Вот я
недавно писал про песенку, которая "Ходит по кругу" (а, точнее, я от нее:), и что больше всего меня во всей этой истории поразило - это совершенная неизвестность для меня имени ее первого исполнителя, а именно Льва Барашкова!
Т.е. я действительно первый раз это имя услыхал, когда ролики нашел и выставлял..
Удивительно, как могло это имя пройти мимо меня?.. Ведь сколько знаковых песен того времени связано с этим голосом!..
Одна "Под крылом самолета" чего стоит!
Click to view
(А. Пахмутова - С. Гребенников, Н. Добронравов)
Кстати, тут отрывок из новогоднего Голубого огонька 1963 года в первом куплете использован, и показательно, в какой обойме он там выступал: Зыкина, Кристалинская, Трошин... А ведь это был его дебют на телевидении..
Но для меня наиболее, пожалуй, симптоматично в качестве "знака времени" звучит вот эта его песня.. Про кеды:)) Совершенно неотделимая от манеры и голоса Барашкова!
Click to view
(А. Флярковский - Л. Дербенев)
Или вот еще какая запись интересная.. - с "Заключительного концерта фестиваля советской эстрадной песни". Центральное телевидение, октябрь 1965 года (запись по трансляции с экрана кинескопа).
Здесь Лев Барашков исполняет сразу три песни (с
27:46), включая ставшую для него знаковой "На безымянной высоте" Вениамина Баснера и Михаила Матусовского из кинофильма "Тишина" (1963) -
33:24:
Click to view
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:
00:59 Ну, что тебе сказать про Сахалин? (Я.Френкель - М.Танич) Нина Дорда
05:01 Да (А.Островский - Л.Ошанин) Нина Дорда
08:05 Что солдату надо (В.Соловьёв-Седой - С.Фогельсон) Нина Дорда
11:04 Журавлёнок (Э.Колмановский - И.Шаферан) Людмила Равницкая
14:40 Гренада (В.Рубин - М.Светлов) Людмила Равницкая
17:35 ЛЭП-500 (А.Пахмутова - С.Гребенников, Н.Добронравов) Виктор Кохно
21:20 Моряк сошел на берег (А.Островский - И.Шаферан, М.Танич) Виктор Кохно
24:51 Песенка о весенней капели (А.Бабаджанян - Р.Рождеств) Виктор Кохно
27:46 Ходит песенка по кругу (О.Фельцман - М.Танич) Лев Барашков
30:11 Ты одна ходишь рядом (Я.Френкель-Л.Дербенев) Лев Барашков
33:24 На Безымянной высоте (В.Баснер - М.Матусовский) Лев Барашков
37:12 Опять плывут куда-то корабли (А.Колкер - И.Кашежева) М.Кристалинская
40:55 Вальс о вальсе (Э.Колмановский - Е.Евтушенко) М.Кристалинская
45:45 Девчонки танцуют на палубе ( А.Пахмутова - С.Гребенников, Н.Добронравов) квартет «Советская песня»
47:50 Калина красная (Я.Френкель - слова народные. Обр. - Е.Синицын) Квартет «Советская песня»
52:15 Рязанские мадонны (А.Долуханян- А.Поперечный) Л.Зыкина
57:14 Течет Волга (М.Фрадкин - Л.Ошанин) Л.Зыкина
Невозможно не поддаться обаянию особой доверительной подачи певца.., полной его раскованности и органичнейшему существованию в песне.. Что не удивительно, ведь основная профессия Льва Барашкова была актерская.. После окончания ГИТИСа по курсу Андрея Гончарова работал в московском театре им. Пушкина.
Снимался в фильмах "Аннушка" (1959), "Рожденные жить" (1960), "Им покоряется небо" (1963).. В музыкальной картине "Девичья весна" (1960) сыграл и вовсе главную роль..
