Сальери - лик, лицо, личина

Aug 23, 2013 00:44

Я, вот, в предыдущем посте портрет Сальери когда вставлял, то выбирать старался по принципу, как мне казалось, малоизвестности, незамусоленности его..
Хотя, как выяснилось, именно выбранный помещен аж на почтовую итальянскую марку:))



... а еще кое-кому показалось, что Сальери, тут изображенный, и моя, извиняюсь за выражение, мордулезенция - прям одно, так скзать, лицо!:)).. насчет чего сам я, ну совсем не уверен:)).. однако, окунуло это меня вдруг с потрохами и одномоментно в сальериеву шкурку.. и аж холодок по спине пробежал - неуютненько в этой шкурке, должен вам доложить!).. страшна, ух, сила многовековых наветов.., умом все понимаешь, а в спинном мозге червячок подлый все ж сидить., шевелится..

бедный, бедный Сальери!..

.. но, это все я так.. в качестве прелюдии бормотал просто:).. к тому, что озадачился я в результате вопросом нахождения и систематизации всех портретов сего прославленного (и ославленного..) маэстро..

и вот что из этого получилось..

Портретов Сальери наскреблось из разных источников довольно мнгого.., вот некоторые из них:

























многие явно вторичного происхождения, варьирующие не модель, а лишь слепки со слепков.., а некоторые и вовсе, как говорится, "из другой оперы".., что, в общем-то в портретном деле давнишних знаменитостей явление вполне обычное..
Но главное выявить среди этого относительного обилия хотя бы первоисточники..

Напомню только (для пущей ориентации во времени и пространстве:), что родился Антонио Сальери в 1750 году (а, стало быть, был всего на шесть лет Моцарта постарше, а не как их принято изображать в паре чуть ли не стариком и юношей).. В 16 лет был запримечен венским императорским придворным композитором Флорианом Гассманом, ставшим его покровителем и учителем.. Гассман к тому же ввел Сальери в узкий круг приближённых императора Иосифа II, что обеспечило дальнейшею его карьеру при венском дворе.. После смерти Гассмана в 1774 году Сальери занял его должность придворного композитора, а в 1788 году был назначен на пост придворного капельмейстера, который занимал до 1824 года..

Композиторская слава пришла к Сальери с первой же его оперой ("Образованные женщины", 1770).. Оперы и принесли композитору всеевропейскую известность, всего их им написано более 40.. Последняя, зингшпиль "Негры" (ох, он был еще и неполиткорректен!!:)) - в 1804 году.. Но сочинял много разнообразной и другой музыки..

Последние десятилетия посвятил в основном педагогике, воспитав множество выдающихся музыкантов, среди которых, между прочим, значились:  Лист, Шуберт, Мейербер, Гуммель, Бетховен, Керубини, Карл Черни, Рис, Зюсмайер, сын Моцарта Франц Ксавер, Герольд, Умлауф, Мошелес, Вейгль, Хюттенбреннер, Рейха и т.д. и т.п... Причем малоимущим ученикам (как, например, Шуберту) давал уроки совершенно бесплатно, памятуя о благодеянии, которое самому ему оказал в свое время его учитель Гассман..

За год до смерти разум Сальери помутился, он пытался даже покончить с собой, что только подлило масла в огонь муссировавшихся в те годы отвратительных слухов о "Сальери-отравителе" (жадным поэтическим ухом Пушкин уловил их аж в России)..

7 мая 1825 года Сальери скончался.. Хоронили маэстро под звуки Реквиема, им же самим для себя написанного еще в 1804 году:

image Click to view



.. Впрочем, все это вещи достаточно хорошо известные и относящиеся скорее к внутреннему лику его.., к, так сказать, личине:)..
а вот как выглядело его лицо?) Попробуем разобраться..

Несмотря на кажущуюся пестроту портретов их можно объединить в несколько групп.. по принципу схожести..

В первую напрашиваются следующие, явно связанные друг с другом портреты, где Сальери предстает относительно молодым:

1802 - Карл Траугот Ридель (Riedel, Carl Traugott, 1769-1832). Гравюра



[?] - Иоганн Готфрид Шеффнер (Scheffner, Johann Gottfried, 1765-1825). Гравюра



1815 - Генрих Эдуард фон Винтер (Wintter, Heinrich Eduard von). Литография
(та самая, которую избрал я, грешным делом, раньше для иллюстрации:)


Очевидно (хотя бы исходя из датировок), что литография Винтера 1815 года является копией одной из двух представленных тут гравюр, причем достаточно вольной и "романтизированной".. Что лишь уводит нас дальше от реального облика композитора.. (так что и ничего я и не похож!:))

Гравюры же Риделя и Шиффнера очень между собой схожи и отличаются практически лишь зеркальностью изображения, а отсутствие датировки у Шеффнера не позволяет с точностью определить кто тут был первым..

