Закрывая январь

Feb 01, 2019 00:35

Чтобы разбавить уже немного напряжение этих последних моих постов (которые и читать-то некоторым нежным созданиям оказывается невозможно.., мне же, выстраивая текст, так и вовсе довелось погружаться туда практически побуквенно, что конечно непросто психически), воспользуюсь светлым сегодняшним поводом..

Последний день января, как известно, день рождения Франца Шуберта!.. а это, безусловно, что-то наиболее светлое из появившегося человеческого в этом мире.. хотя и грусти, и трагизма в его музыке много.., а все равно светло и ловишь жадно какую-то неимоверно прозрачнейшую чистоту..!

Вот и вальс его знаменитый, пусть и названный кем-то "траурным" (а, точнее, "скорбным"), но, конечно же, совсем не такой он, а мечтательный и трижды светлый!..

image Click to view


Schubert Franz (1797-1828): "Trauerwalzer" in A flat for piano [1816-18]

Вот.. сыграл, как сумел:).. на фоне первого (из известных) полного автографа вальса, записанного Шубертом специально для Ансельма Хюттенбреннера ( не совсем уж призрачного теперь для нас:) с шутливой дружеской надписью:

"Написано для моего собрата по кофе, вину и пуншу Ансельма Хюттенбреннера, всемирно известного композитора.
Вена, 14 марта в год Господний 1818, в жилище, являющемся его полной собственностью и оплачиваемом 30 гульденами венской монеты в месяц."

Но не все так с этим вальсом просто..

Мало того, что практически весь XIX век половина изданий атрибутировала его, как вальс Бетховена (в несколько другой, правда, аранжировке и с прибавлением "Трио".., взятого, опять же, у Шуберта!)..
я показывал его уже, но сыграю для наглядности еще разок:)

image Click to view



фоном тут выбрано (для красоты!:) парижское издание 1828 года "Souvenir à L. van Beethoven: Six walses et une marche funèbre pour le piano par L. van Beethoven", но появился вальс напечатанным в таком виде в 1826 году, еще при жизни Бетховена.., причем в Германии..

(кстати, первоисточник шубертовский для Трио тут, я тоже сыграл:)

image Click to view


SCHUBERT - Drei deutsche Tänze (D 972, №2)

Но главное даже в другом.., стали появляться критические статьи, усматривающие тему вальса в том или ином произведении, написанном до него..
Я подробно обязательно расскажу всю историю и изданий и догадок.. Материала собрал массу огромнейшую, причем из первоисточников, и все это ужасно интересно!.. но и требует отдельного времени для изложения.. Сейчас же просто наметки схематические..

Так вот, все эти притязания на "первоисточниковость" при ближайшем рассмотрении оказывались довольно отдаленно лишь похожими, ну или гармонически приближенными, но все это было не совсем серьезно..

Однако.., мало кому известен вот этот пример.. с которого, собственно, я и заинтересовался историей этого вальса..

Послушайте первые такты сонаты Сикста Бахмана (о котором я уже рассказывал, но в планах расширение темы до Molto grandioso! разумеется:)..
А издана она, меж тем, аж в 1787 году (написана уж и совсем незнамо когда)..

image Click to view


Sixtus Bachmann - Sonata D-dur, I. Allegretto [1787]

Надо сказать, что в шубертоведении (во всяком случае, классическом) Бахман вовсе не упоминается.. Упоминание же о факте явного сходства начальных тем (полной идентичности их, я бы даже сказал!) встретилось мне лишь в тощем "бахмановедении".., в одной мелконаписанной сноске из зарубежной статьи 1990-х годов.. Так что это все ново и для большинства профессиональных музыковедов, думаю..

Лично я далек от обвинений Шуберта в плагиате.. Да и в вальсе "траурном" именно шубертовского больше, на мой взгляд, во второй его части, в развитии..

Скорее всего, тема эта, что называется, просто витала уже в венском воздухе.., незнамо откуда беря свое начало.. А может и с Сикста даже Бахмана, кто знает.., только о нем самом все тогда уже забыли..



Бетховен, играю, музыкальные истории, Бахман Сикстус, Шуберт, мой youtube

Previous post Next post
Up