Вот эти фильмы привожу тут в полном объеме, но в каждом поставил "флажки" на небольшой фрагмент с участием Льва Барашкова именно, так что, нажимая на "плей", вы увидите лишь его (правда, затем некоторые фильмы почему-то самопроизвольно запускаются с самого начала, но тут их можно и выключить:)
Аннушка, 1959
Click to view
Девичья весна, 1960
Click to view
Рожденные жить, 1960 (на армянском!:)
Click to view
Им покоряется небо, 1963
Click to view
В этих фильмах Лев Барашков не пел, да и вообще пел до 1963 года лишь изредка по мере надобности в спектаклях и радиоспектаклях.. Где и был замечен и порекомендован Александре Пахмутовой в качестве исполнителя ее новой песни "Главное ребята..", с которой и началась его карьера эстрадного певца..
После чего играть и сниматься он практически перестал, но голос его зато в некоторых фильмах зазвучал:
В "Неуловимых мстителях" (1966) его голосом красноармеец поет песенку "Про Сатану"(!!:))
Click to view
(Б. Мокроусов - Р. Рождественский)
А вот одно из последних его выступлений вообще..
Явно не очень хорошо себя чувствующий пожилой уже человек.., с неловко скособоченным галстуком.. и "ребят" почему то осталось в песне уже не "трое", а "только двое"..
Но звучит это очень сильно..! сильнее даже, пожалуй, чем в первоначальном исполнении..
Click to view
В 70-е Барашков продолжал петь, но как-то потерялся.. Его не отлучали от эстрады, как это произошло с Мулерманом, Мондрус и другими, но и себя в изменяющемся времени он как-то не нашел.. У него не было "своего" репертуара, и почти все что он записывал пелось и другими певцами.., обычно более именитыми и голосистыми, чьи исполнения и остались в памяти слушателей..
В его репертуаре были и "Зима" ("Потолок ледяной.."), и "Трус не играет в хоккей", и "Соловьиная роща", и "Мгновения" (был одним из кандидатов на озвучивание песен в фильме), и "Березовый сок", и "Ваше благородие", и даже детские "От улыбки", и "Если с другом вышел в путь"
Click to view
Click to view
Click to view
Пел даже русские народные песни!
Хорошо, кстати, пел.. Записи без труда можно найти в интернете (только в youtube их еще нет)
(многие песни из репертуара Льва Барашкова можно послушать, например, здесь -
http://kkre-19.narod.ru/barashkov.htm)
Но все это выглядело все же некоей неприкаянностью..
Однако в 80-90-е Лев Барашков сумел найти свое особенное, став исполнять авторскую, бардовскую песню (в основном Юрия Визбора, которого знал лично), что вообще делать с эстрады очень не просто.. Но он смог, и делал это исключительно органично, опять же..
Click to view
Здесь он поет песню Визбора "Рассказ женщины" в телевизионной передаче "Золотой шлягер" 1995 года.. Т.е. изредка появлялся на телевидении, но происходило это все реже и реже.. В общем, он был.., но его как бы уже не было..
Тем ценнее сохранившиеся телепередачи, посвященные целиком этому замечательному певцу и человеку (чем больше я "втемливался", тем симпатичнее он мне становился), где он сам отвечает на вопросы и рассказывает о себе..
Таких передач отыскалось две..
Затрудняюсь с точной датой их создания.. - где то в районе 2008-2010 годов..
Хотя время выхода в эфир музыкально-публицистической программы Ивана Цыбина "Аллея звезд", посвященной Льву Барашкову обозначено
на одном сайте, как 23 февраля 2008 года..
Если это действительно так, то получается, что появилась она на экранах ровно за три года до его кончины... Напомню, что умер Лев Павлович Барашков 23 февраля 2011 года (родился 4 декабря 1931)..
И вообще в жизни Льва Барашкова наблюдается немало знаковых совпадений..
Так красной нитью через его судьбу проходит тема летчиков и самолетов..
