Из дневника 14-летней Матильды Кшесинской:
[1886]
Пятница 19 декабря:
Днем был Бертенсон, он привел к нам в дом своего товарища англичанина Макферсона, но я его не видела, потому что не выходила. Они скоро ушли.
Четверг, 25 декабря
Пришли с визитом Бертенсон и Макферсон, так как сегодня первый день Рождества. Сегодня я познакомилась с Макферсоном, но не успела его разглядеть, так как сейчас ушла с горничной к Мане Андерсон...
Воскресенье, 28 декабря
...Когда я стояла в передней с Лелей и держала ее пальто, вошел Макферсон и предложил свои услуги. У лелиного пальто подкладка была разорвана, и, когда Макферсон вошел, мы убежали. Макферсон к Леле стал приставать, когда она опять пришла, и она, недолго думая, захлопнула ему перед носом дверь...
[1887]
Понедельник, 5 января
Вечером у нас были Бертенсон и Макферсон. Бертенсон все время ко мне приставал, и Макферсон меня спросил: "Что, он вас обижает?" - "Да", - ответила я и пошла в свою комнату писать дневник. Бертенсон ко мне несколько раз входил в комнату, но я каждый раз его просила уйти, говоря, что сейчас кончу писать и приду. За ужином Бертенсон сидел около меня и опять же приставал. Все смеялись и говорили, что Бертенсон за мной сегодня ухаживает. Макферсон все время взглядывал на Бертенсона, улыбался.
Пятница, 9 января
..Пришел Макферсон, и вскоре после него Бертенсон. Я читала. Макферсон и Бертенсон схватили мой сак-де-войяж, вынули из него мои башмаки и положили по одному себе в карманы. Один башмак взял Макферсон, другой Бертенсон, и все время ко мне приставали. Я им говорила, чтоб они отдали башмаки, но они так в карманах и оставили, Потом уж только отдали. Я им показала свои карточки. Макферсону очень они понравились, и он хотел взять, но я вырвала альбом...
Понедельник, 12 января
Пришел на урок Жак Бертенсон... Пришел и Макферсон... Жак вырвал у меня ленты с косы, я рассердилась и пошла играть на рояле, потом опять вернулась. Жак ленты мне не отдавал и хотел меня поцеловать, Но я не поддалась и ужасно визжала. Макферсон советовал мне подергать Бертенсона за ус. Он этого ужасно не любит. Бертенсон ушел и, когда уходил, тогда только отдал мне ленту... После ужина Макферсон ушел последний. Юля еще за ужином говорила Чарлю, чтобы он что-то мне сказал, что я тогда всю ночь не засну. Я приставала, чтобы Чарль мне сказал, но он и не сказал. И действительно, я всю ночь не могла заснуть, но не от этого, а потому что мне было жарко.
Суббота, 24 января
Сегодня вечером пришел к нам Чарль Макферсон. Большее время мы провели в разговорах. Макферсону я обещала достать значение цветов, танцев и т.д.
Вторник, 3 февраля
Сегодня мамино рождение... Гостей набралось порядочно... Конечно, были и Жак, и Чарль. Играли в разные игры, разговаривали и т.д. Когда все уходили, в передней ко мне все приставали Макферсон и Бертенсон, да и все время раньше.
Суббота, 21 февраля
...Я с Лелей читала мой дневник, писали на бумажках имена, где, что и т.д. Лежали, вдруг Леля мне сказала: "Знаешь, Маля, отчего-то мне кажется, что Макферсона зовут не Чарль, а Чушка!" Мы соскочили и обе хохотали..
Воскресенье, 22 февраля
... Бертенсон сидел возле меня, и во время обеда мы все ссорились и дрались... Мы уже думали, что Макферсон не придет, потому что он пришел поздно. Он ко мне сегодня так приставал, что я от него бегала по всем комнатам, а он за мной. Он мне надоел, и я заперлась у себя в комнате. За ужином Макферсон сидел около Лели, и Леля около меня. Он все время нам все предлагал и некоторые закуски по несколько раз. Я или Леля считали, через сколько минут Макферсон съедал каждый кусочек ветчины. Макферсон и Бертенсон приходили по нескольку раз ко мне в комнату, когда я и Леля там бывали. Я на Макферсона сегодня рассердилась.
