de)











... ну и эстампы, разумеется!



(Alamy Stock Photo)







гравюра Иоганна Непомука Пассини (Passini Johann Nepomuk, 1798-1874)
(Университет Гёте, Франкфурт)









Литография Анст. фон Побуды (Anst. von Pobuda)
(Национальная библиотека Франции)



(museum.zib.de)



с открыточки соответственной:)



(Alamy Stock Photo)

1835 - Генрих Мюке (Heinrich Mücke, 1806-1891)

... один из лучших, на мой взгляд, портретов Мендельсона..



(musikverein-duesseldorf.de)

.. правда, кое-кому из китайцев он показался грустноватым..)



(dcard.tw)

1835 - Иоганн Питер Лайзер (Lyser Johann Peter, 1804-1870)

Рисунок был сделан в Лейпциге в знаменитом «Coffee baum», где за столом собирались шумановские Давидсбюндлеры, членом которых был и Лайзер. Опубликован лишь в 1957 году.



около 1835 - этот портрет на сайте akg-images.com атрибутирован как анонимный, и время создания его относят там приблизительно к 1835 году.
Так же написано, что находится он в Женевской консерватории (Conservatoire de Musique, Geneva):



(www.akg-images.com)

однако на Галлике (gallica.bnf.fr) приведена черно-белая открыточная его репродукция с подписью:



т.е. отсылающая к картине некоего "А. Магнуса"..



(Национальная библиотека Франции)

Остается догадываться, то ли это опечатка, и имеется в виду известнейшая картина ЭДУАРДА Магнуса (о ней ниже), с которой сделан такой достаточно вольный ее вариант.. То ли речь идет о действительно никому неизвестном художнике-однофамильце с именем, начинающемся на "А"..
Хотя у Эдуарда Магнуса был младший брат, которого звали Альберт (1809-1859), и он входил в сферу достаточно близкого общения с Мендельсоном.. Кто знает..

И этот портрет датируется приблизительно 1835 годом и приписывается Альбертине Паулине Луизе Гейне, в замужестве - Мендельсон (Pauline Louise Albertine Mendelssohn-Bartholdy (Heine), 1814-1879)



Был продан на аукционе берлинской Galerie Bassenge 30 мая 2014 года.
Со следующей аннотацией:

"Около 1835 года. Портрет композитора Феликса Мендельсона Бартольди.
Пастель на тонком картоне цвета серны.​ 45,7 х 33,5 см​.
Справа внизу черным: Гейне Паулина".

На основе подписи и делается предположение об авторстве. А использование девичьей фамилии позволяет предположить датировку, так как Паулина Гейне вышла замуж за Павла Германа Мендельсона Бартольди, брата Феликса, в мае 1835 года.​
Хотя Паулина Альбертина совершенно не известна, как художница...

1837 - Эдуард Штайнбрюк (Eduard Steinbrück, 1802-1882)



(blanc-kunstverlag.de)

В августе 1837 Мендельсон с женой и друзьями совершал путешествие по Рейну. При остановке в начале 20-х чисел в Дюссельдорфе, "они наслаждались выставкой художников Академии.​ Эдуард Штайнбрюк нарисовал портрет Феликса, а Феликс сыграл с Ритцем Крейцерову сонату​; пытливое существо, то ли мышь, то ли паук, присоединилось к зачарованной аудитории и несколько отодвинуло драматическую музыку Бетховена".​
(R. Larry Todd: "Mendelssohn: A Life in Music", 2003)



1840 - Вильгельм Хензель (Wilhelm Hensel, 1794-1861)



1840, 1 июля - Иоганн Генрих Шрамм (Johann Heinrich Schramm, 1810-1865)

Этот удивительный портрет весьма мало известен, так как до самого недавнего времени хранился в семье Мендельсонов и никогда не публиковался..

Но в декабре 2007 года появился на аукционе Сотбис, где и был продан за 72,500 фунтов стерлингов..

На рисунке имеются две надписи: «С натуры - нарисовано И.Г. Шраммом в Лейпциге, 1840» и «Феликс Мендельсон-Бартольди. 1-е июля 1840»



(Sothebys.com)

Жена Мендельсона Сесиль сообщала в письме своей матери 7 июля 1840 года, что Шрамм «сделал довольно хороший портрет Феликса, который он хочет выгравировать» и подарил ей эту картину «в знак благодарности».
Но такой гравюры так никогда, кажется, сделано не было.

В Библиотеке Бодли Оксфордского университета есть также карандашная авторская копия этого рисунка, помеченная 14 июня 1841 года:



(Bodleian Library )

1842, 15 сентября - Карл Мюллер (Carl Müller, 1818-1893)

Рисунок был впервые опубликован в лондонском издании книги воспоминаний композитора Фердинанда Хиллера (1811-1885): "Mendelssohn. Letters and Recollections" (London, 1874)

С описанием обстоятельств его создания:

«Карл Мюллер, умный художник, с которым мы познакомились в Риме, был как раз в это время во Франкфурте и пообещал нам сделать карандашный набросок Мендельсона, если мы только заставим того сесть.​ По просьбе моей жены он согласился отдать себя в руки художника при условии, что она будет ему в это время петь.​ Шестнадцать песен разной длительности завершили сеанс, и этот набросок с его автографом и датой 15 сентября 1842 года является одним из наших величайших сокровищ».