Отец - военный летчик, мать - работница авиаремонтных мастерских.. Все детство прошло в военном авиагородке.. Подростком сбежал на фронт, пристроившись к авиачасти, сказавшись сиротой (правда, быстро был разоблачен и отправлен к родителям).. Наиболее значительный фильм, в котором снялся - про летчиков ("Им покоряется небо"), там же на съемках приобрел лучшего друга, летчика-испытателя, бывшего затем свидетелем на его свадьбе (к сожалению, вскоре погиб)...
Да и песни.. Первый шлягер - "Под крылом самолета"..., затем - "Обнимая небо":
"Обнимая небо" (А.Пахмутова - Н.Добронравов) из новогоднего Голубого огонька - 1965 (песня вырезана, но весь Огонек тут представлен в полном объеме, можно посмотерть:)
Click to view
И даже в знаменитейшей песне Визбора "Милая моя", ставшей еще одной визитной карточкой певца Барашкова, поется про самолет..
И жест его фирменный, ласково изображающий бреющий полет, в этом фрагменте из телевизионной передачи 1995 года "Золотой шлягер. Сиреневый туман" присутствует:..
https://hot.exporntoons.net/watch/163512331_164785703?jwsource=cl Хочется показать его исполнение этой же песни на концерте 2002 года, посвященному 70-летию Майи Кристаллинской.. Очень трогательно..
Click to view
И еще одна телепередача, посвященная полностью Льву Барашкову - из авторского цикла Олега Нестерова "По волне моей памяти":
Видимо, последнее появление певца на телевидении, если судить по состоянию его здоровья...
И еще хотелось бы привести два материала о Льве Барашкове, из прессы..
В начале 1973 года Барашков неожиданно оказался в эпицентре скандала, разразившегося на страницах газеты «Советская культура». 26 января там было опубликовано письмо жителя города Унечя Брянской области Г. Симоненко, где он описывал гастроли Барашкова в их городе:
«Эстрадные звезды разных величин - не редкость у нас в Унече, где есть хороший вместительный клуб железнодорожников. В его зале выступали и наши, и зарубежные популярные артисты. С нетерпением ждали здесь и артиста московской эстрады Льва Барашкова. Билеты были раскуплены задолго до концерта. И вот артист прибыл. Войдя в клуб, вместо приветствия сказал:
- Где здесь директор?
Нашли директора.
- У вас холодно, - укутывая горло, сказал артист.
Потом прошел на сцену, тронул пальцем клавиши пианино:
- Инструмент совершенно расстроен.
- Как? - изумился директор. Он сам видел, что за два дня перед этим инструмент настраивал приезжий мастер. Не ради Барашкова, а просто по графику.
Но самое-самое началось позже, прямо с вешалки. Еще не все зрители успели раздеться, а концерт уже начался. Москвичи явно не желали считаться с «мощностью» гардеробной. Возле дверей в зрительный зал образовалась давка. Те, кому удалось прорваться, шарили в темноте, отыскивая свои места. Их одернул сам Барашков:
- Рассаживайтесь поскорей…
Спел несколько песен. Одну из них оборвал на полуслове, предупредив, что концерт не будет продолжаться, пока не уберут кого-то из задних рядов. Навели порядок. Затем снова остановка. Артист вопрошает:
- Есть ли в зале директор или кто-то другой, способный закрыть буфет? Там шумят…
Кульминационной точки этот лирико-трагический концерт достиг позже. В задних рядах выкрикнули что-то нечленораздельное. Артист оборвал начатую песню, объявил в микрофон: «Концерт окончен» - и удалился. Пьяного хулигана, бог весть как затесавшегося в зал, увели тут же в вытрезвитель. Но занавес не поднялся, хотя в зале находились шестьсот с лишним зрителей.
