Восковая персона

Aug 25, 2016 14:31

Речь не о повести Тынянова, а о том, что его на сие, собственно, вдохновило.

О самой восковой фигуре Петра Первого, и о книге, в коей фигура эта "Надзирателем Императорския Кунст-камеры" Осипом Беляевым в 1793 году подробно и описана "с присовокуплением достоверных известий и любопытных сказаний".



Вот одно такое "любопытное сказание", приведенное в связи с ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА париком:)

"Парик, надетый на голову восковой ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА статуи, сделан из собственных Его волосов, которые Государь, во время похода своего в Персию, бывшаго в 1722 году, no причине великих тамошних жаров, приказал себе обрезать и сделать из них сей, ныне нами видимый на восковой Его статуе, парик. Сказывают, что ПЕТР Великий днем покрывал себя большою шляпою, а по вечерам, которые там довольно холодны, или когда погода сыра становилась, надевал сей сделанный из волосов своих парик, который для того и носил всегда в своем кармане. Но уверяют, что пока Государь не имел своего собственнаго, брал и надевал Он нередко на себя парики чужие, как то и действительно можно видеть из следующаго примера.


ПЕТР Великий возвращаяся в 1716 году из Голландии, прибыл в Данциг в воскресный день перед обедом... Государь, проезжая по городу, с удивлением приметил, что улицы были пусты и почти ни один человек не встречался с ним до самаго того трактира, в котором Он остановился. Вошедши в него, спросил Он у хозяина, какая бы тому была причина, что в таком многолюдном городе не видно на улицах почти ни одного человека? Хозяин отвечал Государю, что весь народ в церкве слушает проповедь, и для того во время богослужения запираются городские ворота. Государь не хотел пропустить сего случая видеть воскресное тамошнее богослужение и просил хозяина, чтоб проводил его в церьковь. Хозяин то исполнил. В церькве находился тогда и правительствовавший Бургомистр, который уведомлен уже был от стражей о прибытии ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА.

ПЕТР Великий вошел в церьковь, когда проповедь была уже начата. Бургомистр тот час встал со своего места, пошел на встречу Царю, и отвел Его к Бургомистрскому месту, повыше прочих находившемуся. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО сел, и приказав сесть подле себя Бургомистру, слушал проповедь с великим вниманием. Многочисленное собрание в церкве смотрело больше на Государя, нежели на проповедника: но сие не могло нарушить Его внимания, и Он почти не спускал глаз с проповедника.

Между тем почувствовав, что открытой Его голове было холодно, снял Он не говоря ни слова большой парик с сидевшаго подле него Бургомистра, и надел его себе на голову. И так Бургомистр сидел с открытою головою, а Государь в большом парике до окончания проповеди: потом снял Он парик и отдал Бургомистру; поблагодарив его небольшим наклонением головы.

Можно вообразить, каковое удивление произведено было сим приключением, для Данцигских граждан столь не обычайным, а для Государя весьма обыкновенным.

По окончании богослужения городской магистрат прислал от себя к Государю депутатов, для засвидетельствования почтения от всего города, и для пожелания Ему благополучнаго пути. Тогда некто чиновник из Царской свиты объявил сим депутатам, что Данцигское богослужение весьма понравилось ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ, а приключение в церкве с париком г. Бургомистра не должно казаться им удивительным и необычайным; по тому что ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО никогда не смотрит на маловажные обряды, и привык в церкве, когда голове Его бывает холодно, снимать парик с Князя Менщикова, или с кого нибудь другаго из стоящих подле Него, и надевать оный на себя".

Кино!:))



(фото взято отсюда)

А и много чего в этой книге есть еще интересного.. Желающие могут сами прочитать, ибо Ленинка щедра!:)
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004103741#?page=1

Есть там место, и напрямую, как кажется, послужившее толчком к написанию Тыняновым своего знаменитого рассказа:

"Чтож касается до распространившагося повсюду слуха, что статуя сия некогда поднималась и имела движение по желанию каждаго; сие действительно до принятия ея в Кунст-камеру было, как то видно из помянутаго Кормедонова письма, где именно сими словами написано: корпус весь из дерева, который имеет движение, как кому пожелается.
Но имела ли она сие движение по вступлении своем в Кунст-камеру, о том я ни в каких записках, колико ни старался, не мог отыскать известия: по чему и принужден был разпрашивать о том у многих достоверных людей, по 40 и 50 лет при Академии Наук служивших; однакож никто того не видал и не запомнить, чтоб статуя сия когда нибудь в Кунст-камере поднималась.

