Томас Гейнсборо (1727-1788) в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва (3 декабря 2019 года - 1 марта 2020 года).
Проведу таки обзор выставки, разместив картины в хронологическом порядке.. Комментарии скомпилировал из купленного там же каталога (по ходу выявляя некоторые там ошибки:)..
Картины не все, конечно же, но много, предупреждаю!:)
Около 1744 - Портреты мальчика и девочки.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Два портрета мальчика и девочки были первоначально одной картиной 17-летнего Гейнсборо..
Кто-то когда-то зачем-то их разрезал...
1744 - Портрет Энн Линч. Графитный карандаш.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Один из самых ранних сохранившихся рисунков Гейнсборо.
Энн была дочерью Эдварда Линча, судебного пристава Ипсвича, и его жены Элис.
Портрет, как предполагают, посмертный.
Около 1746 - Портрет джентльмена с собакой в лесу.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1746-1747 - Лесной пейзаж с сидящим пастухом.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Пейзаж изображает окрестности Садбери, где родился Гейнсборо.
Вдалеке виднеется деревушка Грейт-Хенни с церковью Пресвятой Девы Марии (XI-XIV века).
Около 1746-1747 - Пейзаж с повозкой на извилистой дороге.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1750 - Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
1751 - Посмертный портрет Джона Гейнсборо (1683-1748) - отца художника. Графитный карандаш.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1752 - Портрет миссис Кобболд и ее дочери Энн.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1753 - Саффолкская пашня. Офорт.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1754 - Упавшее дерево. Этюд.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1754 - Цыгане. Офорт.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1755 - Стоящая корова. Этюд.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1755-1757 - Лесной пейзаж со старым крестьянином.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Конец 1750-х - Фрагмент письма Гейнсборо с карикатурными портретами Джона Вуда - учителя танцев и капитана Авраама Клерка.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1759 - Портрет Лэмба Барри.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Лэмб Барри (1704-1768), саффолкский знакомый Гейнсборо, член парламента от Ипсвича.
Табличка на его могиле в церкви Св. Маргарет в Сайлхэме описывает его как человека "образцовой справедливости, умеренности, благочестия и милосердия к бедным; одного из лучших и самых нежных мужей; самого снисходительного отца... и образец непоколебимой добропорядочности. Со всеми этими качествами неудивительно, что он достиг редкого и необычного счастья не иметь ни одного врага на этом свете".
Конец 1750-х - Маргарет Гейнсборо в виде собирательницы колосьев.
(Музей Ашмолеан, Оксфорд).
Еще в 1824 году описание этой картины звучало как "портреты двух дочерей Гейнсборо, в одеяниях крестьянок, на поле пшеницы, собирающих урожай".
Затем "кто-то зачем-то когда-то" портрет этот двойной разрезал.. Половинка с Маргарет (1751-1820) осталась, а о местонахождении половинки с Мэри (1748-1826) до сих пор ничего не известно..
Около 1760 - Портрет Энн Форд. Эскиз.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Эскиз к портрету Энн Форд - виртуозной исполнительнице на гитаре, виоле да гамба, стеклянной гармонике, а также певице..
Около 1763 - Портрет Гарриет, виконтессы Трейси (1722-1795).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1763 - Портрет Мэри и Маргарет, дочерей художника. Эскиз.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1765 - Портрет Карла Фридриха Абеля.
(Национальная портретная галерея, Лондон).
Ну, об Абеле я подробно
писал уже:)
1762-66 - Портрет семьи Джорджа Байяма.
(Музей Холбурн, Бат).
Первоначально (в 1762 году) на полотне были изображены лишь Джордж Байам (1734-1779) - владелец крупных сахарных плантаций на Антигуа, и его супруга, урожденная Луиза Барест.
Когда несколько лет спустя супруги вернулись из своих колониальных владений с дочерью Селиной, Гейнсборо дорисовал на портрете дочь, заодно изменив платье и прическу Луизы:)
Наша знакомая "
экскурсоводная тетушка" и здесь отличилась, поведав деткам, что черная вуаль на голове девочки символизирует ее смерть к моменту запечатления.. Что звучало убедительно, но впоследствии при чтении каталога, увы, не подтвердилось!:)
Около 1767 - Портрет Гертруды, леди Алстон (1731-1807).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
1769 - Портрет питминстерского мальчика.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
На этом портрете, предположительно, изображен племянник и ученик Гейнсборо.
1770-74 - Крестьяне, едущие на рынок. Мел, гуашь, размывка тушью.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1770 - Дерево. Набросок.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Начало 1770-х - Портрет миссис Томас Гейнсборо, урожденной Маргарет Бёрр (1727-1797).
Графитный карандаш, пастель, белила.
(Из коллекции А.Г. Егорова, Москва).
Маргарет Бёрр, незаконорожденная дочь графа Бофорта, стала женой Томаса Гейнсборо в июле 1746 года.
Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги.
Около 1770 - Портрет Джона Рассела, 4-го герцога Бедфорда.