Представитель райкома партии и другие руководящие работники района, оказавшиеся среди зрителей, пригласили певца в кабинет, выразили ему сожаление по поводу случившегося, но заметили, что он тоже не прав, лишив всех концерта. Певец удивился и уехал со словами:
- Я завтра в Брянске буду жаловаться…
Зрители на артиста Барашкова никуда не собираются жаловаться. А я считаю, что молчать об этом случае нельзя. Пусть «звезды», приезжающие на гастроли, не судят обо всех по одному хаму в зале, не пасуют перед ним и не капризничают».
Тут нужно понимать, что начало 70-х в СССР - это время коренного идеологического разворота, замораживания "оттепели", лапинских драконовских чисток на телевидении и т.д... И газете "Советская культура" отводилась роль передового цепного пса в блюдении этих процессов, которую она с удовольствием и выполняла.. Такие вещи запускались в процесс, конечно же, по отмашке.., и жертву ждали соответствующие последствия..
Но тут, по счастью, Барашкову было предоставлено слово для объяснения, в котором все описанное предстало в совершенно ином свете.. Достойнейший, на мой взгляд, ответ:
«Единственное, о чем до сих пор жалею, что не был последователен до конца. Что о случае на концерте в Унече не поставил в известность Брянский обком партии и обком комсомола, не зашел в филармонию. Вероятно, я не просто должен - обязан был это сделать, потому что речь идет вовсе не о личной моей обиде.
Давно уже было пора начать, но мы не давали занавес: зрители опаздывали. Ждем десять, пятнадцать минут… По опыту знаю: там, где концерты всегда начинаются вовремя, зритель не опаздывает. Он приучен быть точным.
Первую свою песню «Хлеб да соль» я исполнил в Унече под разговоры и шум зрителей, густо валивших в зал… Мое «рассаживайтесь поскорей», казалось, возымело действие. Но все равно, стоя на сцене, я ощущал несобранность зала. Из темноты задних рядов волнами катилось к рампе какое-то тревожно-игривое настроение. Наверное, каждый исполнитель чувствует, как опасна подобная атмосфера, когда все на грани. Чисто профессиональные навыки помогают артисту на сцене быть самой непринужденностью, хотя внутренне он полон тревоги и предчувствия беды.
И она случилась. Я пел: «Не плачь, девчонка, пройдут дожди. Солдат вернется…» И вдруг в паузе после слов «ты только жди…» из задних рядов раздалась громкая хулиганская реплика.
Зал выжидательно замер, а я сказал, что пока не удалят зрителя, не умеющего себя вести, концерт продолжаться не будет. Со своего места встал подвыпивший парень без пиджака, в расстегнутой рубахе и, продолжая выкрикивать что-то, проследовал к выходу. В рядах зрителей улегся оживленный (гляди, какое происшествие!) шумок. А я прямо с того места, с той паузы, где оборвал песню, продолжил ее.
Петь было нелегко, а тут еще сбоку, из-за кулис - беспрерывный шум, какие-то хождения, разговоры. Смежное со сценой служебное помещение вело прямо в буфет. Как посторонние попали за кулисы, кто разрешил им быть там во время концерта, почему открывалась и закрывалась притягательная буфетная дверь - выяснить было не у кого: представителей дирекции клуба там не было. Пришлось нашему конферансье Вячеславу Вирозубу прямо со сцены просить кого-нибудь из администрации навести порядок за кулисами. Так второй раз был прерван концерт.
Снова выхожу на сцену. Впереди еще цикл лирических песен: о счастливых встречах и горьких расставаниях, о любви, преданности и верности.
«Будет жить любовь на свете» - именно эту песню снова перебила реплика из задних рядов. У меня все оборвалось, и я сказал: концерт окончен. Дали занавес. Петь я больше не мог. Вот и все…
За кулисами, куда пригласили меня после концерта, я слышал лишь упреки в свой адрес. Но я не мог их принять. Как профессиональный артист я, конечно, сумел бы заставить себя петь в любых условиях. Как гражданин - нет. Согласен, из всех, кто сидел в зале, лишь единицы виноваты в том, что произошло. Но именно они, к сожалению, делали погоду.