Среда, 25 февраля
... Вечером к Юзе пришел на урок Бертенсон с ним Макферсон. Я с Макферсоном сегодня помирилась. Юля с Чарлем села на одно кресло, а я с Жаком на другое и взяла зонтик. Папа и мама, когда вышли, рассмеялись. Жак просил меня достать мою карточку из "Баядерки" и ему дать, потому что я здесь очень хорошо снята. Когда Жак смотрел у меня в альбоме Юлину карточку, он схватил нож, который лежал у него под рукой, и я это сейчас рассказала Юле. Жак сам смеялся. После ужина Юзя учил меня вальсу, и конечно я умела, только это у меня было одно воображение, что я не умею танцевать вальс. Я танцевала и с Макферсоном, и с Бертенсоном, и они оба сказали, что я очень хорошо танцую. Когда они уходили, я их попросила на понедельник на мои именины. Ночь была прелестной, луна светила так, чтобы было светло как днем.
Понедельник, 2 марта
Сегодня для меня большой праздник, потому что мои именины... Я была вечером сегодня в розовом платье и сама сознавала, что сегодня я интересная... Танцы начались с вальса. Я очень много танцевала, и особенно с Макферсоном. Он прелестно танцует вальс. Первую кадриль я танцевала с Гвоздецким и была уже приглашена на следующие кадрили: на вторую Макферсоном, на третью Бертенсоном, на четвертую Носовым. Но весь вечер танцевали одну кадриль. Только что начали танцевать мазурку, позвали на ужин... Макферсон сидел около меня и сказал, что ему сегодня такая честь, потому что он сидит около виновницы сегодняшнего бала. Мужчины подходили ко мне и пили за мое здоровье. Перед ужином, когда мы танцевали мазурку, я очень устала и покраснела. Я взяла Юлин черный веер, и все время закрывала им свое лицо. Макферсон вдруг мне сказал: "Веер очень хорошо, но ваше личико еще лучше". Макферсон весь вечер, как взглядывал на меня, улыбался. Он меня просил называть его Чарль, а я ему сказала, что тогда его так буду называть, когда он меня будет называть, как я ему сказала. Макферсон и еще кое-кто мне сегодня говорили, что я очень сегодня интересная. Я просила их этого мне не говорить, потому что они меня конфузят. После ужина мы еще танцевали мазурку. Когда Макферсон уходил, то мне сказал, что из всех барышень, которых он знает, я одна такая забавная... Когда все разошлись, Юля мне сказала, что я очень понравилась Макферсону, потому что все говорю прямо в глаза, и когда он с ней сидел, все спрашивал, где я.
Пятница, 6 марта
Юля и я вечером остались вдвоем дома. Я вырезала закладку. Вдруг позвонили. Это был Макферсон. Я была не одета, и горничная мне принесла платье к папе в комнату, где я и оделась, а потом вышла поздороваться. Макферсон все приставал ко мне, чтобы я показала ему свою свидетельство, но я не показала. Когда приехала мама, все вместе сидели у Юли в комнате. Макферсон несколько раз хотел ко мне подойти, но я сейчас убегала в свою комнату. Потом я села за стул, на котором сидела мама, и пришивала я к танцевальным башмачкам ленточки. Макферсон опять мне сказал, что мое личико лучше, чем стул... Макферсон уехал до ужина.
Суббота, 7 марта
Опять сегодня у нас праздник, потому что Юзины именины... Вечером у Юзи были из театра товарищи, кроме их гостей было немного. Макферсон и Бертенсон тоже были. Когда я, Юля и Макферсон сидели за чаем, Макферсон вдруг мне задал такой вопрос: когда мне позволят выйти замуж? Я ничего не ответила, потому что знала, с каким умыслом он это сказал. Весь вечер он от меня не отставал, и мне он надоел.
Воскресенье, 8 марта
Когда я вышла пить кофе, мама и Юля стали меня дразнить и называть меня мадам Макферсон, и я сердилась. Так как сегодня воскресенье, то и сегодняшний вечер у нас были гости, и в числе их Макферсон. Как только пришел Макферсон, я заперлась в своей комнате. Потом я вышла в Юлину комнату, он там сидел с Юлей и попросил меня спичек, я пошла за ними в свою комнату. Макферсон пошел за мной. Я ему бросила спички и захлопнула дверь. Я знала что это было очень невежливо, но ничего не сказала. Я нарочно сегодня зачесала наверх волосы, чтоб быть неинтересной и разонравиться Макферсону. Я ужасно возилась с Бертенсоном, и за ужином он сидел рядом со мной.
Суббота, 14 марта
... Вечером был у нас Макферсон, но я почти совсем с ним не разговаривала. Перед самым ужином пришел Бертенсон.
