Тема смерти в какой-то странной форме стучалась перманентно вчера в мой день..
Началось с того, что утром на работе добрейшая бухгалтерша угостила меня домашней перепелкой.. вид коей взывал, скорее, к мыслям о вечном..
. . .
Вечером же пришла грустная весть, что умер Пушкин..
не Александр Сергеич, конечно, но не менее замечательный (по-своему по-кошачьи) старый кот, названный таки в честь Александра Сергеича.. с которым мне довелось пожить пару недель в этом августе по просьбе уезжавших хозяев, и о котором я так и не написал.. прости, Пушкин... Напишу!
(написал!! -
https://sagittario.livejournal.com/604681.html)
. . .
Ну а посередине были... смерть и девушка.. Точнее "Девушка и смерть".., та самая "штука", что по оценке главного советского "литературоведа" была "сильнее, чем "Фауст" Гете" (а не "посильнее", как принято сей перл цитировать):
Вернее, "любов"! - мягкий знак уже после для иллюстраций энциклопедических аккуратненько пришпандорили:)..
В оригинале же и еще один любитель поэзии, литературы и вообще книг эту любовь свою прям где стоял, там на любимую книгу и вывалил.. (Ворошилов, если кто не в курсе..)
...
Если уж совсем точно, то был интересный как всегда пост
shakko-kitsune об этой сказке-поэме Горького -
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1337625.html..
Мда.., вещь сия и правда оказалась штукой.. Однако, актер поднаторевший живо смогет представить даже и подобное не бесподобное..
Нашел такую вот любопытнейшую запись (с купюрами, правда.. и нонейм, к сожалению, полнейший)..
https://www.russian-records.com/details.php?image_id=48192 А уж если бразды прибирает к рукам музыка, то и вовсе преображается все..
Два интереснейших примера лишь:
Герман Галынин - оратория "Девушка и смерть", 1950
(Гос премия РСФСР им М.И. Глинки, 1968; посмертно)
Click to view
Академ.хор Vivat Самарского гос университета (руководители Н.Герасимва и Н.Герасимов)
Солисты - Е.Костюченко, М.Дальнов, А.Антонов
Академ.симф.оркестр Самарской гос.филармонии
Дирижёр - Г.Клементьев.
Самара,12.10.2010г.
Микаэл Таривердиев - Адажио, Вальс, Тарантелла из балета "Девушка и смерть", 1986
Click to view
Рос гос оркестр кинематографии, дирижёр Сергей Скрипка
Cам же я, как человек все ж устремлений более музыкальных, чем литературных, узнал первее название "Девушка и смерть" (или "Смерть и девушка") от Шуберта.. И даже не столько из песни его (на стихи Маттиуса Клаудиуса), сколько из его же струнного квартета, где песня эта варьируется (что и дало ему впоследствии право называться так же)..
Хотя, возможно, с сюжетом именно этой известнейшей песни, где смерть обволакивает неизбежной своей "дружбой" трепещущую жертву, Горький и полемизировал? и может быть слышал ее как раз в исполнении Шаляпина?
Click to view
Не могу отделаться, кстати, от ощущения звучания тут хора в церкви.. из пьесы с аналогичным названием Петра Ильича Чайковского, заключающей его "Детский альбом" )
Click to view
Айрис Шадрина 7 лет
Впрочем, известно, что Чайковский тут осмысливал распев церковной стихиры "Царю Небесный" 6-го гласа.. и вряд ли думал о Шуберте:
Click to view
Но что Шуберт думал о православной службе - предположение еще более невероятное).. да и ладно, масса всяческих пересечений в музыке неведомых.. Тем более, что в оригинале, да тонко исполненном, все это звучит и вовсе не так пафосно-сценично,как у Шаляпина:
Click to view
Schubert: "Der Tod und das Mädchen", D. 531 (1817)
Várady Júlia & Dietrich Fischer-Dieskau
Ну и вариации квартетные чудесные:
Click to view
Schubert - String Quartet No. 14 in D minor (Death and the Maiden) - II. Andante con moto
Alban Berg Quartett
А полностью этот квартет Шуберта предлагаю послушать в варианте оркестрованном.., сделанном Густавом Малером.. звучит очень экспрессивно.., как какая-нибудь "Просветленная ночь" Шенберга..:
Click to view
Schubert - Death and the Maiden (Arr. by Gustav Mahler)
Praga Camerata / Pavel Hula (2007)