Я бы солгал, сказав, что сталкиваюсь с подобной ситуацией впервые. Но чаще, гораздо чаще встречается нам прекрасный зритель. В этом году я выступал перед строителями в Набережных Челнах, в Сибири, у нефтяников Азербайджана. Где и зрительные залы похуже, и до клуба не так легко добраться, но как идут люди на концерт, как слушают и как хочется им петь!
Горькие были у меня песни в Унече. Холодная комната, где переодевались перед выходом на сцену, безразличие администрации и к нам, и к концерту, и к публике. Можно подумать: мелочи, ими можно пренебречь или попросту не обратить на них внимание… Но в том-то и дело, что из этих «мелочей», бывает, складывается большее - отношение не к исполнителю, а к тому, что он исполняет. А с таким отношением, по-моему, мириться нельзя. Не знаю, как на моем месте поступил бы другой артист. Но, если по совести, мне не дает покоя еще одно - в Унече я не выполнил просьбы, донесшейся из зала. Кто-то хотел услышать песню «На безымянной высоте». А я не спел. Не мог спеть».
(
источник)
Этот скандал, по счастью, не погубил окончательно карьеру Барашкова - он продолжал гастролировать и изредка записываться, но это был сигнал "на списание", и постепенно он отошел на второй план...
Закончить же хотелось бы интервью, которое певец дал корреспонденту «Люберецкой газеты» Богдану Колесникову (13.09.2008)
...
- Лев Павлович, знаю, что Ваша судьба неразрывно связана с Люберецким районом.
- Мой батя там войну начинал: в 16-ом истребительном авиационном полку, который охранял Москву. Как сейчас помню, что первый сбитый немецкий «Юнкерс» рухнул в районе Ухтомки. И примечательно то, что его сбил лётчик из нашего военного городка. А мы мальчишками бегали смотреть на подбитый вражеский самолёт, разглядывали его, изучали детали…
На территории гарнизона находилась Высшая офицерская школа воздушного боя. Знатная была школа. Туда даже знаменитый лётчик Александр Покрышкин привозил своих ребят на обучение. А в одной из ремонтных мастерских работала моя мама. Так мы с мальчишками там каждую деталь самолёта изучили. Знали всю авиатехнику наизусть. И, признаюсь, ракетницы втихаря оттуда тырили. А когда в ночном небе грохотал салют, мы устанавливали во дворе похищенные ракетницы, поджигали фитиль и - бабах! Первый залп, второй… Глядим, а в нашу сторону уже бегут солдаты. Мы - врассыпную.
Выпускников Высшей офицерской школы отправляли на фронт. Наши ребята принимали первый бой под Кёнигсбергом, и в первый же вылет наш самолёт был сбит фашистами. Среди погибших - лётчик Лёня Нестерюк. Отличный парень, он мне был как брат родной.
Я тоже загорелся полететь на военном самолёте, чтобы увидеть боевые действия собственными глазами. «Ребята, возьмите меня с собой, - упрашиваю их. - Я буду что-нибудь делать по хозяйству». Сначала они долго сопротивлялись, но в итоге решили взять. Первая посадка нашего самолёта - полевой аэродром в селе Волосово под Подольском, где формировались авиачасти. С меня сняли мерки, сшили форму. Определили помогать военным: подвозить еду. Но откуда ни возьмись появился какой-то подполковник и сообщил ребятам: «А ведь я знаю этого пацанёнка. Он из авиагородка». «Верно. Но у него ни отца нет, ни матери, - начали ему докладывать наши ребята. - Он один». «Как один? У него отец есть. Ребята, его необходимо отправить домой». И меня в срочном порядке отослали обратно в Люберцы. Иду по авиагородку, как герой! Мол, домой возвращаюсь после боёв!
- Вы же и в Доме офицеров мальчишкой выступали?
