Анна Павлова - Серафим Судьбинин

Feb 14, 2018 21:27

Я вот в предыдущем парижско-оперном посте не подписывал фотографии (хотя таблички добросовестно фотографировал! но лень:), и мало кто догадался, наверное, что женский лик там, в камне утопающий - это не просто изображение какое-то абстрактное, а портрет нашей балерины знаменитой Анны Павловой, причем в образе ее незабвенного Лебедя (умирающего, разумеется)

А поскольку случайной узнал, что 12-го у нее день рождения, оказывается, то совпадением таким грех было бы не воспользоваться для небольшого раскрытия темы (хотя балетоман я сам-то тот еще:))




а табличка там такая вот:



Не сразу, но все же сообразил, что фамилия скульптора русская - Серафим Судьбинин.., и быстренько, конечно, общее про биографию его нашел

Интереснейший человек оказался! Потому немного о нем..



Серафим Николаевич Судьбинин (настоящая фамилия - Головастиков, 1867-1944) происходил из семьи обедневших нижегородских купцов-старообрядцев.. Работал телеграфистом, но увлекался любительскими спектаклями. И так доувлекался, что в мае 1898 года оказался в первом составе труппы Московского художественного театра (к тому времени артистический псевдоним у него уже был Судьбинин). Был занят практически во всех основных спектаклях театра, в пьесе «На дне» роль Сатина исполнял поочередно с К.С. Станиславским.

Одновременно занимался рисованием, лепкой, фотографией. Одна из первых работ Судьбинина, завоевавшая известность, - статуэтка Станиславского в роли доктора Штокмана, героя одноимённой пьесы Ибсена.




Из письма Горького к Станиславскому (январь 1902): "Говорят, в продаже имеется Ваш бронзовый бюст в Штокмане - правда? Обязательно скажите".

Тут слух, которым питался Горький, объединяет две работы Судьбинина - он одновременно сделал и статуэтку Штокмана, и бронзовый бюст Станиславского:




"Станиславский в Штокмане" позже был подарен Судьбининым Горькому и украшал рабочий кабинет писателя.

В 1904 году Судьбинин окончательно бросает сцену и становится скульптором, а благодаря финансовой поддержке небезызвестного Саввы Морозова получает возможность пройти в Париже курс обучения в студиях известных скульпторов, включая Огюста Родена.

Фарфоровый бюст Родена работы Судьбинина из собрания Музея изобразительных искусств Сан-Франциско:




В Париже он и скончался 1 ноября 1944 года.



Работы С.Н. Судьбинина имеются во многих крупных музеях (в том числе и у нас в Русском и в Третьяковке), но я хочу остановиться лишь на Павловой, которую он изображал неоднократно - и в бронзе, и в фарфоре и вот, как видим, в мраморе..

В Центральном театральном музее им. Бахрушина среди экспонатов имеются две фигурки балерин его работы - Павловой и Карсавиной, обе выполнены из бисквита, то есть неглазурованного белого фарфора, что позволило уйти от излишней "игрушечности" жанра и придало маленькой скульптуре даже известную монументальность (при высоте около 30 см).







Павлова изображена здесь в роли Жизели:




Скульптура «Балерина А. Павлова», выполненная Судьбининым в 1908 году по заказу Императорского фарфорового завода во время гастролей балерины в Лондоне, стала одной из популярнейших его работ.
В 1913 году стали выпускаться и глазированные раскрашенные ее варианты:



скульптор-форматор П.В. Шмаков (1913-1914).. На аукционе за нее просят полтора миллиона рубликов..




Первые две - аукционные, а эта из собрания Мемориального музея семьи актеров Самойловых в СПб:




Следующая же и вовсе эрмитажная.., сейчас до мая, между прочим, в Казани демонстрируется..