(Национальная портретная галерея, Лондон).
До октября 1771 - Портрет Абеля Мойси (1743-1831).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1772 - Портрет Магарет, дочери художника.
(Галерея Тейт, Лондон).
1777-1778 - Лесной пейзаж с домом. Бумага, мел.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1777 - Померанский шпиц и щенок.
(Галерея Тейт, Лондон)
Ну, этих собачек Абеля я тоже во всех подробностях
показывал уже:)
1778 - Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж.
(Музей Холбурн, Бат).
Луиза Скрайн (1760-1809), обладавшая большими музыкальными способностями, была не только блестящей исполнительницей, но и вместе с мужем, сэром Томасом Кладжем (1751-1782), оказывала покровительство иностранным музыкантам в Англии.
1778 - Портрет Самюэля Линли.
(Картинная галерея Далич, Лондон).
Самюэль Линли (1760-1778) - один из талантливых детей выдающегося музыканта и композитора Томаса Линли (1733-1795), гобоист, певец и морской офицер (умер, заразившись холерой, в первом же плавании).
По семейному преданию, этот портрет был создан Гейнсборо всего за 48 минут, перед самым отправлением Томаса Линли в то самое плавание...
1780-81 - Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками.
(Национальный фонд, аббатство Энгсли, Кембриджшир).
Около 1780 - Трость с вкладной шпагой и ножнами, принадлежавшая Томасу Гейнсборо.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1781-1782 - Пейзаж с пастухом и стадом. Стеклянные пластины, масло.
(Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Около 1783 - Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами.
(Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Выставлена в 1782 - Лесной пейзаж со стадом у водоема.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1783 - Романтический пейзаж с овцами у источника.
(Королевская академия художеств, Лондон).
1784 - Лесной пейзаж с фигурами отдыхающих. Карандаш, размывка тушью.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
1779-1785 - Портрет миссис Элизабети Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом.
(Картинная галерея Далич, Лондон).
На этой картине дети так же пририсованы позже.. Но, в отличие от портрета семьи Джорджа Байяма, добавлены тут к изображению умершей уже к тому времени матери..
Изначально Элизабет Муди (1756-1782), урождённая Джонсон, была изображена на портрете одна, ее правая рука указывала на жемчуг на груди. Скорее всего, портрет был заказан вскоре после ее свадьбы с Самюэлем Муди в 1779 году.
Судя по возрасту мальчиков (Самюэль родился в 1781, Томас - в 1782) окончательный вариант картины относится к 1784-1785 годам.
"Девченочность" изображенных мальчиков - одна из топовых тем разговоров выставкопосетителей:) А, между тем, оба стали офицерами и сделали военную карьеру..
Около 1785-1788 - Лесной пейзаж с пастухом и четырьмя коровами.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1785 - Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
1785 - Портрет Томаса Хибберта (1744-1819).
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Около 1785 - Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда (1754-1788).
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Джон Уитмор Четвинд изображен в возрасте 30 лет в повседневном мундире Королевского флота, будучи капитаном корабля Ее Величества "Экспедиция".
1786 - Рыночная повозка.
(Национальная галерея, Лондон).
Один из последних пейзажей Гейнсборо и одна из самых значительных его работ: картина была закончена за полтора года до его смерти.
Около 1786 - Лесной пейзаж с повозкой. Офорт.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Считается одним из лучших офортов Гейнсборо.
Около 1787 - Лесничий. Набросок.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Один из набросков к картине "Лесничий" (1787), которую Гейнсборо считал своей величайшей работой. Уничтожена пожаром в 1810 году.
1787 - Автопортрет.
(Королевская академия художеств, Лондон).
О связи этого автопортрета художника со смертью его друга композитора Абеля я
уже писал Гейнсборо специально оговорил в своем завещании, что хочет остаться в памяти потомства именно таким: «Мое твердое пожелание, чтобы после моей смерти не делали гипсовых слепков с моего лица, никакого моего изображения не позволяли делать, но если мистер Шарп пожелал бы исполнить гравюру с поясного эскиза, мною написанного и предназначавшегося для Абеля, я даю полное согласие».
1788 - Конверт с прядью волос Томаса Гейнсборо.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Конверт подписан женой художника Маргарет: "Волосы Томаса Гейнсборо, академика, отрезанные его женой 2 августа 1788 года, в день его смерти".
Около 1740 - Старая лошадь. Гипс.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).
Статуэтка лошади - одна из ранних сохранившихся работ Томаса Гейнсборо, выполненная им лет в 14.. Потому композиция тут с посмертной прядью волос художника носит явно читаемый символический характер..
В некрологе, опубликованном в The Morning Chronicle, говорилось, что сразу после того, как художника отправили на обучение в Лондон в 1740-х годах, он "совершил свои первые попытки в искусстве, моделируя фигуры коров, лошадей и собак, в чём он достиг великого совершенства: в гипсовых мастерских есть копия выполненной им старой лошади, которая имеет особую ценность".