- Ещё как выступал! И перед офицерами, и перед рядовыми солдатами… Усаживались они поудобнее и ждали, когда «народный артист исполнит песню». А мне тогда было всего лет 10-12. Когда пел: «Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука», ребята улыбались. Но у некоторых на глаза слёзы наворачивались. Совсем молоденькие были. Эх, сколько наших мальчишек полегло в земле сырой…
После выступлений начинались танцы. Никогда не забуду, как ребята брали меня с собой на ужин. Это был праздник! Ведь авиаторов кормили не как всех - гораздо лучше. В городке было подсобное хозяйство, которое снабжало воинские части. И я с моим товарищем Витькой Ильченко устроились там пасти коров. Моим первым заработком стала буханка хлеба и молоко. Но когда я со всем богатством пришёл домой, у мамы глаза стали квадратными. «Откуда это?», - растерялась она. Её волновало, не своровали ли мы эти продукты.
- Какой была обстановка в гарнизоне в военное время?
- Люберцы были закрытым городком, на улицах было тихо, спокойно. А когда утром 9 мая 1945 года объявили, что война закончилась, я побежал сообщить эту радостную новость своему другу. Кричу ему под окном: «Толька, война кончилась!» Сам несказанно радуюсь. А он спит. Тогда я беру камушек и бросаю ему в окно. Стекло, конечно, вдребезги. Но зато сообщил другу о Победе. Отмечали мы это событие, как могли! И на Красную площадь ездили. Что там творилось: военным не давали проходу. Их мгновенно подхватывали и подкидывали высоко в воздух. Все ликовали!
- А что Вас заставило уехать из Люберецкого района после окончания войны?
- Мой отец отвоевал, и его перевели в другую воинскую часть. Сначала мы жили в Латвии, потом в Литве. Оттуда переехали в Западную Украину, в Мукачево, затем в Стрый. Вскоре перекочевали в город Чертков Тернопольской области, откуда вернулись в Москву, в город, где я родился. Но в Люберцы я всё же иногда приезжаю к своим друзьям: там до сих пор живут наши соседи по дому и мои одноклассники. Я учился в школе №1. Мечтаю выступить в Доме офицеров, но пока никак не удаётся.
- Лев Павлович, в последние годы Вы редко появляетесь на телевидении. Отказываетесь выступать?
- Я уже не нужен… (тяжело вздохнул). Нас быстро забывают. А как в советское время чтили немолодого Леонида Утёсова. Люди не могли скрывать своей радости и счастья видеть его на сцене. Сейчас же всё наоборот: старики перестали быть востребованными. Правда, за последние годы я выпустил три компакт-диска.
- И Ваши диски мгновенно разобрали.
- Да?! (с приятным удивлением). Песни там очень хорошие, мелодичные, с красивыми словами.
- Давайте поговорим о кино. В этом году исполняется 45 лет кинофильму «Им покоряется небо». Расскажите, как Вы попали на съёмки этой картины?
- В тот день я был на киностудии имени Горького. Там меня и познакомили с очаровательным кинорежиссёром Татьяной Лиозновой. Картину «Им покоряется небо» мы снимали на горьковской киностудии, в подмосковном Жуковском и в Монино - там, где базируются ОКБ А.И. Микояна. У меня на съёмках появился друг - лётчик-испытатель Игорь Кравцов. В этом фильме он делал подлёты. Кстати, через некоторое время Игорь стал свидетелем на моей свадьбе. Но не прошло и месяца, как пришло печальное известие: он погиб во время очередного испытания. А я в это время был на гастролях с Утёсовым. «Лёва, ну если надо, значит надо», - бросил тогда Леонид Осипович и отпустил меня проститься с другом.
- В фильмах сейчас продолжаете сниматься?
- Нет. Не приглашают. Но сниматься я готов!
- Чем же Вы сейчас занимаетесь?
- В магазин хожу. Ведь я в семье самый главный поставщик продуктов (заразительно смеётся).
(взято тут -
http://marie-olshansky.ru/muz/levbar.shtml)