роспись Е.М. Кордес (1913)

А эта (тоже роспись Е.М. Кордес) из музея Императорского фарфорового завода (страшноватенькая!:)




Имеются так же и бронзовые варианты той же скульптуры



эта из Музея изобразительных искусств Сан-Франциско



Там же демонстрируется и замечательная судьбининская бронзовая статуэтка Анны Павловой уже в роли Вакханки:











А это уже вариант из Бахрушинского.., датируется 1907 годом.., что довольно странно, если учесть, что "Вакханалии" М. М. Фокина (фрагмент балета Александра Глазунова "Времена года") были поставлены им в 1909 году..




В этом образе позировала Павлова не только Судьбинину




в частности, и американской художнице Мальвине Хоффман в 1914 году, которая из сделанных набросков создала серию гипсовых панно "Осенняя вакханалия" (26 барельефов, никогда не показывавшихся полностью):







Существуют еще и такие фотографии, запечатлевшие Судьбинина за работой над скульптурной головой Павловой, явно в образе знаменитого ее Лебедя:




пишут, что 1913 год и что опять фарфор..



Фарфоровых таких голов ее мне не попадалось, а вот бронзовые нашлись..

эта из Бахрушинского музея.., причем датирована на сайте 1901 годом, что, конечно, невозможно, хотя бы потому, что "Лебедь" для Павловой был создан Фокиным в 1907 году..




а эта из Музея изобразительных искусств Сан-Франциско:





Невозможно не заметить тут и сходства с "нашей" скульптурой из парижского Оперного театра (почему-то самой неизвестной из работ Судьбинина, во всяком случае упоминания ее, как и изображения в связи с Судьбининым и Павловой мне не попадались):





Пора уже посмотреть и на сам знаменитый танец..

image Click to view





и версия 1925 года.. укороченная, но зато вначале там Павлова кормит лебедей и даже что-то им пищит:)

image Click to view







Известны, по крайней мере, еще два скульптурных портрета Анны Павловой работы Серафима Судьбинина..

Мраморный бюст:







и гипсовый барельеф в кокошнике:










Вот... И покажу еще некоторые фотографии Анны Павловой (коих, конечно, уйма! балерины любили фотосессии:)..

Но сначала я на сей предмет прочесал электронную библиотеку сайта Gallica, думал оригинальное чего найти.. Потом там же отыскал журналы всякие модные французские с ее фотографиями и оттуда уже повырезал.. А потом полазил по интернету и увидел еще всякого интересного)

В общем, кое что из всего этого - ниже!)











































И вот еще раритет удивительный.. Фильм 1916 года с Анной Павловой в заглавной роли!

На сюжет оперы Обера "Немая из Портичи", или по-американски - "The Dumb Girl of Portici"

Фильм со всякими спецэффектами (например, одетый в черный бархат невидимый на черном фоне партнер, поддержки которого создают иллюзию полета балерины..)

Фильм, разумеется, немой, потому рекомендую завести параллельно увертюру Обера из одноименной оперы, тогда смотреть гораздо веселее!:)

например, эту запись (The London Symphony Orchestra conducted by Victor Olaf, Recorded at Kingsway Hall, London)

image Click to view



image Click to view



Режиссер фильма, между прочим, женщина - первая американская женщина-кинорежиссер Лоис Вебер (1879 - 1939).




И не только режиссер, но и (красавица!:) создатель собственной киностудии и кинопродюсер. В период с 1911 по 1914 годы она сняла более ста фильмов, многие из которых были масштабными историческими драмами с богатыми декорациями...

Закончить же хочу еще одним роликом с нарезками из различных балетов Анны Павловой.., наслаждайтесь!:)

image Click to view



Правда, запись эта выглядит странно, как удаленная.. Но при нажатии у меня все показывает..

На всякий случай приложу два отдельных фрагмента из этой же записи:

Anna Pavlova Dances The Fairy Doll:

image Click to view



Anna Pavlova in Christmas:

image Click to view



--------------------------------------------------------------------
© 2018 Станислав Серапинас (Sagittario)
--------------------------------------------------------------------


художники, балет, танец, Павлова Анна, скульптура, Судьбинин Серафим

Previous post Next post
Up