(Нью-Йоркская публичная библиотека)

Эскиз мимолетный, но весьма оригинальный и очень человечный.. и перекликается с предыдущим портретом..

1844 - Вильгельм Хензель (Wilhelm Hensel, 1794-1861)

Год создания этого портрета удалось выявить по статье о Мендельсоне из первого издания Музыкального словаря Гроува (т.2, 1880). Где описан он следующим образом (на английском, разумеется:):

"[Мендельсона] в полный рост, сидящим и смотрящим в сторону, изобразил Хензель в 1844 году. Теперь портрет находится во владении семьи Павла Мендельсона-Бартольди. Картина хоть и выполнена весьма искусно, но едва ли может передать характер человека. Самое замечательное здесь - руки, и именно в этом точность портрета"..



(www.britannica.com)

1845-1846 - Эдуард Магнус (Eduard Magnus, 1799-1872)



Самый, пожалуй, известный, в бесчисленных вариантах тиражируемый образ Мендельсона..





Leo Baeck Institute Art and Objects Collection







литография Гюстава Фекерта (Feckert Gustav, 1820-1899)
(Национальная библиотека Франции)



Жить стало лучше, жить стало веселее!)



(dcard.tw)



гравюра Августа Вегера (August Weger, 1823-1892)
(Национальная библиотека Франции)





литография Огюста Лемуана (Lemoine Auguste-Charles, 1822-1869)
(Национальная библиотека Франции)



открыточки..



(Национальная библиотека Франции)



(Нью-Йоркская публичная библиотека)







Ну и карикатуру 1896-го года знаменитого Обри Бёрдсли (Aubrey Beardsley, 1872-1898) для полноты сюда же:)



1847 - Вильгельм Хензель (Wilhelm Hensel, 1794-1861)







(Alamy Stock Photo)





Гравюра (Alamy Stock Photo)



(museum.zib.de)









(Университет Гёте, Франкфурт)

1847 - Вильгельм Хензель (Wilhelm Hensel, 1794-1861)



(magnoliabox.com)



(Alamy Stock Photo)

Эдуард Бендеман (Eduard Bendemann, 1811-1889)



Юлиус Гюбнер (Julius Hübner, 1806-1882)



Герман Кнаур (Knaur Imanuel August Hermann, 1811-1872)



Когда Мендельсон умер в Лейпциге 4 ноября 1847 года после нескольких инсультов, семья поручила скульптору Герману Кнауру сделать его посмертную маску.









Ну и, как приложение, фотохроника истории памятника Мендельсону в Дюссельдорфе..
(фото взяты с сайта https://musikverein-duesseldorf.de)

В 1901 году он был возведен на пожертвования горожан..



В 1936 году памятник "расово неполноценному" композитору был снят с постамента нацистской властью и отправлен на городской строительный двор..



В апреле 1940 года был сдан в лом для расплавки в качестве "бронзового пожертвования" для военных нужд.







Восстановлен лишь в 2012 году..



...

За "чистоту национальной идеи" боролись, надо сказать, не только в Третьем Рейхе, а и еще кое где.. бывало..

Так ряд из четырнадцати композиторских портретов, размещенных в Большом зале Московской консерватории (были написаны специально к открытию Зала в 1901 году академиком живописи Николаем Бодаревским /1850-1921/), выказывал явное "низкопоклонство перед Западом" и непатриотичное доминирование неславянского среди них элемента.. Что в разгар борьбы с "безродным космополитизмом" было советскими интернационалистами зорко подмечено и в 1953 году ловко исправлено!..
Портреты Генделя, Глюка, Гайдна и Мендельсона ("как Гуськов? опять Гуськов??") были изъяты и заменены на изображения Шопена, Даргомыжского, Мусоргского и Римского-Корсакова (работы М.А. Суздальцева и Н.П. Мещанинова)..

На старой фотографии 1901 года два ближайших портрета справа - как раз Гайдна и Мендельсона, а слева в серединке парик Генделя виднеется:



на современной же - справа уже Даргомыжский и Римский-Корссаков, а на месте Генделя слева можно разглядеть Мусоргского..



Изгои были отправлены в какую-то дальнюю кладовку, и об их существовании больше никто не вспоминал, пока в 1999 году они случайно не были обнаружены комендантом Зала..
Правда, нашлись только портреты Мендельсона и Гайдна.., Глюк же с Генделем так куда-то и канули..

Двух же счастливцев отреставрировали и в фойе Большого зала вывесили.. Вот нашел даже фото 2001 года, где позирую между ними свеженькими.. (особенно губки хорошо удалось восстановить!:)



--------------------------------------------------------------------
© 2020 Станислав Серапинас ( Sagittario)
--------------------------------------------------------------------





портреты, старые фото, Мендельсон, пианисты

Previous post Next post
Up