Воскресенье, 15 марта
На обеде у нас был Макферсон. Он сидел против меня. Он посмотрел на меня и спросил тихо Юлю, отчего я сегодня такая бледная, разве я не здорова? Я отчего-то покраснела и встала из-за стола, но сейчас же вернулась. Вечером опять пришло несколько человек. Я с Макферсоном и сегодня очень мало разговаривала.
Пятница, 20 марта
Весь вечер я вырезывала закладку для Израилева, но не кончила. Я ее вырезывала при всех. Все любопытничали, кому я делаю, и отгадывали. Они думали, что Макферсону, или Бертенсону, или Перетцу, одному из трех. Но я им все говорила, что скажу, кому я делаю, когда будет готово.
Суббота, 21 марта
Нарочно встала раньше, чтоб кончить закладку. Наконец, когда я кончила, сказала папе, кому я делала. Все удивились, что не могли догадаться. Закладку я взяла в училище, чтобы отдать Израилеву. Но мне не удалось отдать, хотя Израилев и ждал меня и с ним еще кто-то был. Но я его совсем не видала, и, что он стоял в коридоре, мне сказала Рош. Я потому ему не отдала, что здесь было много девочек. Был у нас Макферсон, и я ему показывала закладку.
Воскресенье, 22 марта
Как и каждое воскресенье, у нас обедали Макферсон и Бертенсон. Бертенсон сидел возле меня, и мы все время возились. Вечером я была занята делом и редко выходила из своей комнаты.
Четверг, 26 марта
... Воспитанниц сегодня всех отпускали домой... Я попросила Юзю позвать Израилева, а сама пошла в уборну за закладкой. Когда я вышла, у дверей коридора стоял Н.А. Облаков. Я ему поклонилась и спросила, нет ли здесь Юзи. Он сказал, что Юзя здесь ходит. Юзя сейчас ко мне вышел вместе с Израилевым, а Н.А. Обухов ушел. Я отдала Израилеву закладку и сказала, чтоб он ее скорей спрятал. А потом сказала, чтоб он наверно пришел во второй день Пасхи. Он сказал, что придет наверно и вместе с Титовым, и ушел. Юзя сказал, что позовет и Трудова, потому что, если позвал Титова и Израилева, то надо и Трудова.
======== Примечания:========
Кшесинская Матильда Феликсовна (1872-1971) - знаменитая русская балерина и педагог.
Юзя - Кшесинский Иосиф Феликсович (1868-1942), брат Матильды Кшесинской, характерный танцовщик Мариинского театра, в 1928 году получил звание заслуженного деятеля Республики, скончался от дистрофии в блокадном Ленинграде.
Юля - Кшесинская Юлия Феликсовна (в браке баронесса Зедделер; 1865-1969), сестра Матильды Кшесинской («Кшесинская 1-я»), занимала одно из ведущих мест в кордебалете Мариинского театра.
Леля - Левинсон Ольга Фердинандовна (1871-?), после окончания Санкт-Петербургского театрального училища в 1889 г. танцовщица кордебалета Мариинского театра.
Израилев Федор Иванович (1872-?), после окончания Санкт-Петербургского театрального училища в 1890 г. определен в балетную труппу Мариинского театра. Параллельно с работой в театре окончил драматические курсы и с 1892 г. переведен в труппу Александринского театра.
Бертенсон Жак и Макферсон Чарль - неустановленные лица.
В книге М. Кшесинской "Воспоминания" о Макферсоне есть следующие строки, дополняющие эти дневниковые записи:
"Четырнадцатилетней девочкой я кокетничала с молодым англичанином Макферсоном. Я им не увлекалась, но мне нравилось кокетничать с молодым и элегантным юношей. день моего рождения он приехал со своей невестой, это меня задело, и я решила отомстить. Пропустить этот афронт даром я не могла. Выбрав время, когда мы все были вместе и его невеста сидела рядом с ним, я ненароком сказала, что люблю по утрам до кофе ходить за грибами. Он любезно спросил меня, не может ли пойти со мной. Этого мне только и нужно было - значит, клюнуло.
Я ответила в присутствии невесты, что если она даст ему разрешение, то я ничего не имею против. Так как это было сказано в присутствии всех гостей, то ей ничего не оставалось, как дать требуемое согласие. На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами. Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками - подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась. Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести".
(по книге: Нечаев В.П. В поисках минувшего: Из жизни Русского зарубежья: Очерки, беседы, документы)