Цепочка посвящений

Apr 06, 2007 23:00

Несправедливо незвучащие композиторы.. Сейчас по крупицам приходится восстанавливать факты их биографий, выискивать ноты.., а, между тем, в свое время они были очень известны и популярны и, главное, воздействовали на сознание следующих композиторских поколений, в чем те, в свою очередь были очень им благодарны..
Что выражалось, в том числе, и в посвящениях создаваемых ими произведений.. Любопытно и поучительно, надо сказать, обращать на эти посвящения внимание.., жаль только, что не всегда их редакторы изданий воспроизводят..

Вот, к примеру, Штейбельт..
Я уже писал о нем ( http://sagittario.livejournal.com/15350.html) и обязательно продолжу, но сейчас о другом немножко..

Во "время оно" композиторы старались получить разрешение на посвящение своего произведения от особы знатной, с положением.., обозначая тем самым и свой статус, а заодно получая (пусть и чисто гипотетически) покровителя в лице князя, принца, а то и короля или императора..:)
Вот и свой 7-й фортепианный концерт, названный "Военным концертом в греческом вкусе", Штейбельт посвятил российскому Императору Александру I, что в общем и естественно, поскольку служил в это самое время у того придворным капельмейстером.


Сейчас этот концерт совершенно неизвестен, не играется и, разумеется, не переиздается.. А жаль.. Несмотря на характерную в целом для Штейбельта некоторую затянутость и однообразность в разработке, он обладает целым рядом несомненных достоинств, и вообще любопытен многими моментами, вполне новаторскими для своего времени..

Так, например, в заключительной его части помимо солиста в исполнении участвует сразу два оркестра - традиционный симфонический и военный духовой, что должно создавать, по всей видимости, весьма оригинальный звуковой эффект..

Но главное заключается конечно же в самой музыке, вполне драматичной, вдохновенной и очень... шопеновской..!



Ни в одной биографии Шопена имя Штейбельта в связи с возможными влияниями даже не упоминается, но достаточно взглянуть хотя бы на два фрагмента из штейбельтовских концертов, чтобы поразиться этим совершенно шопеновским уже интонациям.. Ничего более близкого к мелодике Шопена в дошопеновскую эпоху просто не встретишь..:

Штейбельт: 6-й концерт, часть I (фрагмент)




Штейбельт: 7-й концерт, часть I (фрагмент)




Но это еще не все.. Если сравнить начальные такты знаменитого 1-го фортепианного концерта Шопена e-moll с началом 7-го концерта Штейбельта (в той же тональности, кстати), то сходство заглавных тем сразу же бросается в глаза.. Судите сами:

Штейбельт: 7-й концерт, часть I (1811-12)




Шопен: 1-й концерт, часть I (1830)




Надо сказать, что 7-й концерт Штейбельта появился приблизительно в 1811-1812 г.г., во всяком случае 5 апреля (24 марта ст. стиля) 1812 г. он исполнялся в Москве самим автором.. В 1823 году Штейбельт уже умер..
Шопен же, как известно, в 1810 году только родился, и свой номинально первый фортепианный концерт (а фактически - второй) написал в 1830 году, т.е. на 20 лет позже штейбельтовского.., очень существенный срок для того бурного периода развития фортепианной музыки.

Обычно, в литературе в качестве возможного прототипа этого шопеновского концерта упоминается фортепианный концерт Гуммеля a-moll, с которым Шопен разумеется был прекрасно знаком и, более того, слышал в исполнении и самого автора, выступавшего в Варшаве в 1828 году. К слову сказать, именно этот концерт играл на выпускных экзаменах из Благородного пансиона в 1822 г. и восемнадцатилетний Глинка..

Вот темы гуммелевского и шопеновского концертов:

Гуммель: концерт a-moll, часть I (1816)




Шопен: 1-й концерт, часть I (1830)




Сходство тем действительно наблюдается (не говоря тут, разумеется, о несравненно большей красоте и вдохновенности музыки Шопена), но и сходство главных тем концертов Шопена и Штейбельта несомненно тоже имеет место и, на мой взгляд, проявляется гораздо явственней..

Трудно сейчас установить насколько музыка Штейбельта была известна маленькому Шопену.., но еще сомнительней предположить, что он ее вообще не слышал, тем более что именно в то время она была достаточно популярна еще и концерты Штейбельта вполне могли исполняться в Варшаве, где наместником сидел родной брат российского царя..

Но Шопен мог подпасть под ее влияние и опосредованно, например, через музыку так почитаемого им в молодости Калькбреннера, кому, кстати, и посвящен этот самый первый его фортепианный концерт..

У Калькбреннера тоже имеется фортепианный концерт в e-moll, сочинения 1826 года, и его начало также имеет некоторое тематическое сходство с упомянутым штейбельтовским, хотя и в меньшей степени, чем шопеновское:

Калькбреннер: 2-й концерт e-moll, часть I (1826)




Тема, на мой взгляд, заслуживающая более подробного и пристального изучения...

Вот, хотел о посвящениях, а получилось о другом несколько:)
Впрочем, о посвящениях продолжение тут - http://sagittario.livejournal.com/34919.html

--------------------------------------------------------------------
© 2007 Станислав Серапинас (Sagittario)
--------------------------------------------------------------------




Шопен, Гуммель, ноты, забытое, пианисты, Калькбреннер, Штейбельт

Previous post Next post
Up