Однако, кое-какие предположения все же можно сделать, если воспользоваться излюбленным мной "гравюрным" критерием, под условным названием "пуговички"!:)

Как известно, при изготовлении гравюры рисунок наносится художником на доску зеркально относительно получаемого в итоге изображения..
Так же хорошо известно, что пуговицы на мужской одежде располагаются с правой стороны!:)..

И вот очень часто так случается, что если художник делает оригинальную гравюру (копируя, обычно, рисованный портрет), то изначально он эту самую зеркальность при создании учитывает.. А если делает лишь копию, то срисовывает изображение с оттиска именно так, как видит (ведь это гораздо проще!), и результат получается уже, естественно, зеркальным относительно копируемого оригинала.. И все бы ничего, да вот только пуговички предательски на это в таком случае указывают, волшебным образом перемещаясь у мужчин на "женскую" сторону их одежды (но кто, кроме каких-то "дотошников" на это обратит внимание!:)..

В данном случае "правильные пуговички" мы имеем лишь на гравюре Риделя, из чего напрашивается вывод, что именно она и является изначальным оригиналом здесь..

С другой стороны, несколько смущает, что изображенный тут Сальери выглядит достаточно молодо, лет на 30-40, но никак не на 52, сколько ему было в 1802 году (год создания гравюры Риделя).. И уж не существовал ли какой-то более ранний прототип в виде портрета или миниатюры Сальери, позже, возможно, утраченный?..

Тем более, что пример "правильного" копирования в исполнении того же Риделя так же имеется.. Например, любимого моего Даниэля Штейбельта (1765-1823)!:)



1805 - Guérin, Pierre-Narcisse



1809 - Riedel, Carl Friedrich

В общем, вопросы.., вопросы..)

Кстати, практически аналогичную ситуацию мы имеем с изображениями другого выдающегося музыканта той эпохи - Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809)

Те же художники, те же, практически, даты, те же "пуговички" (вновь "правильные" только у Риделя!:))



1803 - Riedel


? - Scheffner


1815 - Wintter

и вновь изображенный значительно моложе даты Риделя.. ох..:)

1803 - Ридель, Карл Траугот. Гравюра


[?] - Шеффнер, Иоганн Готфрид. Гравюра


1815 - Винтер, Генрих Эдуард фон. Литография


Изображение Винтера вновь значительно раскрепощено и романтизировано:)..

Ему же, кстати, принадлежит и литография учителя Сальери - Флориана Леопольда Гассмана (1729-1774)..
Приведу ее тут для полноты исторической картины:)



Литография эта, как помечено на ней самой, выполнена Винтером в 1815 году, и в уважаемых источниках пишут, что сделана она с картины Антона Хикеля (Karl Anton Hickel, 1745-1798)..
(Пуговички, как обычно у Винтера, перевернуты!:))

Хотя, вполне возможно, что не с самой картины он копировал, а с гравюры Иоганна Бальцера (Johann Balzer, 1738-1799), датируемой в одном источнике - 1772, а в другом - 1780 годом..



.. которая уж точно сделана с картины Антона Хикеля, о чем внизу гласит специальная пометочка - "Antonius Hikel del."



Вот.., есть и живописный портрет Гассмана..



однако, в его атрибутах на сайте gty.im говорится, что принадлежит он кисти "анонимного художника"..

И в сетевой Австрийской энциклопедии (http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop.g/g129820.htm), где дан тот же портрет (только в несколько урезанном и переконтрастированном виде), и указано местонахождение его (Gesellschaft der Musikfreunde in Vienna - Общество любителей музыки в Вене), художник назван так же анонимным!



Хотя, не надо быть особо въедливым и внимательным, чтобы заметить, что именно с этого портрета и делалась вышеприведенная гравюра..
А, следовательно, автором этого портрета является Карл Антон Хикель!!:)

Интересно было бы узнать, как он атрибутирован в Обществе любителей музыки:)

..ну,.. заодно уж и музыки Гассмана надо тогда немного послушать:).., а то так мало она известна..

Квартет №3 e-moll:

image Click to view



Да.. так вот..) Когда рассматривал я гравюры с изображением Альбрехсбергера, то попалась на глаза мне еще одна



на которой значилось, что гравюра эта работы Жана Найдля (Jean Neidl), и сделана она по рисунку Штайнхаузера де Тройберга (Stainhauser de Treuberg).. И что-то в ней было такое, что заставляло думать, что вот он настоящий оригинал.. Вернее, первая гравюра по портрету сделанному Штайнхаузером (который мне не удалось найти, видимо, он утрачен).. Первее и Риделя, и Шеффнера, и уж конечно Винтера..

