Анна Герман - Доменико Скарлатти

Feb 20, 2013 19:40


Тут, вот, 14 февраля у Анны Герман День рождения оказывается был!
Об чем своевременно напомнила глубокоуважаемая Юля-julietfabr:)
И выложила при этом примечательнейшую и далеко, как мне кажется, не всем известную видеозапись певицы, где она исполняет.. арию... из оперы Скарлатти.., причем, Доменико!:))

image Click to view


(http://youtu.be/wXbdFuOUoJo)

Вообще, есть нечто глубоко символичное в том, что оперу, поставленную при римском дворе польской королевы-изгнанницы, по рождению француженки, написанную итальянцем, нашедшим свой неповторимый стиль в Португалии и ставшим мировым классиком на испанской земле, исполняет дочь российских немцев, родившаяся в Узбекистане, вошедшая в историю, как знаменитая польская певица..

Не знаю как и кому пришла идея записать арии именно из этой редкой барочной оперы и именно с Анной Герман.., но результат получился весьма любопытный и неожиданный..

Т.е. знаток тут конечно может и поморщится, мол, какое же это барокко.., особенно в местах, когда интонации певицы совсем уж "скатываются" к простодушно песенным оборотам..

image You can watch this video on www.livejournal.com


(http://8video.ru/v/12644404/NzcyMzYxNjBfMTU5NzkyOTc3/)

Но ведь в том же, с другой стороны, и особая прелесть и неповторимость тут..
Когда обычно типово объективизированные и потому несколько отстраненные барочные эмоции перешагивают вдруг через раму сцены и приблизившись к слушателю почти вплотную говорят уже не о "страдании", "гневе" или "ликовании", как о вещах категориальных, а как о самых обычных наших человеческих и даже, возможно, домашних горестях, радостях и страданиях..
Проще говоря, все становится предельно человечным именно.., как и все, впрочем, у Анны Герман..

Возникает совершенно иного рода красота.. душевная..

Что вовсе не отвергает красоту героизированную, конечно же..
В этом смысле показательно сравнить два исполнения одной арии все из той же оперы Доменико Скарлатти "Фетида на Скиросе":

ария Фетиды "Vi lascio tranquille" (Переплыв море, выхожу на берег..)

"классическое", вот с этого, кажется, диска

image Click to view



и "домашнее", в исполнении Анны Герман



обе прекрасны, на мой взгляд.. Каждая по-своему..

Кристальная чистота вокала при невыразимой легкости звукопарения у Герман - это отдельная, конечно, "песня"..
Все это тем более поразительно, что систематического музыкального образования Анна Герман (1936-1982), насколько я понял, практически не получила.. Да и до учебы ли ей было, когда уже в неполных два года в небезызвестном 37-ом она лишилась отца, став автоматически дочерью "врага народа".. И с несчастной матерью-"полувдовой" все предвоенные и военные годы скиталась по среднеазиатским и сибирским городкам..
А в 10 ее лет им пришлось обустраиваться уже в разоренной войной Польше.. Без языка, без родных.. Мать - прачка, дочь, чуть повзрослев, вынуждена совмещать учебу в общеобразовательном лицее с работой.. А потом геологический факультет..

Вот все, что мне попалось по поводу музыкального ее образования:

"Ирма Давыдовна (мать Анны) рассказывала, что музыку Аня полюбила с детства. Еще в Ургенче бегала к одной знакомой учительнице пения, которая учила её нотной грамоте. И петь начала очень рано, причем песни были далеко не детские." (http://www.citizenship.ru/index.php?art=213&no=13)

"В 1962 году в Варшаве Анна Герман сдала экзамен перед государственной квалификационной комиссией для артистов эстрады. Это позволило ей заниматься вокалом у профессора Прошовской, которая была лучшим педагогом, и высоко ценилась в музыкальной среде Польши. После этого Анна по стипендии Министерства культуры и искусства стажировалась два месяца в Риме.." (http://bezwodkinierazbieriosz.salon24.pl/278347,bialy-aniol-polskiej-estrady)

Приведу остальные треки с этого диска (Polskie Nagrania MUZA XL 0743 LP - 1971; Polskie Nagrania MUZA PNCD 681/Andromeda ACD 0681 CD - 2001)



1. Vorrebbe dal tuo cor (Дай знак, что любишь ее). Женский терцет (транскрипц.)


3. Sento l'aura (Слышу ветер, шумящий в деревьях). Ария Антиопы


4. Lasciami crudo amor (Пускай мне отомстит гневный бог). Ария Антиопы


5. Credimi o core (Верь мне, сердце). Ария Дейдамии


6. Per credere (Хочу вечно тебя слушать, чтобы знать о своей любви). Ария Дейдамии


7. Amando tacendo (Любить надо в молчании). Женский терцет (транскрипц.)


8. Se da un empio (Если кто-то погубил твою любовь…). Ария Антиопы


9. Quando in notte (Предвестие бури). Ария Антиопы


10. Lasciami piangere (Позволь проронить слезу…). Дуэт Фетиды и Ахиллеса (транскрипц.)


11. Cessino i vostri gemiti (Радостные вести несу вам). Ария Фетиды


Весь диск выложен, как в формате Flac - http://intoclassics.net/news/2009-12-08-1007
так и в формате mp3 - http://www.aveclassics.net/news/2011-10-02-1192

Есть и еще один момент.. Диск этот был записан в 1971 году... Когда Анна только-только поправилась после страшной автомобильной катастрофы..