Некоторые уверяли, что она ни прежде, ни до вступлении в Кунст-камеру, не имела приписуемаго ей движения, чему приводяш следующее доказательство. Когда предложено было ПЕТРУ Великому, не благоволит ли ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО приказать сделать по кончине своей восковую Августейшия своея особы статую в точной Его величине, дабы потомство, взирая на нее, и по смерти премудрому своему Монарху удивлялось.
И когда Государь дал на сие свое изволение; тогда некто из предстоящих примолвил: что не прикажеть ли ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО статую сию устроить так, чтоб она имела движение и могла подниматься.
- Подниматься! возгласил тогда с удивлением Государь: да для кого? - Не лучше ли, друзья мои, сказал потом, оставить ее в покое; поелику подлинник во всю жизнь безпокоился.
Тогда со стыдом все замолкли, и никто уже более говорить о том не осмелился.

Другие же напротив того сказывали, что сия статуя действительно прежде устроена была так, как в вышепомянутом письме показано, то есть, поднималась и имела в членах движение по желанию каждаго: но при переноске ея в Кунст-камеру все, способствовавшия к движению ея пружины, были разрушены, и она поставлена в Кунст-камеру в таком точно положении, в каковом ныне мы ее видим, и ей удивляемся. И поистинне величественное ея положение, в каковом она представлена седящая в Креслах, вселяет в каждаго удивление со страхом и любовию смешенное".

Напомню сие точное "величественное ея положение":



(http://dlib.rsl.ru/viewer/01004103741#?page=1)

А теперь сравним с тем аморфно-паралитическим, каковое мы можем наблюдать сегодня (уже в воссозданном "Зимнем дворце Петра I" в Эрмитаже):



(http://250.hermitage.ru/index/show/25)

Но ладно бы там одно положение.. Но костюм!?..
Читаем:

"Кафтан, находящийся на статуе ПЕТРА Великаго, сшить из плотнагo голубаго гродетура, длиною в один аршин и 8 вершков, по которому надета голубая лента ордена с. Апостола Андрея Первозваннаго, со звездою на левой стороне...
Камзол из того же голубаго гродетура; длиною в 1 аршин и 4 вершка, и следовательно только четвертью короче кафтана. Полы, клапаны и рукава вышиты серебром одинакаго узора с кафтанным..."

Где это все??

А ведь не так еще и давно все это действительно выглядело, как и описано:



(http://www.hellopiter.ru/Simakin.html)

Ну, понятно, что все когда-нибудь приходит в ветхость, требует замены и т.п...
Костюм и действительно тщательнейшим образом отреставрировали и теперь он демонстрируется отдельно (подробно это описано и показано, например, здесь - http://amsmolich.livejournal.com/234543.html)..




Но на самой-то статуе?!.. Разве подобная радикальная подмена соответствует хотя бы элементарным реставрационным принципам??

А кортик!? Куда кортик дели??!
А он, меж прочим, драгоценнейший..

"Портупея по кафтану, перепоясанная, сделана из того же самаго гродетура, из каковаго и все ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА платье...
Кортик в портупею сию вложен, длиною полагая с ефесом в 1 аршин и 5 вершка. Кортик сей есть тот самый, который подарен был ПЕТРУ Великом от ЕГО БЕЛИЧЕСТВА Августа втораго Короля Польскаго. Ефес кортика, длиною в 3 вершка с четвертью, сделан из яшмы и убран красными разной величины и фигуры яхонтами, коего конец изобразует конскую голову, имеющую во лбу вставленный не большой продолговатой алмаз, и с уздою из самых мелких четвероугольных яхонтов составленной.
Чаша и оправа ефесная состоит из чистаго золота, на которой по обеим сторонам изображены разныя военныя орудия, как то: знамена, барабаны, луки, стрелы, факелы и проч.
Клинок стальной, отпущенный на обе стороны , шириною к ефесу на один вершок, с золотою, длиною в 2 вершка, насечкою, на которой с одной стороны изображен двуглавый орел с державою и скипетром с надписью: Оlonez (город, где клинок сей был делан); а на другой военный корабль
с надписью же: 1720 (год, в котором делан был клинок).
Ножны сего кортика сшиты из шадриновой кожи, в которых находятся ножик и вилка, вложенныя в нарочно для них у чаши ефесной сделанном вместилище: первый длиною, полагая с череном, в 4 с половиною, а вторая в 4 вершка.
Черены, как вилки так и ножа, состоят из чистаго золота. Наконечник ножен так же золотой, около одного вершка длиною имеющий".

И как по иному читаются теперь тыняновские строчки: "Прощайте, кортик с портупеей! Кафтан! Туфли!"...


Петр I, Тынянов, памятники, старые книги

Previous post Next post
Up