Стал я подробнее смотреть про Найдля и Штайнхаузера тогда.. Ничего биографического про них не узнал, кроме полных имен и дат жизни:

Йоханн Йозеф Найдль (Neidl, Johann Joseph) (1776-1832)

Гандольф Эрнст Штайнхаузер фон Тройберг (Stainhauser, Gandolph Ernst von Treuberg) (1766-1805)

и еще, что масса существует гравюр (и не только Найдля) по рисункам Штайнхаузера, а вот самих его рисунков ни одного найти не удалось..

Вот, например, гравюра молодого Бетховена работы Найдля по рисунку Штайнхаузера.. Датируется 1801 годом



а это гравюра Риделя.. то ли по гравюре Найдля уже, то ли по рисунку того же Штайнхаузена.. тоже 1801 года



Вот, что написано по этому поводу на сайте http://beethoven.ru/node/585:

"Самое раннее из атрибутированных живописных изображений Бетховена относится предположительно к 1800 году. Это портрет работы австрийского художника Gandolph Ernst Stainhauser von Treuberg, который был написан вскоре после первого большого успеха композитора в Вене (первая «Академия» в Бургтеатре, 1800 г.). Оригинальный портрет не сохранился, однако он послужил образцом для нескольких гравюр..
Гравюра венского мастера Иоганна Найдля созданная для издательского дома Giovanni Cappi была опубликована в 1801 году.
Лейпцигский издатель Franz Anton Hoffmeister также заказал гравированную версию портрета Карлу Риделю.
Сохранился также портрет маслом, подписанный именем Bock или Boch. Неизвестно, является ли этот портрет копией работы Штайнхаузера или наоборот (частная коллекция, Берлин)".



Между прочим, как раз в этом примерно возрасте Бетховен написал и посвятил своему учителю Антонио Сальери три сонаты для скрипки и фортепиано опус 12:



image Click to view


...

Ну и, самое главное!:) все эти изыскания оказались не бесплодны!)..
На сайте Beethoven-Haus Bonn я отыскал все ту же гравюру Сальери работы Риделя:



только в описании там значилось:
"Гравюра Карла Траугота Риделя по рисунку Гандольфа Эрнста Штайнхаузера фон Трауберга"!!

А позже удалось найти уже и гравюру Сальери, по каемочке которой внизу прописаны были столь знакомые теперь уже нам имена Найдля и Штайнхаузера!)



От гравюры Риделя она практически неотличима (потому я сразу и не распознал ее), но все же выражение лица тут несколько иное.., особенно взгляд.. В нем нет уже и тени надменности..
Как бы хотелось взглянуть на оригинальный рисунок Штайнхаузера!

.. Но.., отыскалась только подкрашенная гравюра все того же Риделя


.. нет, все же Найдля мне нравится гораздо больше!..:)
...

Ну и в заключение.. Если уж тут мимоходом зашла речь об Альбрехтсбергере, и он сыграл такую значительную роль в установлении истины, то необходимо сказать о нем еще несколько слов..

В Вене рубежа 18-19 веков было два безусловных авторитета в области музыкальных премудростей, два прославленных мэтра, обучаться у которых почитал за счастье каждый настоящий музыкант.. Это Сальери и Альбрехтсбергер..

И если Сальери преподавал преимущественно вокальную композицию, то Альбрехтсбергер был непререкаемым авторитетом в области контрапункта.
Поэтому ничего удивительного, что в учениках и того и другого перебывали почти все выдающиеся композиторы того времени, и не только Вены.. У Альбрехтсбергера учились, например, Гуммель, Карл Черни, Мошелес, Фердинанд Рис, братья Пиксис, Вейгль, Теппер де Фергюсон, Антон Рейха, сын Моцарта Франц Ксавер и многие другие.. В 1794-1795 годах учился у него и Бетховен.. А после того, как Альбрехтсбергер умер (в марте 1809 года, всего за два с небольшим месяца до кончины великого Гайдна), Бетховен согласился давать уроки теории музыки его внуку...

Фундаментальные знания Альбрехтсбергера в искусстве полифонической композиции были систематезированы и изданы им в труде под соответствующим же названием: «Фундаментальное руководство по композиции…»




А портрет, иногда встречающийся в некоторых интернет-статьях о Сальери (и потому помещенный мной в сводную табличку его портретов в начале поста) изображает вовсе не Сальери, а как раз-таки Альбрехтсбергера:))



Правда, он тоже делался далеко не с оригинала, ибо художнику Леопольду Купельвизеру (1796-1862) в год смерти Альбрехтсбергера было всего 13 лет, но кто когда на это смотрит!:)
Но это уже все другие истории.. коим несть конца и края:)

За сим я заканчиваю на сегодня про эту часть портретов Сальери.. А чтобы хоть как-то компенсировать энергозатраты героев, дочитавших все это до конца и почтить память так помогшего мне Альбрехтсбергера выложу концерт его для арфы и.. варгана:)

image Click to view





================================
© Станислав Серапинас (Sagittario)
================================

портреты, Бетховен, Сальери, Альбрехтсбергер, Гассман

Previous post Next post
Up