"27 августа 1967 года после концерта в итальянском городе Форли по дороге в Милан её итальянский администратор и аранжировщик задремал за рулем и врезался в бетонное ограждение автострады. Их нашли под утро: разбитый «ФИАТ» с потерявшим сознание водителем, а метрах в двадцати от него окровавленное тело женщины - польской артистки Анны Герман, как быстро установила дорожная полиция.

На третий день после катастрофы в Милан прилетели мать, только что перенесшая инфаркт, и жених Анны Збигнев Тухольский. «Ничего определенного сказать нельзя, - развел руками врач. - Травмы очень серьезные - переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга, множественные ушибы… Вся надежда на сердце и молодой организм»... На двенадцатый день к ней вернулось сознание. «Когда Анечка впервые открыла глаза и узнала нас, - вспоминала потом мать, - она сказала: «Все будет хорошо! Ведь я же ещё и Виктория, значит, Победа».

Она действительно победила смерть, но теперь, как и предупреждал врач, начиналось самое трудное - возвращение к жизни. Появились мучительные режущие боли, которые, казалось, пронизывали все клеточки тела. Чтобы не терзать близких видом своих страданий, она училась подавлять боль, улыбаться и болтать о пустяках, когда хотелось кричать и даже выть от боли. После операции она ощутила себя как в каменном мешке - все тело от стоп до подбородка облегал гипс. Тогда, наверное, впервые в жизни она горько и безутешно плакала.

Боли постепенно отступили, на смену им пришли горестные мысли. Анна жалела мать, которой и в молодости, и в старости выпало столько испытаний. Жалела Збышека, который столько лет проходил в женихах, чтобы опекать теперь беспомощную калеку… И за себя было горько - в тридцать лет оказаться прикованной к постели!..

Когда Анну перевозили в Варшаву, ей казалось, что дома она быстро пойдет на поправку. Но впереди её ожидали ещё полтора года больницы и все тот же ненавистный гипс... Как о величайшем счастье мечтала Анна о том дне, когда его с неё наконец снимут. Счастья не получилось: она не находила в себе сил управлять привыкшими к неподвижности конечностями... Месяц за месяцем её учили двигать руками и ногами, чуть-чуть приподниматься над подушкой. Каждое движение причиняло острую боль, но с каждым разом все живее становилось тело...

Наконец, под Рождество Анну отпустили домой. То была всего лишь переданная им во временное пользование квартира Министерства культуры, но в любом случае - человеческое жилище, без запаха больницы и вида снующих повсюду медсестер и врачей. Она могла уже сидеть на постели и смотреть телевизор, перебирать свои клавиры, писать книгу воспоминаний, которую начала еще в больнице...

Почти три года не выходила она на улицу. Страшно исхудала, в лице не осталось ни кровинки. Ужасалась, глядя на себя в зеркало. Збышек начал выводить её на прогулки. Ночью, чтобы никто не видел (Анна стеснялась своей беспомощности), он переносил её на руках в машину и увозил за город. Там, в течение долгих месяцев учил её ходить, а Анна… пела.

К 1970 году она уже ходила по комнатам самостоятельно, опираясь на палку. И смогла осуществить то, о чем мечтала на больничной койке - вымыть дома полы и приготовить любимый борщ и отварную картошку с селедкой. Ещё через полтора года она возобновила концертные поездки..." (http://www.citizenship.ru/index.php?art=213&no=13)

... В завершение приведу сольный фильм-концерт певицы, снятый и продемонстрированный на польском телевидении в 1973 году. Открывался он как раз арией Фетиды, тем роликом, с которого и начался этот пост..:


(http://video.yandex.ru/users/serv1989/view/117/)

Польский телеканал "Культура". Телевидение Катовице (1973).

1. Ария Фетиды "Вести радостные несу вам" (опера "Фетида на о. Скирос", муз. Доменико Скарлатти).
2. Подарок милому (муз. Я. Славинского, Анны Герман - ст. Е. Сонецка).
3. В моих снах (муз. J. Slawinski - ст. A. Jastrzebiec-Kozlowski).
4. Панни в санях (муз. J. Slawinski - ст. T. Kubiak).
5. Русская раздольная (муз. Е. Куликова - ст. Михаила Рябинина).
6. Белый конь (муз. Анны Герман - ст. Э. Буонассизи).
7. Хватило одного мгновения (муз. и ст. Кшиштофа Цвинара).
8. Анна Герман и Кшиштоф Цвинар - Ты, только ты / Лишь бы только со мной (муз. и ст. Кшиштофа Цвинара).



песни, Герман Анна, опера, Скарлатти Доменико

Previous post Next post
Up