Говорить об Иоганне Кунау и не затронуть тему его Библейских сонат совершенно невозможно, поскольку если Кунау и вспоминают, то в основном как автора именно этого цикла..
Библейские сонаты, а вернее «Музыкальное представление некоторых библейских историй в шести сонатах, исполняемых на клавире» (1700) являются ярчайшим образцом так называемой программной музыки, т.е. музыки, иллюстрирующей некий сюжет.., в данном случае - библейские истории.
Кунау вовсе не был изобретателем данного жанра (как иногда ему приписывается), о чем недвусмысленно заявил и сам в предисловии к Сонатам: "Я не первый, кто прибегает к подобного рода изобретениям: уже у
знаменитого Фробергера и других превосходных композиторов имелись изображения различных баталий, водопадов, похоронных церемоний"..
А также приводит в пример некую сонату, "появившуюся несколькими годами ранее, сочиненную княжеским капельмейстером, которой он дал титул La medica. Насколько я могу вспомнить, это описание стонов больного и его близких. Последние бегут к доктору, извергают слова своего горя, наконец, появляется жига, под которой стоят слова: «пациент поправляется, но не совсем достиг выздоровления»"...
Вообще говоря, использование волшебства музыки в качестве банального звукоизображения есть, на мой взгляд, не слишком достойное занятие:)..
Как говаривал Малер: "О себе знаю одно: пока я могу выразить мое переживание в словах, я наверняка не сделаю из него никакой музыки. Потребность высказаться музыкально-симфонически возникает только там, где царят смутные ощущения, у двери, которая ведет "в другой мир", - мир, где вещи не отделяются больше друг от друга местом и временем."..
И, в основном, подобные затеи разжигают больше любопытствующую часть нашего рацио, нежели находят отклик в сердце.. (хотя и тут бывают, конечно, исключения, достаточно вспомнить знаменитейшие вивальдиевские Времена года, где детализированное звукописание, будь то жужжанье мух или падение подскользнувшегося на лед, вовсе не затмевают прекрасности целого, а многие слушатели даже и не подозревают об их там присутствии:)).
Однако тема эта слишком широка для подробного ее тут рассмотрения..
Потому вернусь к Кунау, тем более, что сам он предпослал сонатам обширнейшее (и, добавлю, достаточно путаное:) предисловие с рассуждениями на сей счет..
(полный текст предисловия можно прочесть тут -
www.stmus.nm.ru/arc/402/642.htm)
На семи страницах обычного книжного формата Кунау рассуждает о власти красноречия над нравами и об уподоблении музыки ораторскому искусству, но... тут же замечает, что воздействие сие зависит от настроения слушателя.. Говорит о преимуществах влияния вокальной музыки (поскольку слово в музыке "приобретает огромную силу"), но тут же утверждает, что "там, где чисто инструментальная музыка побуждает к такому аффекту, она достигает большего"..
Далее он переходит к изложению достаточно механистической теории аффектов (ставшей очень популярной в начале уже следующего, 18-го века), рассматривающей использование различных родов экспрессии в качестве музыкального воздействия на слушателя:
"По моему мнению, первый из них (родов) представляет собой определенные аффекты, посредством которых побуждают слушателя к соответствующему настроению. Затем следуют другие, происходящие из природы или искусства. И эти последние действуют таким образом, что слушатель может воспринять намерение композитора, даже если аффект не подчеркнут словом. Это бывает, когда имитируют пение птицы (как кукушки, так и соловья), звон колоколов, грохот пушек, а также когда один инструмент имитирует другой, например, на клавире изображается звучание труб и литавр.
Но когда стремление к аналогии выражается в том, что сами музыкальные разделы строятся таким образом, что могут каким-то образом быть сравнимы с изображаемыми вещами, то в этом случае слова конечно необходимы, так как если речь идет о правильном понимании, то звучащие гармонии здесь столь же беспомощны (или еще беспомощнее), чем язык немых".
Однако и тут замечает, что "если темперамент слушателя не расположен к вниманию.., то музыка окажет почти так же мало действия, как пение сказочных сирен на заткнутые уши Улисса и его товарищей".
Ко всему прочему, в середине текста вдруг и вовсе всплывает
алгебраическая задача, в качестве Lusu ingenii (игры ума) призывающая читателя разгадать фамилию одного итальянского музыканта (к этому месту мы еще
отдельно вернемся..)
После чего Кунау лихо добавляет, что и "представляемое сочинение, как отчетливо дает понять моя юная муза на первом титульном листе, является ничем иным как подобной Lusu"..
Ну и чего, спрашивается, огород было на семи страницах городить, коль речь об Игре!:))
Впрочем, как к игре и отнесемся).., и перейдем к подробному рассмотрению собственно уже сонат..
-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):
-
Битва Давида и Голиафа (Соната №1)-
Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)-
Свадьба Иакова (Соната №3)-
Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)-
Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)-
Смерть и погребение Иакова (Соната №6)-
Задача из Предисловия к "Библейским сонатам" -------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:
-
Кунау: "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)-
Кунау: "Свежие клавирные плоды" (1696)-
Предисловие к "Свежим клавирным плодам"-
Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"Плюс:
-
Магнификат Иоганна Кунау-
Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау ================================
© Станислав Серапинас (
Sagittario)
================================